В Татарстане впервые пересадили печень. На очереди - пересадка сердца
19.12.2011 Общество

В Татарстане впервые пересадили печень. На очереди - пересадка сердца

Фото
"Татар-Информ"
Для хирургов республики уходящий год стал знаковым. Впервые в республике в РКБ провели пересадку печени, а до конца года в МКДЦ планируют провести трансплантацию сердца.

"Доктора вернули меня к жизни"

На этой неделе хирурги РКБ смотрелись именинниками. И было отчего! В понедельник из РКБ выписали Гульгену Набиуллину, которой первой в республике пересадили печень. До этого такие операции делали в Москве, в Институте имени Склифосовского и в Институте трансплантологии, куда больных из Татарстана направляли по федеральным квотам. Сейчас появилась возможность оперировать их в Казани. До того, чтобы поставить такие операции на поток, пока далеко, но начало положено.

Операцию сделали 26 октября, а журналистам о ней рассказали лишь на этой неделе. И дело не только в боязни "сглазить" - медикам нужно было убедиться, что пациентка успешно поправляется.

- Никаких осложнений у Гульгены не возникло. Не было и посылов отторжения печени, - сообщил главный хирург РКБ доктор медицинских наук Дмитрий Красильников. - Операция длилась девять с половиной часов. В ее исполнении участвовали 10 человек: помимо хирургов РКБ их коллеги из Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И.Шумакова, из МКДЦ. А в целом подготовкой операции были заняты несколько десятков специалистов - иммунологов, морфологов, гепатологов… Удаляли пораженную печень и трансплантировали донорскую мы вместе с профессором Яном Мойсюком из федерального центра трансплантологии.

Работали очень аккуратно, пациентка потеряла всего 250 мл крови, такое случается лишь при небольшой операции. К трансплантации печени мы шли давно, готовились к ней на протяжении нескольких лет. Наши хирурги стажировались в клиниках Германии и в Институте имени Склифосовского. Замечу, что и сама Гульгена нам помогала - позитивным настроем, уверенностью, что все пройдет благополучно.

По словам Дмитрия Михайловича, эта операция была единственным шансом для Набиуллиной сохранить жизнь. Она рискнула и выиграла.

К слову, Гульгена для человека, перенесшего такое сложное вмешательство, выглядела отлично. Улыбчивая, общительная, она охотно вспоминала пережитое.

- Диагноз, первичный билларный цирроз, мне поставили еще дома, в Нижнекамске. Сначала я лечилась там, затем несколько лет в РКБ, но толку было мало, я чувствовала себя все хуже и хуже. А когда стало совсем плохо, Дмитрий Михайлович сказал, что нужна пересадка печени, - рассказала Набиуллина. - Перед операцией сил вообще не было, на еду взглянуть не могла. Да оно и не удивительно: я много лет работала маляром на "Нижнекамскнефтехиме", вся печень отравлена краской. На операцию я сразу согласилась, о плохом исходе не думала. Моя семья, муж и дети, меня поддерживали, подбадривали, сейчас ждут дома. Конечно, я понимаю, что впереди жизнь с определенными ограничениями, с диетой, постоянным приемом лекарств. Но только тот, кто намучился, как я, поймет мое состояние. Впервые за долгие годы я чувствую себя хорошо, с радостью вижу, как уходит с кожи желтизна… Я так благодарна докторам, они вернули меня к жизни.

- Операция по пересадке печени - событие знаковое. Не случайно же на ней присутствовал министр здравоохранения РТ Айрат Фаррахов и его первый заместитель Адель Вафин. Это сложный вид хирургического вмешательства, который говорит о высоком уровне медицины в республике и в нашей клинике, о мощном экономическом потенциале Татарстана, - сказал главный врач РКБ Рустем Гайфуллин. - Стоимость подобной операции может составлять 1 млн. 600 тысяч рублей, но татарстанцам платить за пересадку не приходится, республика берет на себя все расходы.

По статистике, в трансплантации печени нуждаются 10-20 человек на 1 млн. населения. Соответственно, в Татарстане следует проводить 30-60 операций ежегодно. Оборудование, квалифицированные специалисты, медикаменты для этого есть. Проблема в том, что чрезвычайно сложно получить донорские органы. В "листе ожидания" на пересадку печени сейчас числятся 17 человек, которые уже прошли все необходимые обследования и готовы к операции в любой момент. Вот только когда он наступит, этот момент, не знают ни они, ни медики.

А операциям по замене почки - 20 лет

В тот же день, что и Гульгена, выписывались пациенты, которым 22 октября пересадили почку. Впервые такие операции в РКБ начали делать 20 лет назад. Как сообщил профессор Ринат Галеев, заведующий отделением пересадки почки РКБ, все эти годы медики следили за судьбой пациентов, которым они продлили жизнь.

Виталию Осипову почку пересаживали уже во второй раз. Виталий служил в Чечне, после ранений и ожогов возникли осложнения, "посадившие" почки. В 2002 году его прооперировали в РКБ, тогда донором стал его родной брат. Через пять с половиной лет отказал и донорский орган.

- Я долгое время жил на гемодиализе, это очень тяжело, постоянно чувствуешь себя зависимым от распорядка процедур. После повторной операции, наконец, ощущаю себя свободным человеком. Это так важно - свободно передвигаться. Конечно, нужно соблюдать диету, принимать лекарства, но все же - это совсем другое качество жизни, - уверен Виталий.

Пустили на органы? Бред какой…

На пресс-конференции, которую дали медики, зашел разговор о проблемах донорства. Для российских хирургов - это болезненная тема. Вокруг нее много нелепых слухов и спекуляций. Как сообщил главный трансплантолог МЗ РТ Шамиль Галеев, правовая база уже разработана достаточно четко. И наши хирурги могли бы помочь многим, если бы не проблема с донорскими органами. Для россиян подобное донорство непривычно, это на Западе тысячи людей дают разрешение в случае гибели, к примеру, от несчастного случая использовать свои органы как донорские. У нас такой практики пока нет. Правда, по закону медики могут ими распорядиться, если не станут возражать родственники. Но для того, чтобы такое донорство стало делом обыденным, требуется серьезно изменить менталитет населения. Как ни говорите, но для донорства нужен определенный уровень нравственной культуры, человек должен искренне желать и после собственной смерти делать добрые дела. Большинство вообще не задумывается над такой возможностью, а некоторые даже считают ее богопротивной затеей. Между тем в Испании, к примеру, священники давно уже пропагандируют донорство в проповедях. Кстати, как рассказал Ринат Галеев, мусульманское духовенство также признало донорство богоугодным делом.

Кстати, хирурги единодушно восстали против публикаций в СМИ и телефильмов о торговле органами (в сериалах любят обращаться к этой теме). Такое просто невозможно технологически, заявили врачи. Операция по пересадке печени, например, потребовала длительной и серьезной подготовки с участием нескольких десятков высококлассных специалистов. В частности, подготовка донорского органа, как и сама операция, возможны только в высокотехнологичных клиниках, которых в России по пальцам пересчитать. В кинофильмах же мы видим, как забор органов ведут в каком-то подвале силами одного хирурга и его помощника. У профессионалов такие кадры вызывают смех, у доверчивого обывателя - страх и негодование. По утверждениям хирургов, в реальности в России не подтверждена ни одна из подобных "страшилок". Зато даже у нас в республике известны имена уважаемых хирургов, которых довели до инфарктов и инсультов необоснованные обвинения.

На очереди пересадка сердца

В МКДЦ такую операцию планируют провести в этом году, сообщил заместитель главного врача по хирургии Фарид Галяутдинов. Два года ушло на подготовку кардиохирургов. Они стажировались в Германии и в Москве. По словам Фарида Галяутдинова, оборудование для операции уже апробировано, медикаменты в наличии. В "листе ожидания" на пересадку сердца числятся 26 человек, все они периодически проходят обследование и, что называется, "живут на телефоне" - ждут вызова на операцию.
36
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии