Нефтехимия Татарстана будет прирастать Сибирью
06.02.2012 Бизнес

Нефтехимия Татарстана будет прирастать Сибирью

Правительственная комиссия по вопросам ТЭК одобрила предложенный Минэнерго РФ  план строительства продуктопровода Западная Сибирь – Поволжье, который лоббировали власти Татарстана и Башкортостана в целях гарантированного обеспечения сырьем предприятий Волжского нефтегазохимического кластера. Но развивать проект властям регионов придется самостоятельно, делает вывод «Эксперт on-line» и сообщивший эту новость.


Власти Башкирии и Татарстана убедили правительство РФ включить в План развития нефтегазохимии России до 2030 года инвестиционную идею строительства трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», - пишет корр. «ЭОЛ» Вера Пыжьянова. -  Регионы намерены получать по трубе с Тюменского севера широкую фракцию легких углеводородов (ШФЛУ: этан, пропан, бутан) — сырье для своих нефтехимических производств.

Согласно Плану-2030, страна за 20 лет должна существенно сократить импорт нефтехимической продукции высоких переделов (сегодня он покрывает половину российского потребления). Для этого предполагается сформировать шесть крупных промышленных нефтегазохимических узлов с полными производственными цепочками от получения сырья до готовой продукции. Основа каждого из таких кластеров — крупные производства базовых мономеров (пропилена, этилена, бутадиена), которые в стране в дефиците. Так, за 20 лет производство этилена в стране должно вырасти почти в четыре раза (до 11,548 млн тонн), пропилена — в 4,5 раза (до 5,738 млн тонн).

Крупнейшим кластером призван стать Волжский. Он включает в себя производства преимущественно в Татарстане, Башкирии, Нижегородской и Самарской областях, а также в смежных регионах. Развитию производств здесь традиционно способствовала как синергия с существующими нефтеперерабатывающими заводами, так и близость к основным рынкам сбыта нефтегазохимической продукции — Европейской части России и странам Европейского Союза. Согласно плану, в Волжском кластере в ближайшие 20 лет планируется расширение существующих мощностей предприятий и строительство новых. В частности дополнительные мощности почти по 1 млн тонн этилена в год к 2017 году планируют ввести «Газпром нефтехим Салават» (Башкирия) и «Нижекамскнефтехим» (Татарстан). В целом объемы производства этилена на предприятиях кластера могут быть увеличены к 2020 году по отношению к 2010-му с 1,6 до 4,2 млн тонн в год, полиэтилена — 0,92 до 1,86, полипропилена — с 0,39 до 1,24, поливинилхлорида — с 0,29 до 1,08, синтетических каучуков — с 1,08 до 1,93 млн тонн в год.

Как уже сообщал «ВиД» 31 января с.г.,  Совет директоров ОАО «Нижнекамскнефтехим» поручил правлению компании приступить к разработке базового проекта производства этилена мощностью 1 миллион тонн в год и его производных (комплекс ЭП-1000).  Проект строительства этиленового комплекса является также составляющей программы стратегического развития «Нижнекамскнефтехима» до 2013 года, бизнес план которой был одобрен советом директоров в ноябре 2008 года, когда стоимость проекта была оценена в 84 миллиарда рублей.

Экономический эффект от строительства комплекса предполагал в ценах 2008 года выручку в размере 68,5 миллиарда рублей, прибыль от продаж – 22 миллиарда рублей, чистую прибыль от реализации проекта – 13,7 миллиарда рублей; расчетный срок окупаемости собственных средств оценивался в 3 года. Параметры стратегической программы «Нижнекамскнефтехима» до 2015 года предусматривают выпуск этилена в объеме 1,6 миллиона тонн в год.

По первоначальному варианту Плана-2030 источником сырья для предприятий Волжского кластера считались в основном нафта (с нефтеперерабатывающих заводов Татарстана, Башкирии и Самарской области), этан (получаемый на Оренбургском ГПЗ при переработке попутного нефтяного газа и природного газа с месторождений Оренбургской области и республики Казахстан), а также и сжиженный углеводородный газ (СУГ) из Татарстана, Башкирии и Самарской области. Для бесперебойного обеспечения кластера нефтегазохимическим сырьем предпочтение отдавалось существующей железнодорожной инфраструктуре.

Однако в мае 2011 года власти Башкирии и Татарстана выступили с заявлением, что для реализации «этиленовой» программы в Приволжском федеральном округе этого недостаточно. Основной аргумент — железнодорожный транспорт или вывоз сырья из Казахстана не решат проблемы на долгий срок. «Если мы будем выполнять установку Стратегии-2020 на расширение производства продукции высокого передела, то рано или поздно железная дорога не выдержит растущего в Поволжье спроса на сырье. Казахстан демонстрирует намерение развивать собственную глубокую переработку, поэтому рассчитывать на длительные поставки сырья оттуда не стоит. А без гарантированной поставки сырья на предприятия Башкортостана и Татарстана, других субъектов РФ нефтехимию развивать в регионе мы не сможем», — заявил тогда президент Башкирии Рустэм Хамитов.

В качестве решения проблемы регионы настаивали на строительстве продуктопровода, который обеспечил бы поставки СУГ и ШФЛУ в Поволжье из Западной Сибири. В министерстве экономического развития Башкирии указывали на два фактора. С одной стороны, «в Сибири не знают, куда девать и как использовать попутный нефтяной газ, а в Поволжье заводы работают не на полную мощность из-за того, что им не хватает ШФЛУ, которые можно получать из попутного нефтяного газа (ПНГ)». С другой — для снабжения текущего производства предприятия вынуждены «собирать» сырье из десятков источников. Для повышения конкурентоспособности им необходим один-два мощных источника сырья. К тому же, по экспертным оценкам, транспортировка ШФЛУ по трубе должна быть как минимум на 30% дешевле, чем железнодорожным транспортом. Потому президенты двух республик совместно обратились к правительству РФ с предложением включить проект трубопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» мощностью от 4 до 8 млн тонн в План-2030 и создать концессию для его проектирования, строительства и обслуживания. Стоимость проекта оценивается в 90 — 100 млрд рублей.

Правительство РФ желания участвовать в проекте продуктопровода не подтвердило, но в «План-2030» его все-таки внесло. Правда, лишь в качестве инвестиционной идеи. И это, как пояснил источник в Минэнерго, произошло только после того, как инициаторы проекта трубопровода изменили подход к вопросу о его наполнении. Дело в том, что ориентир на продукты переработки ПНГ, добываемого в Западной Сибири, был изначально сомнителен: он шел вразрез с перспективами развития другого нефтехимического кластера — Западно-Сибирского, опирающимися главным образом на переработку местного сырья (ШФЛУ, нафты, этана и СУГ из попутного газа нефтяных месторождений). Для эффективного снабжения кластера этим сырьем планируется расширение действующих и строительство новых газоперерабатывающих заводов в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. При этом, по оценкам нефтехимического холдинга Сибур (крупнейшего переработчика ПНГ в Западной Сибири и производителя ШФЛУ), доступные ресурсы попутного нефтяного газа в регионе ограничены на уровне 23 — 25 млрд кубометров в год, что всего на 5 — 7 млрд кубометров больше того, что компания уже перерабатывает. Поэтому в качестве сырья для создания новых этиленовых мощностей (завода Запсибметахим в Тобольске) компания уже рассматривает возможность использования этана с Пуровского завода переработки конденсата, который принадлежит Новатэку.

Решение проблемы инициаторам проекта подсказали ученые. В конце прошлого года на заседании совета директоров ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» (возглавляет его президент республики Рустам Минниханов) выступил научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики Сибирского отделения РАН Алексей Конторович. Он предложил идею поставки в регион сырья из залежей жирного конденсатного газа в Надым-Пурском междуречье (так называемый «Новый Уренгой»), насыщенного этан-пропан-бутовыми фракциями. К 2020 году его добыча достигнет 175 млрд кубометров в год, а заводы Западной Сибири способны переработать лишь около 22 млрд кубов.

Дисбаланс, по мнению ученого, рискует «привести к неквалифицированному использованию жирного газа в масштабах во много раз больших, чем это имеет место с попутным нефтяным газом». Для выделения дополнительного объема жирных фракций нужно строить большие газоперерабатывающие мощности. Их отсутствие уже приводит к тому, что этан не извлекается из газа валанжинских залежей, а просто уходит в трубу как топливо для энергоустановок.

— Поэтому нужны не конкуренция регионов (будущих кластеров) в борьбе за сырье, а сотрудничество и кооперация на основе государственной программы. Необходимы и соответствующие системы трубопроводного транспорта, — подчеркивает Алексей Конторович.

Новый подход к источникам сырья для наполнения продуктопровода позволил властям Башкирии и Татарстана добиться включения проекта в План-2030. Нюанс в том, что Минэнерго РФ не готово вкладывать в его реализацию государственные средства. Так что продуктопровод  придется проектировать и строить за счет инвесторов. Ими могут быть как предприятия Поволжья, нуждающиеся в нефтехимическом сырье, так и газодобытчики Западной Сибири. Но для начала найти общий язык с компаниями, добывающими жирный газ, убедить их в необходимости строить заводы, способные его перерабатывать. И вновь вступить в конкуренцию — на сей раз с Сибуром, который уже заказал ряду проектных институтов ТЭО для строительства подобного производства в Заполярье.

13
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии