Куда и кого послал Путин
04.12.2015 Политика

Куда и кого послал Путин

Третьего декабря Владимир Путин огласил очередное ежегодное Послание  к Федеральному Собранию, 12-е по счёту за время правления нынешнего главы государства.  Специализирующиеся на трактовках слов и действий президента РФ  уже поделились соображениями насчёт судьбоносности  высказанных установок и пожеланий, мы же попробуем рассмотреть, что практически изменится, если положения Послания будут неукоснительно выполнены.


По части борьбы с международным терроризмом.  Констатировано, что победить его силами только одной страны невозможно,  сообщено, что угроза терроризма нарастает, причём на первое место среди точек проистекания угроз поставлен Афганистан, ситуация в котором охарактеризована как тревожная  и не вселяющая оптимизма.   По Сирии отмечено, что особая опасность для России исходит от сконцентрированных здесь боевиков, которые накапливают силы.  Вывод известен по прежним высказываниям В.Путина: «мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах»,  иначе они придут к нам в дом, чтобы сеять смерть.

Отдельный мотив – Турция.  Наряду с известными обвинениями в том, что кое-кто в Турции делает бизнес на торговле нефтью с ИГИЛ, впервые после уничтожения российского бомбардировщика турецкими ВВС подан сигнал, что турецкий народ («добрый, трудолюбивый и талантливый») – это одно, а «часть сегодняшней правящей верхушки, которая несёт прямую ответственность за гибель наших военнослужащих в Сирии» - это другое.  В Турции у нас много давних и надёжных друзей и они должны знать, что мы не ставим знака равенства между ними и упомянутой частью верхушки, сообщил Путин.  Не поздно ли? -  усердная не по разуму чиновничья рать и сонм  разного рода «народных избранников», а также верноподданых политологов успели столько всего порушить…  Тем более, что далее президент РФ заверил, что «от нас не дождутся нервной, истерической, опасной для нас самих и для всего мира реакции. Реакции, рассчитанной на какието внешние эффекты или даже на сиюминутное внутриполитическое потребление».   По-видимому, Владимир Владимирович совсем не смотрит российское ТВ.   Или считает, что творящееся – это не нервически-истерическое? Тогда ещё хуже.

Не внушают оптимизма по  части деэскалации турецко-российского конфликта и заверения, что «они» не «отделаются помидорами или какимито ограничениями в строительной и других отраслях»,  что «мы ещё не раз напомним о том, что они сделали. И они ещё не раз пожалеют о содеянном».  

Что бы ни имелось в виду, очевидно, что речь о мерах, способных так или иначе дестабилизировать положение президента ТР Эрдогана и – в идеале – убрать его с политической сцены.  Но совершенно не очевидно, по крайней мере для наших стратегов, что давление может оказать обратный эффект. Вот, наши западные партнёры, вводя санкции против России, на то же, в общем, рассчитывали, на разброд и шатание в нашем обществе, ослабление Путина, а получили рейтинг одобрения действий президента под 90%.  Турки точно из другого теста?

О государевых людях. «Сегодня чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе зарубежных, напомнил В.Путин и сообщил, что «теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадёт в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов. И конечно, гражданского общества».  Речь, надо думать, о сделках, которые уполномоченные чиновники планируют заключить от имени тех или иных гос- и/или муниципальных структур.  Подавляющее число таких осуществляется на тендерах и аукционах, претенденты на госзаказ обезличены, фирма «открывается» только после выигрыша конкурса, и – раз она выиграла,  какие законные основания существуют для отказа в подписании контакта? Письменное заявление чиновника, что имярек такой-то является «близким лицом»?  И кто определит, является или нет, и кто – что такое «близкое лицо»?  Вряд ли тут дойдёт до правоприменения в течение года, а там и время следующего Послания наступит, так что особо беспокоиться не о чем. Хотя хлопот правоведам и правоохранителям добавляется, конечно.

Кстати, о правонарушителях. Путин «попросил» Госдуму поддержать предложения Верховного Суда России о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса и перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.

К этому примыкает поручение «подумать о сокращении числа присяжных до пяти–семи человек, при этом обязательно сохранить полную автономию и самостоятельность присяжных при принятии решений» в судах.  Потому что, как доложили главе государства, «коллегию из 12 человек не всегда просто сформировать».  В нашей демократической России, в условиях, когда олигархи «равно удалены», а ОПГ вот-вот будут искоренены?  Не верю.  Но – сократят число, и равным образом сократится роль и значение господ присяжных заседателей.

Об экономическом положении страны. Президент знает, «что многим сейчас непросто», и «люди задаются вопросами: когда мы преодолеем трудности и что для этого будем делать», признаёт, что «ситуация действительно сложная, но – говорил уже об этом, хочу повторить – не критичная». «Уже сегодня мы видим позитивные тенденции, - сообщил В.Путин. -  Промышленное производство и курс национальной валюты в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции, по сравнению с 2014 годом мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала».   Годом ранее высказывался прогноз, что кризис будет преодолён в течение года-двух; в этот раз Владимир Владимирович воздержался от определения временных рамок, заметив, что «и период низких цен на сырьё, да и, возможно, внешние ограничения, могут затянуться, и затянуться надолго». Но «за текущими проблемами нельзя упускать основные тенденции глобального развития», «нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть».  Вдохновляет: сегодняшние условия – это, оказывается, еще благоприятные…

Кого поддержит правительство. Ряд отраслей,  оказавшихся в зоне риска (в первую очередь строительство, автомобилестроение, лёгкая промышленность, железнодорожное машиностроение) получит «специальные программы поддержки», заверил В.Путин, «финансовые ресурсы для этого предусмотрены», поручение правительству дано.

В том, что касается поддержки людей с низкими доходами, наиболее уязвимых категорий граждан, то надо «перейти наконец к справедливому принципу оказания социальной помощи, когда её получают те, кто в ней действительно нуждается».  Вывод: из программ соцподдержки кое-кто выпадет;  десятки тысяч людей или больше – покажет ближайшее время.

О сбалансированности бюджета.  Президент напомнил, что «по итогам исполнения федерального бюджета 2016 года его дефицит не должен превышать трёх процентов, даже если наши доходы окажутся ниже ожидаемых». Вывод: предстоит жестокая борьба региональных властей и отраслевых лоббистов с Минфином за то, чтобы не попасть в секвестируемые разделы.  Кому улыбнётся удача – зависит от наработанного лоббистами опыта и связей.

О механизме фискального администрирования.  Глава государства пришёл к выводу, что «каждый бюджетный цикл надо начинать с чёткой фиксации приоритетов, необходимо вернуть определяющую роль госпрограмм в этом процессе».  Госпрограммы предполагают существенное ужесточение контроля за движением государственных средств, механизм такого контроля, по мысли В.Путина, - это казначейские счета, через которые только и нужно перечислять средства конечному получателю.  (Сегодня разве не так? Интересно.)  Наверное, не везде так, а чтобы было везде,  предложено «сформировать единый, целостный механизм администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей».   В какую форму будет обличён этот единый механизм, пока не ясно. Может, создадут Минфиск?

Капитал не хочет амнистий. В прошлом году было объявлено об амнистии капиталов, возвращающихся в Россию. Между тем бизнес пока не спешит воспользоваться этой возможностью, а значит, предложенная процедура сложна, гарантий недостаточно, - сделал вывод президент.  И попросил правительство провести «дополнительные консультации с деловым сообществом, с Верховным Судом, с правоохранительными органами и в короткие сроки внести соответствующие коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить ещё на полгода».   Маловато будет, пожалуй, косный у нас капитал, а где-то ну совсем не патриотичный.

О стимулировании инвестиций. Владимир Владимирович еще раз заверил, что «мы гарантируем стабильные налоговые и другие базовые условия для инвесторов, которые готовы вкладывать средства в проекты импортозамещения», напомнив о существовании так называемых специальных инвестиционных контрактов.  Механизм решено усовершенствовать: Путин предложил «в рамках таких контрактов предоставить право регионам снижать до нуля ставку налога на прибыль». «Некоторые руководители, - сказал он, -  прямо просят об этом, чтобы инвесторы могли покрыть свои капитальные затраты на создание новых производств», а чтобы руководители регионов не впали в ступор,  сообщил, что «рост доходов региона от реализации таких проектов не должен повлечь за собой сокращение федеральных субсидий».  В Георгиевском зале просветлело.

Тут же был выложен еще один пряник: президент предложил «дать право Правительству закупать на внеконкурсной основе до 30 процентов продукции, созданной в рамках специнвестконтрактов».  Право – не обязанность, конечно, но хоть что-то. А чтобы не случилось при этом провала в конкурентоспособности продукции,  «всё остальное должно пойти на свободный, в том числе и на зарубежный, рынок, чтобы компании не теряли мотивацию, следили за качеством, стремились снижать издержки».  Что такое есть у нас под грифом «всё остальное» - предмет отдельного рассмотрения, но установка главы государства на то, чтобы сделать «рост объёмов несырьевого экспорта одним из ключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, да и Правительства в целом» заслуживает, конечно, аплодисментов.  Как и исходящее, по словам Путина, от делового сообщества предложение создать агентство по технологическому развитию, которое будет оказывать предприятиям помощь в приобретении отечественных и зарубежных патентов и лицензий инжиниринговых услуг. «Выход на внешние рынки, экспансия российской продукции должны стать естественной стратегией развития национального бизнеса, всей российской экономики» - заключил в связи с этим президент.

Облигации госзайма возвращаются. Вернувшись к теме инвестиций чуть позже, В.Путин высказал идею, которая, наверное, заставила ностальгически затрепетать сердца россиян преклонных лет:  развить «рынок корпоративных облигаций».  Правда, срок, в который Центробанк и правительство должны представить президенту соображения не сей счёт,  не установлены, но что-то подсказывает, что к началу 2017-го года активисты единороссы будут сами массово покупать «с получки» облигации госзайма и агитировать делать то же рабочих, крестьян и служащих.  А что – по некоторым оценкам в загашниках у россиян лежат без движения около 40 трлн рублей;  гигантский резерв для инвестиций.  Ну, там не всё в денежной форме, ну, есть вопросы по качеству неденежных активов, но всё равно, - дух-то захватывает! «А чтобы инвесторам, гражданам было выгодно вкладывать средства в развитие отечественного реального сектора, - мягко заметил Владимир Владимирович, - предлагаю освободить от налогообложения купонный доход на эти облигации, в том числе от налога на доходы физических лиц».  Реально. Может сработать.

Взять лендлордов в оборот.  Высоко оценив работу сельчан в течение последнего десятилетия, В.Путин предложил поставить задачу «к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием» и выразил убежденность, что «Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт».   Для решения этой задачи правительство будет поддерживать сельские хозяйства и дальше, но

прежде всего те, которые демонстрируют высокую эффективность.  Кроме того, - заявил Путин, - «нужно ввести в оборот миллионы гектаров пашни, которые сейчас простаивают, находятся в руках крупных землевладельцев, причём заниматься сельским хозяйством многие из них не спешат».  

Идее изымать сельхозземли, которые не используются по назначению, и продавать их на аукционе «тем, кто хочет и может возделывать землю», как выразился Владимир Владимирович,  не один десяток лет,  но что-то не очень до сих пор получалось.  Может, проблема в том, что мало кто готов «возделывать»  пустоши при отсутствии коммуникаций, дороговизне ресурсов и засилье перекупщиков?  Как бы там ни было, а правительству поручено к 1 июня 2016 года подготовить конкретные предложения, включая проекты нормативных актов, а парламентариев обеих палат президент попросил «внести поправки в законодательство в течение следующего года и в осеннюю сессию следующего года принять соответствующие законы».  Типа – даешь землю крестьянам к 100-летию Октябрьской революции!

С чем прорвемся на глобальные рынки.  С продукцией растениеводства прорвались уже.  Есть также, убеждён В.Путин,  «все шансы среди первых прорваться на глобальные рынки, причём уже в ближайшее время, в ближайшие годы» по таким направлениям, как нейротехнологии, беспилотные технологии в авиации, да вообще на транспорте, системы хранения и распределения энергии у России.  Можно было бы уже, ведь для обеспечения прорыва в России создано более 20 институтов развития, но, по оценке Владимира Владимировича, «многие из них, к сожалению, превратились в настоящую помойку для «плохих» долгов».  Вывод: товарищей ждёт чистка.

Тень Кудрина. Не исключено, что  в результате на месте множества подобных институтов возникнет одна структура: Путин предложил «создать механизм сопровождения наиболее значимых проектов, которым «мог бы заняться специальный проектный офис». Жалко, что ТВ не показало в этот момент Алексея Леонидовича Кудрина (и Дм.Медведева одновременно):  неподвижные лица тоже могут сказать о многом.  Но еще больше я бы хотел посмотреть на человека, который умудрился вставить в Послание следующую фразу – что «одним из проектов может стать создание крупных частных российских компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через Интернет во все страны мира. У нас есть что поставлять».   Что, как, какие компании, создатель?!  Если уж на то пошло, не проще ли поручить Вексельбергу, например, купить e-bay и дело с концом; что он там носится со своими фарфоровыми яйцами?

Маткапитал не иссякнет.  Как бы не трещал бюджет и не кряхтел министр Солуянов, а программа материнского капитала  будет продлена минимум до конца 2018 года, то есть до выборов президента РФ.  Так Путин сказал.

У ОМС появится «федеральная часть».  Затронув проблемы обязательного медицинского страхования, В.Путин обратил внимание на то, что эта система стимулирует поддержку территориальных учреждений здравоохранения, тогда как наиболее дорогостоящие операции и процедуры проводятся, как правило, в ведущих федеральных медицинских центрах и клиниках.  Соответственно, внесено предложение финансировать  такие операции через создание в системе ОМС специальной федеральной части. Необходимые поправки в законодательство должны быть приняты  уже в весеннюю сессию парламента.

Прочие вопросы.  В.Путин коснулся также проблем опережающего развития Дальнего Востока, оптимизации размещения социальных  учреждений,  предложил ряд конкретных решений по более активному участию в делах государства и общества НКО,  уделил внимание необходимости развития партнёрства ЕАЭС с членами ШОС и АСЕАН, а также с государствами, которые присоединяются к ШОС, формировании возможного экономического партнёрства.

В завершающей части Послания вновь прозвучала тема борьбы с терроризмом и единения рядов,  президент отметил, что в 2014 году, когда состоялось воссоединение Крыма и Севастополя с Россией, наша страна прошла очередной рубеж в своём развитии, заявив о себе как о сильном самостоятельном государстве «с тысячелетней историей и великими традициями», как о нации, которая «консолидирована общими ценностями и общими целями».   О Донбассе и Украине не было сказано ни слова.

Послание слушал и читал Юрий Алаев.

9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии