Время и Деньги
15.12.2015 Политика

Неисповедимые пути

Трудно делать обзор,  отмечая, какие темы в отечественных СМИ доминировали в течение месяца, когда в этом месяце одномоментно были убиты в воздухе 224  человека, и над  прахом этих людей начались  медийные  и политические игры.  Это как при контузии:  сквозь глухоту прорывается нечто – невнятным гулом и обрывками слов, которые никак не складываются во внятную речь.  


Источники повышенной опасности

«Трансаэро» - второй, после «Аэрофлота»,  воздушный перевозчик России. Новые самолеты, большой парк, репутация компании европейского стиля обслуживания, миллионы перевозимых пассажиров – раз, и банкрот. С начала сентября  в Арбитражный суд поступили десятки исков – от поставщиков, лизингодателей, заправочных компаний и банков. На сегодняшний день их сумма составляет 15,8 млрд рублей. Почти треть, 5 млрд, приходится на «Аэрофлот». В такую сумму тот оценил свои затраты на перевозку пассажиров «Трансаэро» (по состоянию на 13 октября),  - пишет Slon Magazine в детальном обзоре ситуации.  Ну да, экономика. И вдруг МАК (Авиационный регистр) выносит предписание о приостановке действие в России всех выданных сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737 «до получения совместного подтверждения Росавиации и авиарегулятора США (FAA) о безопасном состоянии находящихся в нашей стране лайнеров».  Это здесь при чём? А притом, сообщают 6 ноября одновременно «Коммерсант» и «Ведомости», что председателем МАК является Татьяна Анодина, мать крупнейшего акционера (владельца по сути) компании «Трансаэро», и это акт мести за банкротство сына.

Вот так, одним росчерком пера остановить почти половину аэроперевозок в России, так у нас делаются дела?  Но и ответ оказался таким же размашистым: Росавиация и часть думцев  выдвинули идею о выходе России из МАК, что будет означать, по существу, ликвидацию далеко не самого бесполезной организации.  Это называется «с водой выплеснуть ребёнка», или управленческий стиль по-русски.

О трагедии 31 октября над Синаем. Неделю власти отвергали версию о теракте, предпочитая рассматривать варианты технического характера и «человеческий фактор», пресс-секретарь президента РФ Песков просил не связывать случившееся с действиями России в Сирии, а когда Великобритания объявила о прекращении воздушного сообщения с Шарм-эш-Шейхом и эвакуации своих туристов из Египта, 

председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев выступил с заявлением, 5 ноября, что это решение «продиктовано геополитическим сопротивлениям действиям России в Сирии» (цитата по РИА «Новости»).  День спустя Владимир Путин принял решение, аналогичное английскому.  Какой-нибудь шакал с Флит-стрит наверняка попытался бы получить у г-на Косачёва комментарий на тему, как это понимать, но мы не таковы, мы выше этого.

В тот же день, 6 ноября, «Известия»  рассказали о назначенной на 11 ноября стачке водителей-«дальнобойщиков», грозящих парализовать федеральные автодороги, поскольку география готовых присоединиться к акции  охватывает всё большее количество регионов.  Причина та, что с 15 ноября 2015 года собственники грузовиков весом от 12 т обязаны платить по 3,5 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. Плата введена правительством еще постановлением от 14 июня 2013 года по инициативе Минтранса — в качестве возмещения вреда, который, по мнению чиновников, тяжелые грузовики наносят дорогам федерального значения. Деньги необходимо вносить предварительно перед поездкой, а маршрут движения водители фуры или транспортные компании обязаны согласовывать с авторизованным Минтрансом единым оператором — ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (структура Игоря Ротенберга, Андрея Шипелова, Вадима Агафонова и госкорпорации «Ростех»); система получила коммерческое наименование «Платон». Именно «Платону» и нужно платить. Предполагается, что ежегодные сборы составят 50 млрд рублей, они будут направлены в дорожные фонды, по 10,6 млрд от государства ежегодно за свои услуги будет получать РТИТС, уточняют коллеги.

Стремление Минтранса пополнить свой бюджет понятно,  непонятно, просчитал ли кто-нибудь, сколько десятков миллиардов потеряет экономика страны в результате того, что многие автоперевозчики не выдержат бремени нового оброка и остановят свою деятельность.  Но эта сторона дела на сей день мало кого обеспокоила (не правительство РФ во всяком случае), кроме самих «дальнобойщиков» да Московской прокуратуры и Главного управления МВД по борьбе с экстремизмом.  Экстремизмом, конечно, попахивает от водителей фур, не от минтранса.  Догадываясь, куда их могут записать,  дальнобойщики объявили, что первоначально заявленное, вроде бы, перекрытие дорог не состоится,  фуры будут стоять на обочинах.  Протест на обочине – это тоже по-нашему, конечно.

 

Заход издалека

Между тем запрос на изменение парадигмы экономического развития становится всё отчетливее.  Доклад советника президента РФ академика Сергея Глазьева на комиссии Совбеза, вызвавший гипертрофированную реакцию либеральных российских экономистов и СМИ, получил продолжение.  20 октября «Ведомости» сообщили, что «Столыпинский клуб», возглавляемый бизнес-омбудсменом Борисом Титовым, разработал программу роста экономики: целевая эмиссия, снижение налогов, протекционизм.  Такова, в общих чертах, предлагаемая альтернатива сложившейся в России «псевдорыночной» модели развития, которая позволит экономике расти до 10% за год. «Столыпинский клуб» – экспертная площадка, сформированная по инициативе в том числе «Деловой России» и характеризующая своих участников как «рыночников-реалистов». Как Титов уточнил «Ведомостям», «наш взгляд – это взгляд рыночников-либералов, но при этом прагматиков».

Очевидно, такая самохарактеристика нацелена на то, чтобы доклад, который должен быть внесен в правительство, не вызвал отторжения его либерального ядра с ходу.  По-моему, это наивно: в правительстве сидят очень чутко  и чётко всё схватывающие люди,  заходы издалека тут не проходят.

Однако есть вещи,  над которыми правительство не властно; удар может прийти с совершенно неожиданной стороны. 22 октября «Коммерсант» рассказал о  последствиях, к которым может привести  тяжба российских властей с экс-владельцами компании «Юкос».  В двух словах: оспаривая законность требований группы Ходорковского удержать с РФ 50 млрд долларов США за отъем «Юкоса», правительственные юристы принялись доказывать американским коллегам (в тамошних судах также готовятся рассмотреть дело, не только в Европе), что   эти  люди стали владельцами «Юкоса» благодаря мошенническим схемам вроде залоговых аукционов.  Конечно, если суд в округе Колумбия (и суды других округов и стран, в том числе Гаагский, собственно и утвердивший сумму исковых требований) согласятся с такими доводами, то никаких миллиардов Россия не заплатит.  Но если залоговые аукционы суть мошенничество, то тогда надо будет – по юридической и обыкновенной логике – признать незаконность итогов приватизации второй половины 90-х годов вообще.  Со всеми вытекающими последствиями.

Жду, когда кто-нибудь из коллег опубликует опус с указанием, что вся коллизия с «Юкосом» - это тоже часть многоходового хитрого плана Путина, нацеленного на то, чтобы вот таким витиеватым способом (или византийским, если угодно) восстановить справедливость, лишить российских нуворишей их незаконных состояний, вернув собственность государству для последующей честной приватизации или использования в рамках плана, предложенного «Столыпинским клубом».

И то сказать,  - «кризис, начавшийся в 2007 году, положил конец… счастливому положению дел: средний класс обнаружил, что, лишившись опоры в виде социального государства, он оказывается на рынке не в роли свободного игрока, а в положении обреченной жертвы. Потребительский кредитный рай обернулся долговым адом. В конечном счете вчерашний процветающий средний класс почувствовал себя угнетенным пролетариатом и восстал».  Прямо про нас!  Но нет: цитата – это о сегодняшней ситуации в США, как её видит политолог Борис Кагарлицкий, опубликовавший 6 ноября в «Известиях» колонку о новых симптомах в  борьбе лидеров демпартии США  за право стать официальным кандидатом в президенты страны. Да и восстание, о котором говорит Кагарлицкий,   - это всего лишь выявившиеся и растущие симпатии к сенатору Берни Сандерсу, социалисту по профессии.


Юрий Алаев.

"Журналист", №12, 2015 г.

1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии