Время и Деньги
03.11.2012 Политика

Конституция Татарстана – вопрос не научно-практический, а политический

В Казани сегодня продолжает работу международная научно-практическая конференция «Становление новой федеративной России: опыт конституционного законотворчества РТ».  Благодаря выступлению первого президента РТ Минтимера Шаймиева на состоявшемся вчера пленарном заседании,  мероприятие приобрело отчетливое политическое звучание.  Приводим полный текст этого выступления.


«20 лет тому назад 6 ноября в 14 часов 28 минут Верховным Советом республики была принята новая Конституция Татарстана. Когда мы говорим: «Время - лучший судья» - такая оценка реально отражает жизненность основного закона - Конституции любого государства. Несмотря на сложную политическую обстановку, казалось бы, порой через непреодолимые препятствия, разработанная на основе Декларации о государственном суверенитете Татарстана и итогов голосования на всенародном референдуме о статусе республики от 21 марта 1992 года Конституция Республики Татарстан, как и Конституция Российской Федерации, гарантируя соблюдение прав и свободу человека, все эти годы обеспечивает стабильное социально-экономическое развитие нашей республики. С первых же шагов строительства новой Российской Федерации, на общественно-политическом и законодательно-правовом поле страны мы выступали и выступаем за её федеративное устройство, потому что это единственно возможный путь демократического развития Российского государства. Конституция Российской Федерации, Республики Татарстан и других субъектов федерации вытекают друг из друга.

Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит:

«… 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.»

Возможность Конституционного разграничения полномочий между центром - бывшими автономными республиками и остальными субъектами - это явление небывалое в истории Российского государства. Оно является прорывом в политической жизни нового постперестроечного общества.

Однако от ностальгии имперского мышления, к сожалению, до сих пор не могут освободиться не только фракции оппозиционных партий, но и часть депутатов партии «Единой России» - за которую пока дружно голосуют жители и российских республик. Вопреки конституционным нормам, где четко закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, мы не слышим официального осуждения институтами власти призывов типа «Россия для русских», или недостаточно строго придерживаемся 14 статьи Конституции, где четко установлено, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Или проблема создания законодательных условий, во исполнение статьи 68 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создания условий для его изучения и развития. Прилагая, в условиях глобализации, громадные усилия в национальных республиках по сохранению родного языка, вопреки провозглашенным конституционным нормам - отдельные федеральные структуры принимают образовательные стандарты, отчасти ущемляющие права народов на изучение родного языка. Очевидно то, что проблемы в национальных вопросах объективно присутствуют в нашем государстве и требуют своего продуманного разрешения через создание соответствующего института власти. Хорошо, что об этом ещё раз напомнил Президент страны Владимир Владимирович Путин. Но нельзя нам закрывать глаза на наличие явных проблем, разрешение которых приведет к дальнейшему упрочению государства.

Почему сегодня, в день Конституции Республики Татарстан, приходится говорить о необходимости строгого соблюдения всеми властными структурами, общественными организациями всех уровней, прежде всего, Российской Конституции. На мой взгляд, ответ один - это необходимо во благо становления реальной демократической федерации. Наша убежденность в этом подтверждается опытом социально-политической жизни за последние 20 непростых лет, которые показали, что Конституции РФ и РТ, несмотря на имеющиеся недостатки, несоответствия отдельных положений, для нас сегодня являются гарантом стабильности.

Возможность взаимоприемлемого конституционного разграничения полномочий является реальной основой соблюдения - признания действующих Конституций. Иного пути нет. Нам бы и в дальнейшем, проявляя мудрость - искать пути совершенствования механизма разграничения полномочий без перетягивания канатов. Хочу подчеркнуть, что любые попытки вмешательства в исключительные полномочия субъектов федерации подрывают доверие к депутатам и представителям федерального собрания - в конечном счете, высшей законодательной власти. Можно было бы привести немало примеров принятия федеральных законов, где допускаются перекосы в пользу центра в части предметов совместного и исключительного ведения субъектов федерации.

К примеру, изменение в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части, касающейся наименования должности главы субъекта Российской Федерации, принятое в декабре 2010 года.

Многим депутатам разных созывов известно, что попытки принять такое изменение были ещё в 2001 и 2005 годах по предложению депутатов Государственной Думы Российской Федерации Ищенко и Харченко.

В то же время мы знаем, на проект закона, внесенный ими, был получен официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором было указано, что данное предложение ограничивает право субъектов Российской Федерации на самостоятельное определение наименований своих органов государственной власти и противоречат статье 11 Конституции Российской Федерации.

В результате Постановлением Государственной Думы Российской Федерации от 9 декабря 2005 года представленный проект закона был отклонен.

В этой связи законопослушные граждане, а сейчас они более активные, с недоумением спрашивают: “А что же изменилось с тех пор, разве мы стали менее подверженными к соблюдению Основного закона государства?»

Как известно, Конституция Татарстана, принятая на один год раньше Конституции Российской Федерации, безусловно, не могла полностью соответствовать её канонам. Как показывает практика перестроечных лет, обустройство жизни наших граждан, усилия, направленные на соблюдение прав и свобод наших граждан возможны только на основе соблюдения Конституции России, республик и уставов субъектов федерации. Тем более, как я уже говорил, для консенсуса есть действенные механизмы разграничения полномочий. Поэтому любые призывы лидеров нарождающихся и отдельных действующих, но бесперспективных партий и движений «До основания мы разрушим, а потом…» мы уже проходили и очень дорогой ценой… Такие заявления антиконституционны и неприемлемы для здравомыслящих людей.

Накануне знаменательной даты принятия нашей Конституции - как Председатель Конституционной Комиссии - хочу поблагодарить, лично от себя и от имени всех татарстанцев, всех членов комиссии, депутатов и руководство Верховного Совета республики, Кабинета Министров, ответственных работников Аппарата Президента, ученых, общественных деятелей, которые независимо от политических взглядов, с заботой о будущем нового Татарстана, преодолев личные амбиции, разработали и единодушно приняли наш Основной Закон. Большое вам спасибо. Бик зур рәхмәт!

Сложная работа тех лет коренным образом изменила отношение к татарской нации, привела к росту национального самосознания, устремленного в достойное будущее. Очевидные успехи нашей многонациональной республики в основных сферах социально-экономической, политической и культурной жизни нам позволяют с ещё большей уверенностью заявить «Без булдырабыз!», «Мы можем!».

Чын күңелдән рәхмәт, исәнлек-саулык, иминлек сезгә. Булдырабыз, эшлибез, яшибез. Бәйрәм белән!»

Своего рода контрапунктом речи Минтемира Шаймиева стало выступление на пленарном заседании одного из активнейших участников переговоров по статусу Татарстана между Москвой и Казанью  и разработчиков Конституции РФ 1993 года, а ныне руководителя аппарата Счетной палаты РФ доктора юридических наук Сергея Шахрая.

Оговорившись, что выступает от имени Российского исторического общества (существовавшего, к слову, в Российской империи и воссозданного не далее, как в июне 2012 года),  г-н Шахрай отметил, что это обстоятельство избавляет его от необходимости подвергнуть Конституцию РТ критике с позиций права, а позволяет оценивать ее историческое значение.  Это значение доктор Шахрай оценил как положительное,  позволившее  пройти самую сложную, критическую фазу суверенизации Татарстана и взаимоотношений с российскими властями без сущностных потерь. Тем не менее, Сергей Михайлович не удержался и отметил, что статья 11 Конституции РФ, на которую ссылался в своей речи Минтимер Шаймиев, точнее, второй и третий ее пункты,  были сформулированы специально «под Татарстан и Чечню, которая тоже, как известно, отказалась подписывать Федеративный договор».   Тем самым он дал понять, что это положение Основного Закона РФ носит чисто ситуационный характер, выполнило свою роль в конкретный отрезок времени и – по логике – может быть скорректировано. 

Правда, о намерениях инициировать какие бы то ни было поправки в Конституцию РФ пока никто не заговаривает, зато известно, что к началу декабря на уровне Президента РФ должен быть рассмотрен проект Стратегии национальной политики Российской Федерации на период 2013-2025 годов, и в этом проекте одной из доминирующих позиций является возврат к теме национально-культурных автономий в РФ.  Следует ли из этого, что в повестку дня может быть поставлен вопрос об упразднении национальных округов и республик в РФ?  Не ясно, однако в данном контексте становятся более понятными и неожиданные заявления по национальному вопросу лидера свежеиспеченной партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова, и пафос речи первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Посмотрим, какие документы будут приняты по итогам международной конференции в Казани, завершающей работу в эти минуты.  

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии