Время и Деньги
02.10.2015 Политика

Вот кто-то с горочки…

События дня вокруг Сирии волей-неволей вызывают ассоциацию с тем камнем, который обрушивает лавину. Очень стремительно, очень опасно.


Просто хронология

Вчера на ночь глядя члены верхней палаты российского парламента получили настоятельные рекомендации непременно участвовать в сегодняшнем заседании.  После выступления В.Путина на Генассамблее ООН мало у кого остались сомнения, что речь пойдет о запросе на использование ВС РФ в Сирии.

Штришок: в 6 утра по московскому времени информационные агентства распространили заявление министра иностранных дел Саудовской Аравии Аделя аль-Джубейра о том, что президент Сирии Башар Асад должен покинуть свой пост или же будет отстранен от власти насильно. AFP утверждает, что это заявление было сделано министром после встречи с союзниками Саудовской Аравии в Нью-Йорке.  Союзники – это в первую очередь США, глава Госдепартамента которых Джон Керри сообщил публике несколько другое, - что США изменили свою позицию и не будут настаивать на немедленном отстранении Асада от власти.  Различия, надо думать, в том, что считать “немедленным”, а что “медленным”. Примечательно, однако, что глава МИД королевства отклонил призывы России сформировать международную коалицию, чтобы помочь Асаду бороться с террористической группировкой «Исламское государство» (ее деятельность в России запрещена).

В 9 утра Совфед собрался на пленарное заседание, глава администрации президента РФ Сергей Иванов зачитал обращение президента Сирии о военной помощи,  и после непродолжительных прений по техническим деталям сенат единогласно дал главе государства разрешение на использование Вооруженных сил за границей. Именно так, в общем, - без ограничения зоны только Сирией.  Но – с оговоркой, что речь идет исключительно об использовании ВВС. Как это возможно – об этом чуть позже.

Напомню, что аналогичное разрешение Путин получил от сенаторов 1 марта 2014 года,  когда они дали президенту право ввести войска на Украину. Чуть конкретнее, чем в этот раз.

Примечательно, что в решение Совфеда никак не оговаривается длительность операции и не ограничиваются возможности её расширения.

К полудню 30 сентября американский ТВ-канал Fox News сообщил, со ссылкой на высокопоставленный американский источник, что российские дипломаты официалььно обратились  к американским коллегам с требованием убрать из сирийского воздушного пространства военные самолеты США. Якобы в ответ тот же источник сообщил телекомпании, что «пока нет никаких признаков того, что вооруженные силы США как-то изменили свои действия в Сирии», а военные источники Fox сообщили, что самолеты не будут выполнять запрос России. Предсказуемо, но чревато, даже с учётом распоряжения главы Пентагона установить канал связи с Минобороны РФ во избежание “недоразумений”.

После полудня президент Путин провёл совещание с членами правительства РФ, на котором, в частности, разъяснил под телекамеры, что Москва начала операцию в Сирии из-за угрозы со стороны россиян, вступивших в «Исламское государство». Нельзя ждать, пока те «придут в наш дом», сказал он, обещав не погружаться в войну «с головой»

«Единственно верный путь борьбы с международным терроризмом — а в Сирии и на территории соседних стран с ней бесчинствуют именно банды международных террористов — это действовать на упреждение, бороться и уничтожать боевиков и террористов на уже захваченных ими территориях, не ждать, когда они придут в наш дом», — подчеркнул Путин. «Не надо быть специалистом по этим вопросам, чтобы понять: если они достигнут успеха в Сирии, они неминуемо вернутся в свои страны, придут и в Россию», — резюмировал президент РФ.

Этот мотив стал определяющим в комментариях, подготовленных государственными каналами ТВ России: в выпусках новостей и в программе “Время”  в унисон Путину высказались главы  наиболее крупных “мусульманских” республик в составе РФ, лидеры уммы,  патриарх Кирилл, ученые, военные эксперты и политологи.  

Очевидно, что  в ближайшие дни, если не месяцы,  усилия по формированию общественного мнения в России в пользу решения Путина будут идти по нарастающей. Но столь же очевидно, что не будут дремать и “контпрапагандисты” – в мечетях и молельных домах,  в социальных сетях и на околополитических тусовках, а уж тем не будут молчать СМИ и дипломаты наших западных “партнеров”, которые постараются использовать любой предлог, любой промах (в прямом смысле и в переносном) для того, чтобы представить действия России не как борьбу с ИГИЛ и международным терроризмом, а как защиту близкого по духу тоталитарного режима Асада.

Собственно, информационная атака, как это охарактеризовала официальный представитель российского МИДа Мария Захарова, началась, едва наши самолеты успели нанести первые ракетно-бомбовые удары на территории Сирии.  Тут же AFP опубликовала космические снимки разрушений в городе Хомсе, французский дипломатический источник в разговоре с Reuters предположил, что удары российских ВВС в Сирии могли быть нацелены не на позиции «Исламского государства», а на сирийских оппозиционеров, обеспокоенность, что ВВС РФ бомбят “не те цели” выразили в Пентагоне, в ряде СМИ появились  сообщения о том, что русские бьют по позициям не ИГИЛ, а оппозиционных Асаду подразделений и при этом гибнут мирные люди…  Тяжелая борьба предстоит на информационном фроне, и первая оплошность нами уже допущена:  представитель российского Минобороны Игорь Конашенков сообщил, что российские самолеты нанесли точечные удары по наземным позициям террористов группировки «Исламское государство» на территории Сирии, но не уточнил, где конкретно находились эти цели.

Немного экстраполяций

Американский опыт последних пары десятилетий показывает, что можно эффективно поддержать своих “сукиных детей” с помощью ковровых и точечных бомбометаний, не ввязываясь в наземные операции (исключая Ирак) и добиваться укоренения нужных политических режимов.  Почему бы не повторить, тем более, что антитеррористическая коалиция во главе с США воюет в Сирии и окрестностях как бы понарошку (более 4 тысяч авиаударов за два года и никакой результат), если отбросить тот факт, что армия Асада выбита на 2/3. Однако есть нюансы.

Например, Штаты, устанавливая демократический порядок на территории того или иного государства, никогда на этой же территории не размещали свои аэродромы (самолеты базировались либо в дружественных государствах неподалеку, либо на авианосцах); российская база ВВС расположена в самой Сирии.  Нетрудно представить, что в ближайшее время она станет объектом атак сил ИГИЛ, и нельзя сбрасывать со счетов вероятность, что прикрытия со стороны воинских подразделений армии Асада не хватит, равно как и прикрытия подразделениями российских военнослужащих.  Что это означает? По-видимому, одно из двух: либо мы вынуждены будем перебрасывать в Латаки дополнительные сухопутные   части “прикрытия”, либо быстренько выметаться.

Последнее можно сделать – из соображений целеполагания, “собственной гордости”,  авторитета государства и его главы – только в случае решения публично поставленной задачи, а именно - нанесения армии террористов невосполнимого ущерба через разрушение её военной инфраструктуры: складов с оружием, горючим и боеприпасами, а также (о чём вслух говорить не принято) нефтепроводов, насосных станций, а в идеале и собственно оборудования нефтепромыслов на подконтрольных боевикам территориях, с которых они продают по демпинговым ценам нефть,  пополняя свои бюджеты и вредя доходам российского бюджета.  Однако, насколько можно судить по открытым данным,  в Сирию на сей день переброшены штурмовщики и бомбардировщики советского производства, которые, по хорошему, подлежат списанию и оснащены в основном отнюдь не высокоточными средствами поражения, что очень сильно осложняет поражение названных целей и так же сильно увеличивает риск попадания “не туда”,  по гражданским объектам. Мало того, некоторые эксперты утверждают, что высокоточных средств поражения в ВС РФ в принципе крайне мало.

Вывод напрашивается не самый радужный:  втягивание в боевые действия на земле (по той же логике, озвученной сегодня Путиным,  – не ждать, пока противник примется штурмовать базу, а разбить его на его территории),  растягивание миссии во времени, и это при том, что на длительную военную операцию такого масштаба у России маловато ресурсов, а восток Украины по-прежнему тлеет и тоже требует подпитки.

Единственное, что утешает (извините за циничную иронию), это то, что президент РФ довольно чётко определил временные границы нашей операции в Сирии: “до тех пор, пока наступательные операции будет проводить правительственная армия Сирии”.

Поддерживаемые США оппозиционные силы и вскормленное из той же кормушки, как утверждают российские официальные лица,  ИГИЛ до сих пор довольно успешно делали всё, чтобы способности армии Асада вести наступательные операции сошли на нет как можно быстрее.  Но кто сказал, что администрация Обамы устоит перед соблазном учинить очередной хаос и продлить способности этой армии ровно настолько, чтобы Россия подольше тратилась на тамошнюю войну материальными и людскими ресурсами? СССР в своё  время – вместе с Китаем, кстати, - очень эффективно заставил Штаты увязнуть во Вьетнаме;  затем наши заклятые друзья отыгрались тем же способом в Афганистане.  Чей ход будет выигрышным на сей раз?

Юрий Алаев.

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии