Неформальное о формальном. Ко Дню республики
30.08.2017 Общество

Неформальное о формальном. Ко Дню республики

- В этом году совсем какой-то особый получается День республики… какие комментарии, ЮП? - спросил меня вчера коллега-телевизионщик. В глазах его стояла грусть, подёрнутая тревогой. Я понял, что таких – растерянных и встревоженных, довольно много и среди думающих людей. Нижеследующие комментарии – для них.


Подтекст вопроса ясен: день 30 августа, праздновавшийся некогда как День суверенитета Татарстана, потихоньку сошёл на нейтральный День республики, слился в Казани с Днём города, а накануне нынешнего памятного дня московский Кремль устами замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко сообщил, что срок действия договора 2007 года истёк, а нового (или продления старого) не будет. Как же так, - начиналось с утверждения Татарстана как субъекта международного права, а заканчивается уравнением с другими национальными республикам – просто субъектами РФ?

Самый простой и даже циничный ответ: ну, вот так – это жизнь. Изменилась внутриполитическая обстановка, укрепилась, в сравнении с началом 90-х прошлого века, экономика,  федеральные власти думают уже не о том, как предотвратить развал России, а как вернуть ей авторитет и влияние в мире, сопоставимые с теми, что имел Советский Союз.  Кстати, вам, думающие мои собеседники и читатели этих заметок, не кажется, что Путин воспроизвёл в масштабах РФ ровно ту управленческую и политическую модель, которую в Татарстане 90-х выстроил Шаймиев? Вам же нравилось: строгая централизация, регламентированный по неформальным (и далеко не всегда меритократическим) принципам доступ к ресурсам и лакомым кускам, а при этом социальная стабильность, большие праздники,  - ну вот оно.

На самом деле, формализованный особый статус Татарстана, дававший республике осязаемые выгоды в силу экономического Соглашения, являвшегося неотъемлемой частью Договора между РТ и РФ 1994 года, был нивелирован тогда, когда президенты Путин и Шаймиев подписали 10-летний договор в 2007 году. Любой, кто хоть по диагонали пробежал его текст, скажет, что в сравнении с договором 1994 года – это лишь политическая декларация, символ «признания заслуг». Да и то сказать: о чем таком принципиально важном договариваться, если к этому времени были сняты все реально значимые расхождения между конституциями РТ и РФ (естественно, через коррекцию республиканского Основного Закона), законодательствами РТ и РФ?  Не случайно  тот договор был далеко не межгосударственным (что можно почти без натяжек сказать о договоре-1994), а имел статус федерального закона. Это так,  но я не припомню, чтобы кто-то в Татарстане тогда сокрушался по этому поводу. 10 лет прожили при этом договоре не тужа, украшая рейтинги Форбс доморощенными долларовыми миллионерами и миллиардерами, списками богатейших семей России, качая нефть, строя машины, преображая города и дороги (реально предмет зависти ближних и дальних соседей), что сегодня-то затосковали?

Обида: мы, татары, были как бы особыми, а теперь как бы как все.  Успокойтесь: мы – татары, русские и другие живущие в Татарстане – всё ещё особые, но эта особость минимум 10 лет, повторюсь, никаким боком не связана со специальным договором между Москвой и Казанью, а обусловлена тем, как мы умеем работать и организовывать дела.  Школа, традиции, преемственность, - вот это вот всё, оно и решает.

Есть очень правильная, по-моему, поговорка о том, что первую часть своей жизни человек работает на репутацию, а вторую часть репутация работает на него.  То же относится и к бизнесам, и к республикам – реальным и квазигосударственным.  Надо просто держать планку, и всё будет хорошо. А, может, даже лучше, если поменьше будем увлекаться маниловскими проектами.

Как правильно заметил президент РТ Рустам Минниханов в сегодняшнем обращении по поводу Дня республики: «нас объединяют горячая любовь к республике, трепетное отношение к малой родине — тому городу, селу, где ты появился на свет, преданность Отечеству — великой России».

Аминь.

Юрий Алаев.

4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии