Татарстан между Китаем и Германией
10.02.2012 Экономика

Татарстан между Китаем и Германией

Фото
Михаил Козловский

Сегодня в Казани в состоялась коллегия трех ведущих министерств Татарстана – экономики, промышленности и торговли, энергетики.   Участники, в том числе президент РТ Рустам Минниханов, госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, замминистра регионального развития РФ Юрий Осинцев и руководители ряда предприятий республики,  в очередной раз задались вопросом, как создать глобальную конкурентоспособность Татарстана и пришли к выводу, что регион вполне может занять место где-то между Китаем и Германией.  При выполнении набора условий, часть из которых, вообще-то,  собственно от Татарстана и не зависит.


Естественно, сначала все три министра – Мидхат Шагиахметов (Минэконом), выступивший с основным докладом, Равиль Зарипов (Минпромторг) и Ильшат Фардиев (Минэнерго) отчитались по итогам 2011 года. Итоги, в общем, оптимистичные:  объем валового регионального продукта превысил уровень 2010 года на 4,6% (составив 1,25 трлн рублей), индекс промпроизводства – на 5,7%, на 4,2% выросла производительность труда, с 23,9% до 25% выросла доля в ВРП малого и среднего бизнеса.  Много прозвучало цифр, показывающих,  что Татарстан по-прежнему находится  в числе регионов-лидеров и по ряду показателей превышает среднероссийский уровень.  Но на пороге – членство страны в ВТО, на горизонте, как хором уверяют экономисты, как  теоретики, так и практики,  рецессия ведущих мировых экономик, и надо точно представлять, где в этой турбулентности должен оказаться Татарстан, чтобы не свалиться в штопор.

По расчетам  Мидхата Шагиахметова, - между Китаем  и, условно, Германией. «Татарстанские предприятия имеют уникальную возможность занять на мировом рынке собственную нишу между низкокачественной, но дешевой китайской продукцией и высококачественной, но очень дорогой европейской», - сообщил министр экономики.  В каких отраслях и по какой номенклатуре продукции такое возможно, министр не уточнил, однако очевидно, что не в легпроме, о котором на коллегии и словом не обмолвились.  Очевидно, в тех сферах, где республика сегодня занимает лидирующие позиции в России.  Например, в производстве неонолов, которые вообще больше нигде в РФ не выпускаются  (неонол – это такой полупродукт,  который применяется почти повсюду, начиная с  заводнения нефтяных пластов, с текстильной промышленности и заканчивая технологическими жидкостями, в том числе и автошампунями). Например,  на рынке полиэтилена и полистирола (почти половина российского производства), синтетических каучуков (40%), автомобильных шин  и собственно автомобилей (30%), а также компонентов к ним.    

Однако это лидерские позиции в России, но где в международном разделении труда сама Россия? Увы.  Как отметил Мидхат Шагиахметов,  важны не столько абсолютные показатели, сколько относительные значения, характеризующие эффективность использования ресурсов. И продолжил: «сегодня доля инвестиций в ВРП республики составляет более 30%, что превышает среднемировой уровень. Однако в быстро развивающихся странах этот показатель еще выше, и если мы хотим обеспечить высокие темпы роста, то необходимо повышать норму накопления. Этого можно добиться только кардинально улучшив инвестиционный климат.  Наша республика по результатам исследований авторитетных международных компаний является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов в стране. Однако сама Россия по реальному состоянию инвестклимата находится во второй «сотне», занимая лишь 120 место в мире».

Что касается инвестклимата, то тут Татарстан по совокупности показателей в пятерке лидеров, в 2011 году инвестиции в основной капитал выросли на 7,8% и превысили 386 млрд. рублей (правда, треть из них  предназначена для проведения Универсиады 2013 года), однако если посмотреть,  каким объемом инвестиций этот относительно комфортный климат оборачивается в расчете на душу населения,  то обнаруживается не самая благостная картина:  мы отстаем от лидирующих регионов России, признал министр экономики, так же, как и  по показателю прямых иностранных инвестиций.  Иными словами,  «мы находимся в начале пути по формированию конкурентного инвестиционного климата, являющегося необходимым условием для массового прихода в республику инвесторов мирового масштаба».   Для улучшения ситуации надо,  сказал Шагиахметов,  снимать административные барьеры,  налаживать регламент сопровождения проектов в режиме «одного окна», повышать инвестиционную активность предприятий (доля организаций, осуществляющих технологические инновации, в республике не превышает 15%, что выше среднероссийского уровня, но значительно ниже показателей не только развитых, но и некоторых развивающихся стран). И важнейшим фактором конкурентоспособности является производительность труда.  К сожалению, она все еще ниже, чем в среднем по России, и в три-четыре раза ниже, чем в ведущих странах.  И немудрено, вообще-то, если учесть, как отметил в своем докладе Равиль Зарипов, что 45% оборудования промпредприятий Татарстана старше 20 лет, и только 6% эксплуатируется менее 5 лет (для сравнения: в передовых экономиках, в Японии, например, оборудование полностью обновляется каждые 3-4 года).

Понятно, что для модернизации производств необходимы масштабные капиталовложения, а где их взять, если, во-первых, климат не очень, а во-вторых, в связи со второй волной мирового экономического кризиса  опять закрываются внешние источники финансирования?  Мидхат Шагиахметов  предложил нетривиальный, мягко говоря, ответ:  надо мобилизовывать внутренние источники финансирования (то есть, речь опять о норме накопления).  По мнению министра, «огромные резервы здесь скрыты в привлечении для инвестиций накоплений населения – через пенсионные и доверительные фонды, фонды коллективного инвестирования».  Теоретически всё правильно, а вот как это сделать в условиях отдельно взятого субъекта Российской Федерации, не покусившись на нарушение федерального законодательства, и как это сделать при существующих в Татарстане доходах населения  (в среднем 19,8 тыс. рублей на душу по итогам прошлого года)… Вопрос открытый.

На самом деле более реалистичной представляется задача повысить уже в текущем году эффективность использования существующих инструментов стимулирования инвестиционной активности. В частности, сказал министр, в полной мере должен заработать принятый в середине прошлого года закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Татарстан», причем его, по мнению докладчика, надо  использовать в первую очередь для повышения инвестиционной привлекательности тех секторов, которые традиционно считаются низкорентабельными. Кроме того,  свою роль должна сыграть реализация принятого в прошлом году закона «Об инвестиционном налоговом кредите», по существу дающим возможность повысить эффективность предоставляемых налоговых преференций.

Частный, но очень важный вопрос инвестиционной привлекательности через развитие конкурентной среды – это действенность системы закупок по госзаказу.  Как известно,  тут Татарстан был вообще в числе пионеров:  электронные торговые площадки,  «прозрачное» формирование заявок… сам Путин хвалил, указывая, что такой инструментарий является мощным орудием в борьбе с коррупцией. И что же? По данным Минэкономики РТ,  сегодня доля неконкурентных закупок превышает 90% от общей стоимости размещенного государственного заказа!  Бомба! Но на совместную коллегию собрались люди умудренные и закаленные , -  даже шелест не прошел по залу, когда докладчик привел эти данные. И Мидхат Шагиахметов  бесстрастно сообщил, что «учитывая сложившуюся ситуацию, Министерство в 2012 году будет применять новые подходы к решению проблемы так называемых «заточенных» под определенного поставщика технических заданий», пригрозив, что информация обо всех фактах нарушений будет оперативно доводиться до высшего руководства республики.  Было обещано также, что с 2012 года Министерство в ежеквартальном режиме будет публиковать рейтинг конкурентности государственных и муниципальных закупок. Мощный резерв.

Далее министр экономики рассказал о некоторых других планах повышения инвестпривлекательности и конкурентоспособности республики.  В их числе – завершение разработки  Программы повышения производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2012-2015 годы, с последующим принятием типового пакета рекомендаций по разработке программ увеличения производительности труда на конкретных предприятиях,  пересмотр системы гос заказа на НИОКР, которая должна предусматривать участие предприятий и организаций в софинансировании НИОКР на паритетной основе, завершение разработки программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2012-2020 годы», направленной на создание условий для свободного оборота результатов интеллектуальной деятельности, превращения их в востребованный на рынке товар.  Докладчик сообщил, кроме того, что в Минэкономики начата разработка программ развития малых городов и сельских населенных пунктов, которые будут содержать мероприятия по созданию инфраструктуры, привлечению инвесторов, развитию малого бизнеса. Продолжится работа по привлечению средств на реализацию комплексных инвестиционных планов моногородов республики, по развитию производственных мощностей действующих Индустриальных парков в моногородах и привлечению новых инвесторов на созданные площадки.

И разумеется,  власти Татарстана намерены продолжить так удачно опробованную на подготовке к 1000-летию Казани политику привлечения средств федерального бюджета на условиях софинансирования.  «В 2011 году Татарстан принял участие в 26 федеральных целевых программах из 57. В текущем году планируется 55 ФЦП, и мы должны поставить себе задачу увеличения объема федеральных средств, привлекаемых в республику. В этой работе важная роль отводится депутатам Государственной Думы от Республики Татарстан», - сказал глава Минэкономики.  

Отдельно министр остановился на перспективах развития в Татарстане наноиндустрии, но конкретики здесь фактически не было. Ясно стало только одно: власти республики рассчитывают получить финансовые ресурсы от ОАО «РОСНАНО» в рамках реализации неких совместных проектов, в том числе – внимание! -  от «реализации «пилотных» проектов по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию на территории муниципальных районов».  Кое-какие уже реализованы, замечу, и попали в отчетность ведомства Чубайса. Например,  покрытие «нанокраской» фонарных столбов в «пилотных» райцентрах.

В докладе министра промышленности и торговли РТ Равиля Зарипова также были приведены цифры и факты, говорящие о том, что Татарстан имеет неплохой конкурентный потенциал. Например, министр с удовлетворением сообщил о сальдированном финансовом результате работы промышленности республики в 2011 году: он вырос, в сравнении с 2010-м годом, в несколько раз, до 16 млрд рублей;  о том, что в кластере оптики на 20% выросли вложения в НИОКР; что ОКБ «Сокол» выиграло двухмиллиардный тендер  Минобороны на разработку БЛА (беспилотников).  Привел Зарипов и пример партнерства с иностранными компаниями:  созданное в «Алабуге» СП с турками  позволит, по словам министра, решить, наконец, проблему переработки в республике мягкой древесины. И тут мне стало не по себе:  оказывается, на сей день перерабатывается лишь 20% вырубаемого мягкого лиственника , из которого  (осины,  в основном) процентов на 80 состоят татарстанские леса.  А не по себе стало потому, что 35 лет назад,  придя в газету «Советской Татарии» со студенческой скамьи, я по заданию редакции ездил в Камский леспромхоз писать о тогдашнем его директоре орденоносце Иване Иванове (чистокровном татарине, к слову), и рассказывал мне тогда Иван Захарович о том, как они соревнуются с директором Сабинского леспромхоза Нургали  Миннихановым за то, кто быстрее доведет глубину переработки древесины до 90 процентов…   По-моему, сын того Нургали тоже подумал о чем-то таком, повернул голову к докладчику, но промолчал все же.   Это тоже к вопросу о том, где мы ищем конкурентоспособность и как теряем.

Из проблем, обозначенных министром промышленности и торговли, выделю оборонку.  Вслед за гендиректором «Позиса» Радиком Хасановым,  позавчера на съезде РСПП в Москве прямо поставившим перед  премьером  Путиным  вопрос о том, что страна рискует потерять производство боеприпасов,  Зарипов констатировал:  отсутствие оплачиваемого заказа Минобороны грозит «Позису», Казанскому пороховому  заводу и некоторым другим предприятиям, крахом.  И как его избежать – непонятно:  сама республика тут мало что может поделать. ..  

Отвлекаясь от персон докладчиков и выступавших, отмечу, что много говорилось о реализуемых уже планах создания центров компетенции, о развивающемся сотрудничестве предприятий, вузов и НИИ,  подготовке специалистов «под заказ», но весь пафос и оптимизм оказался снят одной репликой и.о. ректора КАИ Николая  Абрукова, - о том, что они вынуждены создавать для первокурсников «нулевые курсы», чтобы подтянуть по физике, математике, тем дисциплинам, по которым ребят не довели до ума в школе.   Грустно стало. Правда,  президент РТ подал Абрукову встречную реплику, - мол, надо со средними школами тогда больше работать, искать базовую и помогать ей, а не увлекаться платной подготовкой в техническом вузе спортменеджеров и юристов.  Так-то оно так, но ведь не от хорошей жизни  наплодили вузы таких специализаций.

Ожидаемо мощно прозвучала на коллегии тема будущего Закамской зоны Татарстана, конгломерата, сосредоточившего в себе КАМАЗ, предприятия нефтехимии и особой экономической зоны «Алабуга».

Тон задал доклад министра энергетики  РТ Ильшата Фардиева.  Рассказав о значении энергетического комплекса в экономике и социальной  сфере республики и сообщив о необходимости интегрирования тепловых сетей и внедрения единого центра управления генерацией,  что позволило бы оптимизировать снабжение и повысить его надежность, снизить себестоимость производства энергии, министр  высказал серьезнейшие претензии  к компаниям ТАИФ-НК и ТАНЕКО, которые, по его словам, в нарушение протокола поручений президента РТ отказались от подписания договоров на технологическое присоединение  к сетевой инфраструктуре, включающей строящуюся  подстанцию на 500 кВт «Елабуга». Между тем, эта подстанция должна стать решающим звеном в ликвидации дефицита энергетических мощностей в Закамской зоне и обеспечения надлежащей устойчивости энергообеспечения.  Между прочим,  общая стоимость этого проекта, завершение которого намечено на 2014 год,  составляет более 5 млрд. руб. , а доля упомянутых компаний составляет более 60%  присоединяемой мощности.  Здесь надо пояснить, что финансирование строительства ПС «Елабуга» идет,  в основном, за счет присоединяемых к сетям предприятий, соответственно их расчетной доле. Имеет смысл напомнить также, что претензии Минэнерго РТ к названным компаниям высказывает не в первый раз, но, как и прежде, публичного разбирательства не последовало. Надо думать, президент РТ подключится к разматыванию узлов на этих сетях в рабочем режиме.    

Что до коллегии, то на ней по теме надежности энергоснабжения исчерпывающе, хотя и в одной фразе,  высказался с трибуны генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. «Ну не хочет современное оборудование работать на таком уровне электрообеспечения, - сказал Сергей Анатольевич с мягкой улыбкой, -   не хочет и не может».  Впрочем, выступления руководителя автогиганта было посвящено не только этому больному вопросу. Например, он выразил тревогу по поводу того, как долго еще сможет выдерживать нагрузку от предприятий нефтехимии и машиностроения природа Закамской зоны и предостерег в связи с этим от дальнейшего насыщения территории производствами, «пока еще не пройдена точка экологического невозврата».  С не меньшей озабоченностью говорил Когогин и об угрозах, которые несет российской экономике присоединение страны к ВТО («с  открытием рынков мы теряем премию в цене продукции, а это значит, что снова потребуется оптимизация персонала, повышение производительности труда в разы, тогда как реально ее можно повышать максимум на 20% в год»), об искажении макроэкономических параметров в экономике России («мы на КАМАЗе в период кризиса всеми силами боролись за снижение издержек, вложились в это дело, а на выходе обнаружили, что эффект «съели»  наши поставщики,  металлурги и шинники, например,  задравшие цены на свою продукцию»).  Непростой вопрос, по словам Когогина, поддержка малого и среднего бизнеса,  тут надо очень внимательно смотреть, какими мы, собственно, располагаем трудовыми ресурсами.

Но и нотки гордости прозвучали в выступлении: КАМАЗ, несмотря на видимые внешние ограничения в развитии компании, закончил 2011-й год с 30-процентным приростом объемов производства (в денежном выражении), с почти миллиардной прибылью и, несмотря на предсказания о кризисном характере 2012 года, намерен  наращивать выпуск большегрузов, рассчитывая на спрос как в России, так и в зарубежных странах.  И особо впечатляюще выглядела иллюстрация к тезису о синергическом эффекте  партнерства с продвинутыми иностранными компаниями:  1150 человек персонала камазовских СП произвели за год товарной продукции на 27 миллиардов рублей!

Собственно, эти две цифры и показывают, к чему  надо стремиться Татарстану в поисках глобальной конкурентоспособности. 

Ну, а в завершение коллегии ее участники получили недвусмысленный политический сигнал от президента РТ.  Указывая на сидящего рядом в президиуме Госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, Рустам Минниханов  напомнил, что Минтимер Шарипович стал доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина и спросил зал: вот он столько для нас всех сделал, мы можем подвести?  Тут Шаймиев повернул микрофон к себе и сказал в свойственной ему проникновенной манере: «Это доверие Татарстану».  Зал зааплодировал. Все всё поняли: доверие, как говорится, нужно оправдывать.

Юрий Алаев.

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии