Время и Деньги
25.06.2012 Политика

Путин совершит визит в Израиль. Что это значит с точки зрения израильтян

Президент РФ Владимир Путин совершит в понедельник первый более чем за 7 лет визит на высшем уровне в Израиль.  Чего ждет от этого визита израильский истеблишмент и как оценивает позиции России на Ближнем Востоке?  Об этом  присланная в редакцию «ВиД» статья научного сотрудника  Института Исследований Национальной Безопасности при Тель-Авивском университете Цви Магена.


Ожидаемый визит президента России Владимира Путина в Израиль, вызывающий среди экспертов вопросы по поводу его содержания, состоится на фоне перемен, происходящих во внешней политике России, и в большой мере отражающих изменения, намечающиеся в последнее время на международной арене.

Действительно, с момента вступления Путина на пост президента внешнеполитическая деятельность России стала куда более интенсивной. Постепенно складывается впечатление, что Москва заново формирует свою внешнюю политику, и в этом контексте Ближнему Востоку в целом и Израилю в частности отводится определенная роль. Эти вопросы наверняка разъяснятся в ходе намечающегося визита.

Однако главные усилия России направлены сейчас не на Израиль и не на Ближний Восток, а на Запад, где сложные отношения между Москвой и Вашингтоном  стали “главной сценой” конфликта. Недавние ассиметричные шаги России по отношению к США чем-то напоминают события, предшествовавшие изменениям в отношениях между двумя этими державами в 2009 году и названным “Перезагрузкой”. И на этот раз происходит нечто подобное.

Нынешний кризис возник в связи с вопросом о системе ПРО НАТО, вследствие провалившейся встречи между странами НАТО и Россией в Москве. Возникает ощущение, что встреча, по непонятной причине состоявшаяся во время вступления Путина на пост президента и, разумеется, закончившаяся ничем, была использована российской стороной для инсценировки конфликта. Немедленно было отменено участие Путина в съезде Большой Восьмерки в США, включая его встречу с президентом Обамой; при этом начались интенсивные переговоры с региональными союзниками России – Беларусью, Казахстаном и Китаем. Эти переговоры знаменуют подготовку к началу процесса создания Евроазиатского союза, о котором Путин говорил в предшествующие президентским выборам месяцы.

В качестве достаточно «воинственного шага»  в дни съезда НАТО в Чикаго Россия провела испытания новой баллистической ракеты, однако в то же время передавались послания, смыслом которых было желание России присоединиться (в той или иной мере )  к НАТО. Возможно, именно с ними следует связать новое решение о визите Путина в Германию и Францию. Кроме того, в марте Россия присоединилась к группе “5+1”, принимающей активное участие в решении вопросов, связанных с Иранской ядерной программой. Не исключено, что Россия пытается подтолкнуть Иран к уступкам в отношении требований международного сообщества.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что Россия, возможно, готовит новый ход, некий гамбит для продвижения урегулирования отношений с США и НАТО. В совокупность мер входят определенные уступки, связанные с системой ПРО НАТО; что же касается соглашений с НАТО по поводу сотрудничества, оплатой послужит “ближневосточная монета”, а именно – иранский и сирийский вопросы. Уже сейчас в тоне высказываний России в адрес Сирии слышны изменения.

Таким образом, планируется совместный ход, напоминающий “Перезагрузку” 2009 года.

Тут и вырисовывается связь Ближнего Востока с российскими шагами на мировой арене. Статус России в регионе пошатнулся в связи с событиями “Арабской весны”:  Россия потеряла большую часть своих позиций, на создание которых потратила долгие годы. Сейчас России угрожает набирающий силу ислам; она изолирована в арабском (суннитском) мире. Фактически Россия была загнана в угол, будучи вынужденной защищать исключительно шиитский лагерь от растущего суннитского давления, подкрепляемого – по убеждению Москвы – Западом. 

Кроме того, продолжается опасная в глазах Москвы тенденция “расширения НАТО на Восток”. На этот раз тенденция приводит  к ухудшению стратегического положения России в районе ее южных границ, на Кавказе, которому угрожает антироссийская и антииранская ось, в которую входят страны региона – Грузия и Азербайджан - при поддержке США и Турции. Последняя действует против российских интересов не только на Кавказе, но и на Ближнем Востоке, а также в Средиземноморье, против Греции и Кипра, где Россия планирует предпринять новые стратегические усилия. Из списка нельзя изъять и экономический фактор: между Россией и Турцией существуют разногласия по поводу добычи газа в Средиземном море и путей поставки источников энергии в Европу.

В этой новой реальности кажется, что Россия заинтересована изменить свою политику на Ближнем Востоке. На повестке дня стоит, в частности, вопрос о необходимости создания альтернативы радикальной ближневосточной оси, поддерживаемой Россией и рушащейся у нее на глазах, а также о поиске новых рычагов влияния в этом жизненно важном регионе.

Как Израиль вписывается в описанные события? Судя по всему, Россия осознает, что в новой действительности они с Израилем находятся “в одной лодке”, что и позволяет ей видеть в Израиле желанного партнера в регионе. Основой тому, помимо возможного существования общих политических интересов, служат близкие отношения и потенциал, скрытый в жизненно важных для России областях: экономической (с упором на добычу газа) и технологической, а также в сфере безопасности. Все это может внести свой вклад в расширение политического сотрудничества между государствами.

Кроме того, складывается впечатление, что Россия заинтересована в развитии стратегического сотрудничества с Израилем и, таким образом, в создании новой региональной политической оси, возможно, с участием и других стран. Несколько потенциальных кандидатов уже упоминалось – это Греция и Кипр; возможно также, туда войдут и некоторые балканские страны. Подобный союз, если он будет создан, позволит России завладеть новыми рычагами влияния, которые позволят укрепить ее статус на Ближнем Востоке и в восточной части Средиземноморского бассейна, бросить вызов Турции и продвинуть свои интересы, включая экономические, связанные с источниками энергии. Разумеется, существование подобного союза не отрицает и не отменяет сотрудничества России с Ираном и Сирией, хорошие отношения с которыми никуда не денутся. Более того, обоснование России на двух параллельных осях лишь укрепит ее позиции в регионе и пойдет на пользу ее стремлению добиться на Ближнем Востоке положения, равного США.

Разумеется, позиция США в отношении всего вышеописанного будет играть едва ли не решающую роль. В этой связи некоторые считают, что в отношениях между США и Израилем наметилось некоторое охлаждение, и что в интересах Израиля – развивать отношения с дополнительными игроками, влияя таким образом на изменение баланса сил в свою пользу.

Заключение: в обозримом будущем следует ожидать дополнительных событий, связанных с переформированием внешней политики России как в мировом масштабе, так и на Ближнем Востоке, включая Израиль. Можно предположить, что хотя бы часть затронутых в этом обзоре вопросов будет включена в повестку дня запланированного визита президента России Владимира Путина в Израиль.

О повестке

Сразу после прибытия в Израиль Президент РФ Владимир Путин отправится в Нетанью, где состоится торжественная церемония открытия Мемориала в честь победы Красной армии над нацистской Германией. Инициатива сооружения этого монумента принадлежит израильской стороне, проект разработан российскими авторами. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху лично курировал этот проект и хотел лично открыть памятник вместе с Владимиром Путиным.

"Мы нацелены на дальнейшее укрепление сотрудничества с Израилем, с которым отношения выстраиваются очень неплохо", — заявил на специальном брифинге для журналистов помощник Президента РФ по международным вопросам Юрий Ушаков.

"В ходе бесед Путина с израильским руководством (с премьер-министром Биньямином Нетаньяху и президентом Шимоном Пересом, - прим. «ВиД») предстоит обстоятельный обмен мнениями по ключевым вопросам международной повестки дня, включая текущую ситуацию на Ближнем Востоке и в Северной Африке — в свете событий вокруг Сирии и Ирана, положение дел в палестино-израильском переговорном процессе", — цитирует Ушакова ИТАР-ТАСС. — Будет подробно обсужден сирийский сюжет и ситуация вокруг Ирана".

"Особое внимание будет уделено торгово-экономическим связям. Товарооборот России с Израилем в 2011 году составил рекордную цифру — 2,9 миллиарда долларов, увеличившись по сравнению с 2010 годом на 10,5 процента", — заметил Ушаков.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии