Гуси лапчатые
21.08.2015 Политика

Гуси лапчатые

Комичное уничтожение трех тушек венгерских гусей, изъятых из сельпо в татарстанском райцентре Апастово, уже изрядно повеселило читателей СМИ и сетевое сообщество.  Пора утереть слёзы душащего смеха  и подумать, а что такое, собственно, нарастающим темпом уничтожается от Москвы до самых до окраин, то есть как различают «санкционные продукты», контрабанду и «чистый» импорт.



Попробуем вычислить методом вычитания.

Итак, есть легальный импорт продовольствия,  который, на первый взгляд, уж никак нельзя отнести к подпадающему под санкционный список.  А на второй взгляд – еще как можно!  Потому что,  посмеиваются люди, которые в теме,  за год после введения Россией контрсанкций к странам, решившим наказать нас за Крым и подобное,  урожайность яблок в Сербии выросла в шесть раз, и этот чудесный вал хлынул в Россию на вполне законных основаниях: Сербия – братушки,  они против нас санкции не вводили. Белорусы тоже братушки, и ничего, что ранее в полесских болотах не водились норвежский лосось, креветки и прочие дары моря; теперь водятся и на абсолютно законных основаниях пополняют российский продовольственный рынок.  Примеры можно продолжить, но  суть одна:  есть ряд государств, которые равно дружественно настроены как к России, так и к своим соседям. И по-соседски принимают на свои продбазы продукты из подсанкционных стран, переупаковывают их, и вуаля – страна происхождения товара безупречна, у российской таможни и  Роспотребнадзора нет никаких оснований тормозить такие грузы на границе и конфисковывать их, - формально это не контрабанда.  Самое интересное, и к качеству не придерешься: всё вполне кондиционное, не то что, например, калифорнийские вина, в которых наследники главсанврача РФ Геннадия Онищенко нашли недавно какие-то угрожающие здоровью человека вещества (к ужасу обитателей вилл в Сакраменто, Сан-Диего, Малибу и далее).  

Таким образом, на законных основаниях остановить этот поток  невозможно. Собственно, само появление указа президента РФ от 29 июля сего года, уточняющего и ужесточающего указ о контрсанкциях, принятый год назад, есть ни что иное, как признание нашего бессилия в этой части. И зубовного скрежета из-за такого «вдруг» обнаружившегося бессилия; тут нужны рычаги и инструменты потоньше, чем бульдозеры и передвижные крематории.  Можно было предвидеть такое развитие событий? Ну, не знаю…  Кто-то точно предвидел и хорошо заработал. Таким образом, этот сегмент чужого продовольствия оставляем в скобках, - нельзя уничтожать.

Что же давят  и жгут сегодня на просторах Родины?  По-видимому, те продукты, которые оформляются через таможню, как транзитные (из Белоруссии, например, в Казахстан), но  бесследно растворяются на наших просторах, не добравшись до формального пункта назначения.  Это уже сильно смахивает на контрабанду,  и таможня РФ могла былогически связывать два конца  «черного ящика» – входящий и выходящий, то есть  безоговорочно и добросовестно соблюдать так называемую таможенную процедуру таможенного транзита, но, судя по всему,  выходит это не очень.  А когда “транзитные” товары уже растворились на территории России, очень трудно их обнаружить, а затем еще и доказать, что это контрабанда. 

Кто будет заниматься этим хлопотным, муторным и бесприбыльным делом в Рязанской, Оренбургской и так далее областях?  Уничтожить проще. В пользу уничтожения есть аргумент и по  части  внутренней экономики.   Если мы доказываем, что  иной транзит на самом деле есть контрабанда, груз подлежит конфискации, которая не предполагает обязательного уничтожения конфискованного, а допускает реализацию конфиската по специальным ценам.  Или, как предлагается в петиции граждан, набравшей уже около 300 тысяч подписей, «раздачу» конфискованных продуктов малоимущим, в дома престарелых, детсады и так далее.   Увы,  если посмотреть правде в лицо, то надо признать:вроде бы изъятые из торгового оборота (мы же раздаем) такие продукты на деле неизбежно  попадут в этот оборот стараниями розовых Альхенов и матерых коррупционеров, причем старикам и бедным детям достанутся крохи – в лучшем случае.   А выброс 

десятков, если не сотен тысяч, тонн заведомо более дешевых, чем легальные отечественные, продуктов  означает, что они будут  давить на те ниши, которые, после введения контрсанкций, только-только начали осваивать  российские аграрии, имеющие по ряду наименований продукции рентабельность, близкую к нулевой.  Ужасно слабая, конечно, конкурентоспособность - следствие сумасшедших издержек в сельском хозяйстве России, хронического диспаритета цен, на порядок меньшего, чем в Евросоюзе или в США,  дотирования сектора,  с этим надо разбираться, но сейчас мы разбираемся с сиюминутной – на фоне  упомянутых – проблемой:  зачем уничтожать и  как добиться соблюдения режима контрсанкций.  По всему выходит, что «транзитные» продукты надо уничтожать, как это ни печально и нехорошо с точки зрения роста розничных цен и наличия трети населения страны в категориях малоимущих.  

Есть  еще и «просто» контрабанда (тушки изъятых в Апастово венгерских гусей без сопроводительного текста на упаковке на русском - наглядный пример). Её  можно было бы и не уничтожать, поскольку доля такого импорта, с позволения сказать,  относительно невелика. Но уничтожают – аргументы те же.

Осталось понять, каковы доли нежелательных продуктов на нашем рынке.   Без особого риска ошибиться скажу, что львиная доля приходится на ввоз тех,  которые по ту сторону российских границ элегантно меняют маркировку страны происхождения, то есть не подлежащих уничтожению на законных основаниях.  Это не очень хорошо для отечественных аграриев, но если учесть, что в результате волн девальвации рубля импорт уже упал на 30-40 процентов, то терпимо, - свободные и относительно свободные  ниши остаются.  И это терпимо для граждан, пока потребительская инфляция в годовом исчислении не превышает 20-23 процентов (по разным оценкам). 

На самом деле больше пока что беспокоит раж, в который впадают исполнители контрсанкционных указов и  привычные российские нестыковки права и правоприменения, а попросту говоря – корявое исполнение задуманного. О том, что юридически расплывчато само понятие «санкционные товары» (строго говоря, его вообще не существует), уже сказано.  Но выясняется, что и с процедурой уничтожения не всё гладко:   несколько судов вынесли решения, смысл которых в том, что указ президента РФ от 29 июля 2015 года, а равно и закон о торговле, не предусматривают изъятие и уничтожение  таких товаров в  розничной торговле.  Это обстоятельство побудило группу депутатов Госдумы РФ срочно внести законопроект о запрете торговли санкционными продуктами - «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», так он называется. Авторы законопроекта - депутаты от фракции ЛДПР Сергей Каргинов, Иван Сухарев и Кирилл Черкасов - предложили дополнить закон о торговле, прописав в нем запрет на продажу товаров, «в отношении которых в целях защиты национальных интересов РФ запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».  Между тем прокуратура РФ открыла «горячую линию» для сообщений о ввозе и продаже санкционных продуктов, сообщив, что таким образом  «при участии граждан власти смогут эффективнее бороться с реализацией в России продукции сомнительного качества».  Причём здесь сомнительное качество, на которое граждане с успехом жалуются на сайтах соответствующих ведомств и в ту же прокуратуру безо всяких «горячих линий» - бог весть.  Свою лепту решила внести и Федеральная таможенная служба, которая  предложила ввести уголовное наказание за ввоз санкционных продуктов. Для этого, предлагает ведомство, запрещенную продукцию нужно отнести к стратегическим товарам, что позволит применять статью Уголовного кодекса (забавно не только то, что морковка с картошкой рискуют попасть в России в список стратегических товаров, но и то, что  не далее как в декабре 2011 года не без участливого внимания ФТС статья о контрабанде товаров «не стратегического свойства»  была благополучно изъята законодателем из УК, перекочевав – с наказанием в виде копеечных штрафов – в Кодекс об административных правонарушениях).  Что дальше  и кто следующий?

Юрий Алаев.


5
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии