Праймериз по-русски
28.03.2017 Политика

Праймериз по-русски

Фото
lifedon.com.ua

Акции, организованные группой Навального 26 марта, вызвали большой шум в информационном пространстве: впервые такие массовые протесты со времен Болотной, 82 города, на улицы вышла школота, это точка невозврата… И при всём том, как-то вне фокуса остается то обстоятельство, что Навальный и Ко не внесли в политическую повестку ничего содержательно нового. Равно как и власти.  Всё по опробованным уже лекалам: коррупцию – геть, мы тут власть – это с одной стороны; тащить и не пущать – с другой.


Лекала, они же «фишки», они же «косяки»

Запустив фильмом «Он вам не Димон» в главу правительства РФ, Навальный и Ко метили, конечно, в главу государства, просто ложная мишень удобнее как для организаторов митингов/шествий, так и для властей предержащих: меньше рисков срыва в крайности, реального уличного противостояния сторонников и противников Путина. Болотная кое-чему научила стороны процесса. Однако и тут не обошлось без ляпов и странностей.

Нет сомнений, что, выбирая лозунг для своей акции 26 марта - борьба с коррупцией, - штаб Навального рассчитывал поставить властных и провластных оппонентов в затруднительное положение:  по логике, запретить митинговать против коррупции, на каждом шагу декларируя борьбу с ней, значит, признать, что на самом деле партия власти совсем не заинтересована, чтобы к борьбе подключились массы, а вероятно, не заинтересована и в самой борьбе (ПЖиВ, - так, ведь, маркирует «Единую Россию» Навальный). Однако это формальная логика, которую преподают в университетах, а люди, добравшиеся до властных высот, руководствуются другой: не замай, а то! Тот факт, что в каждом четвертом городе из 100 заявленных местные власти дали согласие на проведение митингов, не должен вводить в заблуждение: послабления на периферии лишь оттеняют непреклонность в столицах (первой, второй и третьей, которой в глазах татарстанцев является Казань), а заодно демонстрируют миру демократическое и даже федералистское нутро российского государственного устройства.  

Гораздо больше интригует и заставляет подумать о вменяемости команды Навального и её способности контролировать ситуацию эпизоды с «зелёнкой» и скаканием в Екатеринбурге.

О зелёнке. 20 марта в Барнауле, куда Навальный приехал открывать свой очередной региональный штаб, какой-то фрик основательно облил его этой самой зелёнкой (за 300 рублей или из любви к искусству – неважно в данном случае).  Навальный отмылся, как мог, но перед его приездом по тому же, что и в Барнауле, поводу в Волгоград в соцсетях на пабликах сторонников нашего оппозиционера появился коллаж, на котором зелёнкой была обмазана скульптура «Родина-мать», символ далеко не только Волгограда. Реакция была предсказуемой, Навального помяли, но дело тут в другом: эту чудовищную глупость, если не сказать кощунство, реально учинили его, Навального, люди, они сравнили своего шефа с Родиной-матерью?! Если так (а похоже, что так – опровержений из его штаба я не видел), то это должно просто снять – в принципе снять – все разговоры о том, что г-н Навальный есть политик федерального масштаба и вправе реально на что-то претендовать.

О скачущих. Другой крайне неприятный эпизод произошел во время митинга сторонников Навального в Екатеринбурге: по Сети разнесся ролик, показывающий, что митингующий там молодняк скандирует «кто не скачет, тот медведь» - и скачет! Совершенно так же, как майдауны в Киеве три года назад.  Шокирующая провокация! Вопрос: где были организаторы от Навального? Или они согласны с такой постановкой вопроса и постановкой вообще? 

И тут самое время, по-моему, задать вопрос противоположной стороне: а она-то где была, головой в песке? Я имею в виду позицию «солидных» провластных СМИ и в первую очередь, конечно, гостелевидения.

Валерий Фадеев в воскресном «Времени» полтора часа, как заведено (и как заведенный), вещал о каких угодно важных событиях (Донбасс, Сирия, убийство Вороненкова, протокольные встречи Путина и Медведева) и ни словом не обмолвился о том, что составляло  информационную повестку дня для массы медийных ресурсов в стране и за рубежом, в том числе видеоресурсов.  Это что – нежелание «сделать рекламу» Навальному? Но в среде молодых и черпающих новости из Сети он в рекламе не нуждается, да они уже и не являются целевой аудиторией «большой тройки» российских телеканалов, их аудитория – это люди за 45 и даже хорошо за 45, большинство из которых, особенно в провинции, довольно смутно представляют себе, кто такой Навальный и относятся к нему, судя по социологическим опросам, настороженно.  Пока. Пока «терпимо», пока в умах превалирует опасение «как бы не стало хуже» и «лучше Путин, чем не знамо кто».  Однако если животы подведёт к поясницам, может возобладать другое настроение: «хуже некуда, айда попробуем новенького», и отношение к условному Навальному может смениться от просто настороженного до настороженно-сочувственного.  Это как раз среди тех, людей старших поколений, которые добросовестно ходят на выборы. Сомневаюсь, что Кремлю это надо. А ситуация в экономике улучшается пока благодаря, в основном, корректировкам методик учёта, а до выборов президента остаётся меньше года…  Казалось бы, - вот повод развенчать назойливого оппозиционера раз и навсегда – он и на святое замахнулся, и готов замутить тут нечто по украинскому образцу, он вообще не соображает, что делает! Но нет, молчок. Как бы чего не вышло. (Справедливости ради надо сказать, что тут, скорее всего, имеет место не самоцензура, а прямой запрет с кремлевских башен: лакмусовой бумажкой может послужить Познер, который в своей «прощалке» в глухой ночи понедельника тоже ни словом не обмолвился о воскресных митингах, а уж у него-то точно зудело.)

 

Сеанс  магии и разоблачения

Но ладно гранды официоза, - поразительным образом молчат и властители сетевых дум. Где инвективы быстропёрого Дм.Быкова и когорты его единомышленников, - Госдеп, ведь, уже осудил задержания митингующих, - что за немота поразила Прилепина (неужели еще жива в сердце запретная любовь к нацболам), да и сам Лимонов набрал воды в рот.  Где, наконец, знаменитая «фабрика троллей» из Ольгино?  Почти ничего – так, вялая перебранка в соцсетях: правы организаторы митингов и те, кто вышли на них, с точки зрения Закона или нет да как расценить участие в акциях небывалого количества студентов первых курсов и даже старшеклассников. 

О «законниках» и говорить, в общем, нечего: наивные отсылы к 31-й статье Конституции при умолчании о законе, регулирующем порядок осуществления права на мирные собрания, митинги и демонстрации граждан примерно столь же содержательны, сколь спор о яйце и курице, а вот дискуссия по поводу участия в митингах школьников заслуживает внимания.

Пока что тут ломаются копья вокруг того, подлец ли и циник Навальный, соблазнивший школьников и поставивший их под дубинки полицейских, или налицо выход в политическое пространство рано созревших «детей Путина», которые не соблазненные, а  сознательные  и вообще наше будущее (светлое, разумеется, хотя есть и те, кто видят в школоте хунвейбинов). С моей точки зрения фактом является то, что команда Навального просто использовала по максимуму сетевые технологии, те ресурсы, главными потребителями которых являются молодежь и школьники, сумела, так сказать, зажечь сердца.  Из этого еще не следует, что Навальный подлец (не будь топлива, ничего и не загорелось бы), а вот обещание отсудить через ЕСПЧ по 10 тыс. евро для каждого задержанного на митинге полицией – это как минимум цинизм, с привкусом той самой подлянки.  Хотя бы потому, что юрист Навальный не мог не знать, что КС РФ уже отвергал приоритет международного права (дело ЮКОСа), и все разъяснения по поводу суверенности российского правосудия даны. Или хотя бы потому, что умножение числа сторонников за деньги – это ровно то, за что Навальный и Ко бичуют едросов, указывая на 300-рублевых участников провластных митингов; крайне шаткая, ненадежная социальная база. И  трудно определяемая в количественном отношении – в случае 26 марта: какая-то часть молодняка повелась, возможно, на посулы в евро, какая-то была рада устроить праздник непослушания (кроссовки на провода, резиновые уточки с намеком – карнавализация протеста, словом), а кто-то митинговал, понимая или чувствуя, что перспектив у него в существующей среде нет.

И вот это, пожалуй, самое важное, в первую очередь для действующих властей: определить пространство латентности, понять, насколько  назрел поколенческий политический переход, а как следствие – политический кризис.  А также – есть ли в распоряжении властей какие-то реальные средства коммуницирования с вчерашней и сегодняшней «школотой».  Пока что их не видно (как не было видно в митинговой среде и по сей день не слышно хоть кого-то из думцев, хоть из профильного комитета по делам молодежи, хоть Кобзона, в конце концов), а видно стремление показать, что в стране есть закон и будет порядок; отсюда массовые задержания, протоколы об админнарушениях и штрафы… Ну да, как бы говорят власти, борьба с коррупцией стоит денег, платите.

Кстати, о деньгах.  Комментируя события 26 марта, пресс-секретарь президента РФ Дм.Песков сообщил, что у правоохранительных органов есть некие данные о посулах денежного вознаграждения со стороны Навального задержанным участникам митингов.  Какие «некие», когда обещания 10 тыс. евро прямым текстом изложены в блоге самого Навального; может, речь о каких-то других денежных посулах? Но тогда давайте смотреть в целом: деятельность Фонда борьбы с коррупцией с его дочерними проектами, шесть десятков штабов Навального в регионах, фильм о Дм.Медведеве – это многие десятки миллионов рублей, откуда они берутся? Вроде не от Госдепа, структуры Навального и он персонально не признаны иностранными агентами, - неужели «Кировлес» или папина фабричка лозоплетения? Смешно, согласен.  Но вопрос-то остается.

И ответов на него немного: либо Анатолия Алексеевича материально обеспечивают реально нацеленные на то, чтобы свалить  Путина, определенные российские бизнес-структуры (то, что их не могут определить, тоже смешно), либо мы имеем дело с византийскими играми собственно власти, канализирующей и карнавализирующей, как уже было сказано, протест.  Согласитесь, что одно только допущение последнего опрокидывает глубокомысленные построения насчёт точек бифуркации и прочих заманчивых картин будущего. И придаёт полярное звучание этим заметкам.

Юрий Алаев. 

4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии