Время и Деньги
24.05.2007 Бизнес

Американские инвесторы не спешат в Россию

В кулуарах конференции “Коммерческая недвижимость России: управление, инвестиции, развитие” корреспонденту “ВиД” удалось побеседовать с двумя ее участниками, чьи выступления вызвали наибольший интерес у коллег: заместителем министра имущественных отношений РФ Сергеем МОЛОЖАВЫМ и представителем американской компании Vega Capital Group Владимиром Народницким.

- Сергей Владимирович, как вы оцениваете ситуацию с приватизацией недвижимости в России?

- Некоторое время назад на двери своего рабочего кабинета я повесил следующее объявление: “Господа, на дворе 15-й год приватизации. Свободной недвижимости в России нет”. Если это и преувеличение, то очень незначительное. Стоит только появиться на рынке какому-нибудь объекту, который может использоваться и приносить прибыль, как среди потенциальных покупателей начинается ажиотаж. Например, в Москве новых владельцев обрела даже “незавершенка”. За то, что осталось (а эти сооружения можно перечесть по пальцам), идет самая настоящая драка.

Это внушает оптимизм: бизнес развивается, и требуются дополнительные площади. Объекты, являющиеся собственностью государства и до сих пор не реализованные, либо просто не могут быть приватизированы, либо находятся в таком состоянии, что даже при нынешнем голоде на недвижимость никто их не берет. Слишком большие вложения требуются, чтобы довести их до ума. Поэтому основные события сейчас будут происходить на рынке земли. Правда, для того, чтобы он начал нормально работать, необходимо еще кое-что сделать. В частности, провести разграничение земли, что пока произошло лишь в нескольких регионах.

- На конференции много говорилось об инвестиционных контрактах, которые предприниматели могут заключить с государством как с собственником недвижимости.

- Несмотря на то, что я представляю государственную структуру, курирующую федеральное имущество, я не советовал бы предпринимателям увлекаться инвестиционными контрактами. На первый взгляд все, конечно, выглядит очень заманчиво. Государство предоставляет объект, частный инвестор вкладывает в него средства. Новый объект, возникающий в результате этого сотрудничества, делится между ними в пропорции. Причем государство может брать свою долю и площадями, как это делаем мы, и деньгами, как поступает, например, правительство Москвы. Но тут есть один нюанс. Как правило, инвестор договаривается с конкретным чиновником. Однако работы идут не один день, и к тому моменту, когда они завершатся, на этом месте может сидеть уже совершенно другой человек, которого что-то не устроит в договоре, заключенном с его предшественником. У инвестора начнутся проблемы.

Думаю, что никому из предпринимателей дополнительная нервотрепка не нужна. Поэтому, если уж нет финансовой возможности купить недвижимость, что, безусловно, является лучшим вариантом, разумнее заключить договор аренды.

- Недавно был наложен мораторий на приватизацию культурных памятников, которую предполагал Закон РФ “О культурном наследии”. А как вы оцениваете идею передачи их в частную собственность?

- Я - убежденный сторонник приватизации и могу это обосновать. Посмотрите, сколько исторических памятников сейчас находится в бедственном состоянии, а у государства нет денег, чтобы вмешаться и предотвратить разрушение, которое происходит на глазах у всех. Частный же собственник, как известно, наиболее эффективный. Мне известно немало случаев, когда люди готовы стать владельцами памятников культуры и вложить в них столько средств, сколько это необходимо. Я думаю, что здравый смысл в итоге восторжествует и мораторий на приватизацию, наложенный, как мне представляется, во многом в связи с выборами, будет отменен.

- Владимир, в выступлении вы затронули тему американских инвестиций в российскую экономику. Почему, на ваш взгляд, американцы не торопятся вкладывать свои деньги в Россию?

- Западному, в том числе и американскому, инвестору, чтобы вкладывать деньги, нужно совершенно точно знать две вещи: во-первых, в какой степени он рискует и, во-вторых, какой доход в результате этой операции получит. Именно такой вопрос задает потенциальный инвестор своему финансовому консультанту, когда обдумывает возможные вложения.

В случае с Россией дать заказчику четкий и обоснованный ответ практически невозможно. Ваша законодательная база так запутана, а поведение на рынке настолько отличается от принятого в мире, что совершенно непонятно, как проводить мониторинг вложений, определять ликвидность и время возврата. Если же эти основные параметры неизвестны, западный инвестор, который, кстати, большой формалист, не поддастся ни на какие уговоры. Иногда из-за своей слишком рациональной природы он упускает выгоду, иногда оказывается прав, предпочитая не рисковать.

- То есть до тех пор, пока определить степень риска и доходности инвестиций будет затруднительно, американцы не будут испытывать интереса к вложениям в Россию?

- Это не совсем верная постановка вопроса. Интерес к вложениям в российскую экономику уже существует, и он очень высок. Просто делать это для большинства пока страшновато. Поэтому основная задача сейчас - не упустить время и перевести этот абстрактный интерес в “живые” деньги. Думаю, что задача эта вполне выполнимая. В России уже нет того хаоса, который имел место несколько лет назад, а значит, вполне возможно что-то спрогнозировать. Просто нужно учесть менталитет своих западных партнеров и действовать в соответствии с их ожиданиями.

- А в чем, на ваш взгляд, инвестиционная привлекательность России?

- Российский рынок настолько огромен, что выглядит совершенно бездонным. Больше только китайский, но у Китая есть определенные минусы. Китайский рынок, как и общество в целом, недостаточно открыт, что в конечном итоге затрудняет сотрудничество. Однако Китай пока более предсказуем. Поэтому ему и удается опережать Россию по аккумулированию средств иностранных инвесторов.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии