Время и Деньги
29.08.2011 Политика

Националисты с избиений приезжих переключились на борьбу за власть

Количество нападений в России на лиц кавказской и азиатской внешности резко сократилось, утверждают правозащитники. По их данным, это связано со сменой настроений в националистической среде: ультраправые разуверились в эффективности такой формы борьбы за права титульной нации, как избиение гастарбайтеров, и решили, что бороться нужно с властью и за власть.

Летом этого года было отмечено резкое снижение количества инцидентов, связанных с расистским и неонацистским насилием, говорят эксперты информационно-аналитического центра "Сова". За этот период пострадал 21 человек, летом 2010 года пострадавших было 85 человек. Всего за восемь месяцев 2011 года пострадали 106 человек (16 погибли), в 2009 году столько же пострадали только за летние месяцы, а в 2010 году за тот же период от расовой ненависти пострадали 434 человека.

"Мы не ведем статистику по временам года, но то, что избиений и убийств по мотивам национальной неприязни в последнее время стало меньше, тоже констатируем", - прокомментировал РБК daily источник в МВД.

"Снижение происходило потому, что неонацисты, причем как руководители, так и рядовые активисты, переключают свое внимание с уличной борьбы с этническими врагами на войну с властью и за власть", - объясняет эксперт "Совы" Вера Альперович. По ее словам, в среде неонацистов уже открыто пропагандируется идея о том, что нападать на приезжих смысла нет, "когда есть власть".

"Ключевые идеологи уличного насилия действительно переменили свою позицию и пропагандируют сейчас, что дворников и строителей трогать не надо, - прокомментировал РБК daily лидер движения "Русские" Александр Белов. - Вторая причина снижения насилия - это возросший после "Манежки" контроль за молодежными организациями ультраправого толка со стороны правоохранительных органов".

Подъем публичной активности в политической деятельности ультраправых в докладе "Лето-2011", подготовленном центром "Сова", объясняется приближающимися думскими выборами. Причем лидеры запрещенных националистических движений плотно сотрудничают с так называемыми системными партиями.

Так, например, ЛДПР проводила в Госдуме "круглые столы" с участием лидеров запрещенных движений Александра Белова, Дмитрия Демушкина и Георгия Боровикова. Впрочем, авторы доклада "обвиняют" в связях с ультраправыми не только ЛДПР, но и эсэров, "Правое дело" и "Народный фронт" Владимира Путина.

Свою роль сыграли и события на Манежной площади в декабре 2010 года, отмечают представители "Совы". Националисты не забыли случайный успех этой стихийной акции, вызвавшей столь широкий резонанс, и все лето старались развить его. Поводы выбирались разные - от ЧП в поселке Сагра Свердловской области до убийства полковника Буданова и студента Ивана Агафонова.

Предстоящее возвращение на президентский пост Владимира Путина националисты также могут начать трактовать в свою пользу - как возможность "приблизиться" к власти, вспоминая, что премьер отправился вместе с футбольными фанатами на могилу убитого Егора Свиридова, полагает руководитель "Гражданского содействия" Светлана Ганнушкина.

Кроме того, националисты, по данным правозащитников, в последнее время стали активно заниматься правовой защитой подозреваемых в расовых преступлениях и поддержкой заключенных неонацистов.

К примеру, националистов не устраивает, что в представительствах северокавказских республик в Москве работают спецпредставители по связям с правоохранительными органами, продолжает собеседник РБК daily. "К этим людям стекается информация о любых задержанных чеченцах, осетинах, ингушах или кабардинцах, и они тут же выезжают в правоохранительный орган, чтобы замять инцидент, - рассказал он. - И самое обидное, что им зачастую удается отмазать своих земляков, а за русских и вступиться некому".

"Мы налаживаем связи в милиции, прокуратуре, Следственном комитете, СМИ, чтобы и к нам попадала информация, и стараемся доводить дела с участием кавказцев до суда", - добавляет лидер фанатской группировки.

Есть силовики, во многом разделяющие идеологию ультраправых, с сожалением отмечает правозащитница Альперович: "Нередко сами полицейские заражены бациллой ксенофобии: они возбуждают дела в отношении жертв, передают эти дела прокурорам, которые, как правило, не используют свое право отказать в уголовном преследовании. Суды же, следуя корпоративной этике, штампуют обвинительные приговоры".

"Наши взгляды во многом совпадают с позицией националистов, - признался РБК daily источник в ФСБ. - Мы также против засилья кавказцев, но только на более высоком уровне - наша цель не допустить их присутствия во властных и правоохранительных органах. Поскольку где они, там однозначно клановость, коррупция и другие присущие их менталитету особенности".
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии