Ходоки у Владимира Путина. Президент России пообщался с татарстанцами в Сочи
25.07.2012 Политика

Ходоки у Владимира Путина. Президент России пообщался с татарстанцами в Сочи

Фото
Пресс-служба Президента РФ.

Сегодня в своей резиденции в Сочи Президент РФ Владимир Путин обсудил с Президентом РТ Рустамом Миннихановым социально-экономическую ситуацию в регионе. В обсуждении приняли участие специально приглашенные пять жителей республики, которые и поставили перед главой государства ряд вопросов. Вопрос о конфессиональной ситуации, о борьбе двух течений ислама, вылившейся в теракт против татарстанских хазратов, из ряда выпал напрочь.


Может быть, потому, что среди приглашенных не оказалось представителей духовенства, а, скорее, потому, что решили не муссировать лишний раз болезненно-деликатную тему. Сказал же Президент России, что виновные будут изобличены и наказаны, чего еще – не обсуждать же тенденции, когда решения принимаются по факту.

Открывая встречу, Владимир Путин отметил, что ему «интересно, что думают люди, которые, что называется, живут на земле в прямом и переносном смысле, работая в определённых учреждениях, занимаясь конкретной работой, что они думают о том, что происходит в республике, с какими проблемами вы сталкиваетесь, работая на своих конкретных местах, какие видите возможности для решения этих проблем», но для начала передал слово Рустаму Минниханову.

Глава Татарстана подчеркнул, что встреча в таком формате – первая,  сообщил,  что здесь собрались представители основных сфер и отраслей республики и предложил передать слово им. Далее мы предлагаем изложение сути высказываний, сделанное на основе стенограммы встречи. Желающие ознакомиться со всеми деталями и подробностями могут сделать это на официальном сайте главы государства.

КамАЗу - инжиниринг

Начали с представителя КамАЗА Айнура Муллахметова – инженера-конструктора первой категории группы конструкторско-исследовательских расчётов НТЦ ОАО «КАМАЗ».  Его вопрос заключался в том, что имеющийся на КамАЗе научно-технический центр устарел:  не хватает мощностей, современного оборудования и полигона, а это существенный фактор повышения конкурентоспособности предприятия как на внутреннем, так и на внешних рынках. По ходу обмена мнениями Рустам Минниханов сообщил, что «заявка оформлена, и Ваше поручение тоже есть в этом направлении. Поддержка Министерства промышленности Российской Федерации тоже есть. На самом деле это будет крупный инженерный центр, который позволит не только догонять, а достигнуть мирового уровня, чтобы и полигон был, и разработки, и образовательная часть. Это будет комплекс».

То есть вопрос, как говорится, в стадии решения и надо только определиться с долями софинансирования  проекта и его участниками – собственно, КамАЗ, республика и федеральный центр.  В. Путин заверил, что поддержка со стороны федерального правительства будет обязательно.

О молочных реках и кисельных берегах

Следующим в разговор вступил глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Сабан 1» (село Пестрецы Пестречинского района РТ) Ильнар Сулейманов, и вскоре выяснилось, что его вопросы посложнее для федерального центра, чем создание нового инжинирингового центра КамАЗа.

Обобщенно картина, которую обрисовал фермер для президента страны выглядит следующим образом.  Розничная цена литра молока составляет 30 рублей, у крестьянских хозяйств его закупают по 10-11 рублей (тогда как в мировой практике, знает Сулейманов, 50% в розничной цене – это доход производителя).  При этом закупочные цены стоят , как вкопанные, вот уже лет шесть, и те сельхозпроизводители, которые, рассчитывая на их рост, взяли долгосрочные инвестиционные кредиты на оборудование, строительство ферм, расширение хозяйства,  оказались в проигрыше, работают на грани нулевой рентабельности.  Фермер заверил, конечно, что «благодаря всесторонней поддержке республики» и так далее, но – вернувшись к существу дела – прямо предложил, чтобы государство либо помогло сельхозпроизводителям пролонгировать сроки обслуживания и погашения кредитов, либо, что было бы с точки зрения Сулейманова логично в контексте вступления РФ в ВТО, списало хотя бы часть инвестиционных кредитов.  Во избежание повторения подобных ситуаций Ильнар Сулейманов предложил либо ввести жёсткое государственное регулирование цены,  конкретную формулы цены, или - как альтернативу возможность тем же самым фермерам создавать кооперативы, развозить это молоко и также его реализовывать.

Владимиру Путину последнее предложение пришлось по душе.  Он высказался в том духе, что вся беда в посредниках и поддержал идею развития торгово-закупочной инфраструктуры, чтобы реализация молока шла без посредников.  Рустам Минниханов сообщил в связи с этим, что в Татарстане уже создается огромный агропарк – на 50 тыс. кв. метрах, - который будет в госсобственности и даст производителям возможность реализовать свою продукцию.  По какой цене им это будет удаваться делать – вопрос остался открытым.  Так же, как и вопрос о пролонгации или списании части кредитов. Правда,  глава государства пообещал всё-таки сформулировать поручение Минсельхозу по субсидированию закупок молока.

Дорогу молодым

Выступление председателя Исполкома движения молодых учёных и специалистов РТ, заместителя директора Института истории Казанского (Приволжского) Федерального университета кандидата исторических наук Виктора Туманина свелось к  тому,  что в Татарстане реализуется множество проектов, позволяющих творческим молодым людям раскрывать свой потенциал,  выявлять лидерские качества, но почему-то ничего подобного нет на федеральном уровне. А должно быть, по мысли ученого.

Владимир Путин возразил на это, что есть уже Агентство социальных инициатив и оно не единственное, на федеральном уровне есть и другие, так что…  Затем Туманин и Путин некоторое время деликатно поспорили, а закончилась эта часть встречи тем, что также деликатно вмешался Рустам Минниханов, и заявил, что если Владимир Владимирович даст поручение,  то руководство Татарстана идеи более широкого вовлечения молодежи в проекты улучшения творческого климата в стране «проработает» с генеральным директором Агентства стратегических инициатив  Андреем Никитиным. С которым у Татарстана, разумеется, «хороший контакт». Забавно, что в стенограмме расшифровка АСИ как агентства стратегических инициатив возникла здесь впервые, до этого собеседники упорно именовали АСИ агентством социальных инициатив, путая, его, возможно, с Агентством социальной информации. (Есть в России и такое.)

Одной земли многодетным мало

Мама шестерых детишек  Светлана Столяренко для начала предложила Владимиру Путину порадоваться за Татарстан, где последние два года людей рождается больше, чем умирает, а когда он порадовался (не забыв, впрочем, мягко упрекнуть татарстанцев, что они по рождаемости уступают северо-кавказским регионам России), перешла к проблеме выделения земли под строительство жилья для многодетных семей.

Констатировав, что семей, где трое детей, становится всё больше и больше и что «тот указ, который недавно был принят в нашей стране по обеспечению многодетных семей земельными участками, как раз очень важный, нужный и своевременный», Светлана Столяренко сообщила главе государства, что радоваться тут рано.  Во-первых, далеко не везде, как оказалось, есть в огромной России свободные для многодетных семей земли, а во-вторых, и там, где участки находят и выделяют, семьи не знают, что с ними делать, потому что участки не обеспечены никакими коммуникациями: ни дорог, ни газа, ни электричества, ни водопровода, - чистое поле, «то ли в футбол играть, то ли в хоккей на траве нашими семейными командами».  И это ещё тоже не всё, - подчеркнула Светлана Столяренко, - потому что в России многодетным нужны детские сады и школы, потому что посадить семью с пятью детьми и более в машину и повезти в город – это нереально, невозможно, затолкать всех детишек в одну машину и возить их каждый день туда и обратно. И если нехватка свободных участков касается главным образом многодетных городских семей, то отсутствие инфраструктуры – всех, в том числе жителей райцентров, сел и деревень.

Столяренко, являющаяся, как выяснилось, членом Ассоциации  многодетных мам России,  оговорилась, что в Татарстане проблему земли для городских многодетных семей власти решили, выкупив наделы у бизнесменов, но голова у нее болит явно не только за свою республику, а в других регионах практики такого выкупа нет. «Получается так, что это общероссийская проблема, и должна она решаться в рамках всего нашего государства, как я полагаю?» - в упор спросила Светлана главу государства.  «Да», - подтвердил он и принялся разъяснять, что вообще-то вот это решение о выделении многодетным семьям бесплатных земельных участков – это мера как бы дополнительная в части решения демографической проблемы,  дополнительная к наделению семей материнским капиталом. Далее последовали рассуждения о необходимости грамотного перевода земель сельхозназначения в  застройные и соучастии в процессе выделения участков и выкупа земель как федеральных структур, так и региональных властей…

И опять тактично вмешался Минниханов. Я хотел доложить, - сказал он  и доложил,  что в Татарстане около 24 тысяч многодетных семей, на сей день заявления на земельные участки подали 17 тысяч, никаких вопросов по районным центрам, населённым пунктам нет, а есть проблема в двух городах – Казани и Набережных Челнах.  Потому что земли вокруг них некогда предусмотрительно скупили частные собственники. Но «мы этих собственников приглашаем, говорим: ваша земля – сельскохозяйственная, дорогие, давайте договоримся. Эти вопросы решены. Всё-таки это большие посёлки, Владимир Владимирович, и не где-то, а рядом с Казанью, и, чтобы их освоить, нужны достаточно большие инвестиции».  О тонкостях «разговоров» с собственниками Рустам Нургалеевич решил не сообщать, хотя техника выкупа по приемлемой цене части якобы сельхозземлевладений ленд-лордов под  согласования облегченного перевода другой части в земли городского значения могла бы реально заинтересовать власти других регионов.

В итоге трехсторонней дискуссии  Президент РФ согласился, что на федеральном уровне необходимо разработать для больших городов нечто вроде программ  Минрегиона РФ в части жилых поселков, - с тем, чтобы масштабные инвестиции позволили в короткие сроки решить проблему создания инфраструктуры на участках, выделяемых многодетным семьям.

У кого что болит

Последней достижениями Татарстана и проблемами, которые затрагивают не только Татарстан, поделилась с Президентом России Наиля Станиченко, заведующая кардиологическим отделением Набережночелнинской  больницы скорой медицинской помощи.  Картинка вышла примерно такая же, как у фермера Сулейманова: проблем – клубок, а как и кто может решить – непонятно.

Первая проблема - льготное лекарственное обеспечение. По словам медика,  федеральная программа по обеспечению необходимыми лекарственными средствами охватывает инвалидов как по заболеванию, так и инвалидов детства, что хорошо.  Плохо, что льготники имеют право отказаться от медицинского обеспечения в пользу какого-то соответствующего денежного эквивалента, и таких отказников в Татарстане 72 процента.  (Надо думать, - прим. «ВиД», - что это не самые, мягко говоря, обеспеченные люди.)  В программе же остаются в основном те, - продолжала Наиля Станиченко, - которым требуется только дорогостоящее лечение, а на это лечение, на дорогостоящие лекарства  не хватает страховых средств. Предложение врач-кардиолог сделала хирургическое, можно сказать:  чтобы решить проблему, надо отказать льготникам в праве получать деньги вместо лекарственного обеспечения.

Владимир Путин признал, что тут есть вопрос: «Не подумали {в свое время} о том, что в «общем котле» скапливались деньги, которые были необходимы для тех, кто лекарства брал, но не очень нуждался, и для тех, кто вообще не брал, но деньги на них поступали», и что «на государственном попечении остались, конечно, люди, которым точно нужны лекарства, как правило, очень дорогие. Этих средств на оставшихся часто не хватает».  Выход, по мнению Президента РФ, не в лишении льготников права на денежное замещение лекарственного обеспечения, а в увеличении «финансирования тех людей, которые без этой государственной поддержки жить не могут».

Следующая проблема, которую обозначила Наиля Станиченко, - это финансово высокозатратные заболевания,  так называемые нозологии.  Пять лет назад была принята программа финансового обеспечения нозологий, и она  показала, по словам Станиченко,  свою эффективность, но беда в том, что за это время   у многих пациентов снизилась чувствительность к принимаемым препаратам,  на рынке появились новые, более эффективные средства, но использовать их врачи не могут, так как перечень лекарственных средств, которые могут приниматься данной категорией больных, упомянутой программой строго ограничен. Вопрос: нельзя ли этот перечень расширить?

Второй вопрос: в перечне нозологий семь заболеваний,  но к ним не отнесены такие широко распространенные как рак молочной железы и рак толстого кишечника, нельзя ли расширить и этот перечень?

На оба вопроса глава государства отреагировал положительно, пообещав сформулировать поручение Минздраву РФ.  Однако Владимир Путин,  упомянув, что в конце прошлого года  был принят закон, который «дает Правительству право, во-первых, расширить этот список, уже сделать не семь нозологий, а больше, и даст возможность, наверняка (собственно, такая возможность и раньше была) сформировать пошире список лекарственных препаратов», обратил внимание Президента РТ на то, что «другие особо тяжелые заболевания должны финансироваться из бюджета субъекта Федерации, в данном случае – из бюджета Республики Татарстан».  На что Рустам Минниханов ответил,  что «в 2012 году это было передано нам и мы тогда данный вопрос поднимали. На самом деле это огромные цифры, там иногда лечение одного больного и 30 и 40 миллионов в год. И Татьяна Голикова [бывший министр здравоохранения и социального развития] обещала его рассмотреть, и перед депутатами мы его ставили».  То есть, не потянуть бюджету субъекта, даже столь мощного, как Татарстан, такие траты…

Надо договариваться с федеральным правительством, а пока не договорились – финансировать, - парировал Путин.

Тут за своего президента вступилась Наиля Станиченко.  Регион сейчас обеспечивает лекарственными препаратами 46 нозологий социально-значимых и социально-опасных, - доложила она главе государства. - Туда входят и инфекционные заболевания, и бронхиальная астма, сахарный диабет, психические заболевания. Республика на это тратит около 500 миллионов рублей. Но, к сожалению, в эту программу не попали артериальная гипертензия и вирусный гепатит, на финансирование которых нужно еще около 800 миллионов.

Однако я хочу отметить,  - продолжила Набережночелнинский кардиолог, - что в отличие от других, наша республика включила в эту региональную программу пациентов, которым проведены операции на сосудах сердца. Поэтому наши пациенты, которым провели операции аортокоронарного шунтирования и стентирования коронарных артерий, что очень важно для меня, как для кардиолога, после оперативного лечения получают полную лекарственную реабилитацию. И это позволяет избежать им инвалидности.  Я хочу заметить, что эта региональная программа охватывает и неинвалидов. Поэтому решением проблемы финансирования лечения этих пациентов могло бы стать введение лекарственного страхования работающих.

Это был уже третий вопрос-предложение от Наили Станиченко; как ни удивительно,  Путин и с этим  согласился, пообещав обратить внимание Минздрава на то, что практикующие врачи считают, что это правильная и востребованная мера.

Воодушевившись, г-жа Станиченко  сообщила, что в настоящее время в республике составляется реестр больных редкими заболеваниями, в который уже включено около 400 человек, ориентировочные затраты на лечение которых составляют около 2 миллиардов рублей.   Приглашение федеральному бюджету посоучаствовать  было очевидным, и Владимиру Владимировичу не оставалось ничего другого, как сообщить, что «мы Татарстан не просто любим, а поддерживаем всегда. Татарстан – один из лидеров в России практически по всем направлениям деятельности и в экономике, причем и в сельском хозяйстве, в промышленности. В социальной сфере применяется много новых современных методов руководства всеми  процессами. И в спорте. По некоторым видам вы просто даже неприлично себя ведете.  Выиграли все, что можно было выиграть».

Тут, согласно стенограмме, раздался смех общего облегчения, участники встречи поговорили еще некоторое время о  спортивных достижениях России, в которые татары вносят очень заметную лепту, и на этой позитивной ноте встреча закончилась.

...Остается последить, что из обещанного сторонами друг другу будет реализовано. А также понять,  не означает ли встреча Президента РФ с небольшой, но социально репрезентативной группой жителей Татарстана, что Владимир Путин начал обкатывать новый формат общения с народом, по аналогии с ходоками к Владимиру Ленину.

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии