Время и Деньги
13.01.2002 Политика

Воля к единству, или кое-что о судьбах партий власти

Что бы ни говорили оппоненты о «Единой России», в глубине души и они, думаем, признают: впервые после 1991 года в стране сформирована настоящая общенациональная партия. Не объединение чиновников, откомандированных на политработу, а именно партия, выстраивающая здание новой российской государственности.

Конечно, раздаются разные мнения о том, какой будет эта новая государственность, но факт взрывного роста числа членов и сторонников ЕР (даже с поправкой на пресловутый административный ресурс) показывает, что большинству россиян близки идеи единения на основе порядка, равной ответственности перед Законом, патриотизма, преодоления бедности страны благодаря последовательным рыночным реформам и одновременно отстраиванию социально ответственного государства.

Что же касается упреков по поводу большого количества чиновников, влившихся в ряды «Единой России», то стоит напомнить - они охотно вливались и в предыдущие «партии власти», однако это не отражалось положительным образом ни на предварительных социологических замерах рейтингов тех партий, ни на итогах их борьбы за парламентские кресла. Формируемые сверху партии пользовались поддержкой не очень большого, мягко говоря, количества избирателей и уж во всяком случае не дотягивали до уровня, на который может и должна претендовать правящая партия. Причем на протяжении нескольких лет поддержка, оказываемая партии власти, неуклонно снижалась. Вспомним: если в 1993 году проправительственный «Выбор России» завоевал 16% голосов избирателей, то через два года его преемник - движение «Наш дом - Россия» - получило уже только 10 процентов. В конце концов, проекты ВР и НДР провалились.

Ситуацию резко изменило появление в 1999 году на политической сцене России движения «Единство». За несколько месяцев своего существования оно сумело добиться благосклонности очень многих россиян. Результатом стал крупный успех на выборах, прошедших в том же году. «Единство» тогда получило 23 процента, всего на один процент отстав от КПРФ. Так что дело, кажется, не в наличии или отсутствии в партии «служилого люда». «Медведь», в отличии от своих предшественников, сумел нащупать идеологическую базу, способную объединить вокруг себя большие массы людей, не желающих возврата к коммунизму, но и опасающихся продолжения многих опасных либеральных экспериментов.

Таковой базой стала идеология единства государственного и социального. Она прочно укоренена в сознании нашего народа, в его исторической памяти. Россияне неоднократно убедились в том, что отсутствие единства, расколы, междоусобная борьба заканчиваются страшными катастрофами.

Надо сказать, что с точки зрения политологии, единороссы очень выгодно сочетают черты массовой и кадровой партии. Сегодня «Единая Россия» - самая многочисленная партия, насчитывающая в своих рядах 657 тысяч членов (по данному показателю она обогнала даже коммунистов). Это не считая сотен тысяч россиян, которые состоят в общественных организациях, сотрудничающих с единороссами. И при всем том деятельность самой партии организуется посредством эффективно функционирующего немногочисленного аппарата. Массовая партия спокойно обходится без многочисленной оравы чиновников, отличаясь тем самым от некоторых западных и российских партий левого (коммунистического и социал-демократического) толка.

Но не в одной лишь массовости все дело. Партия власти опирается на все социальные и профессиональные группы, существующие в стране. Ее нельзя назвать партией крупного капитала или партией рабочих и крестьян. Она является общенациональной партией, защищающей интересы всех слоев российского общества.

Это подтверждают материалы наказов, которые даны будущим участникам Общероссийского форума сторонников партии власти «Вместе с президентом». Наказы составлялись представителями социальных и профессиональных групп. В разных регионах их писали: государственные и муниципальные служащие, ИТР-работники промышленного комплекса, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, крестьяне, пенсионеры, ветераны Великой Отечественной войны, ученые, врачи, преподаватели, военнослужащие, спортсмены. Они дали наказы «Единой России» провести серию мероприятий, призванных существенным образом улучшить ситуацию в стране.

Вот лишь некоторые из них. Добиться реформирования системы оплаты труда государственных служащих с учетом их квалификации и профессионального опыта, проводить кадровую политику на основе принципа конкурсного замещения должностей, отбора лучших специалистов. Оказать всемерную поддержку многодетным семьям. Окружить особым вниманием и повседневной заботой многодетных матерей, выделить отдельной статьей субсидии таким семьям. Включить в трудовой стаж отпуск по уходу за ребенком. Всемерно поддержать малый и средний бизнес, принять законы, стимулирующие его всестороннее развитие, создающие механизмом его защиты как от диктата монополий, так и от произвола чиновников.

Эти и многие другие наказы включены в программу партии, и единороссам придется их выполнять, как бы ни было трудно. Разумеется, и по этому поводу иные записные либералы могут процедить через губу: мол, вот опять наказы от доярок и шахтеров, плавали, знаем… Ну да, не ново. У кого-то такое вызывает ассоциации с временами советской власти, у других, кто поглубже знает историю Родины, – с временами Московской Руси, с практикой созыва Земских соборов, на которые съезжались прямые представители всех сословий и профессиональных объединений и доводили до власти мнения бояр и дворян, священников и крестьян, купцов и ремесленников. Что плохого в попытке соединить опыт европейского парламентаризма с опытом российской, вечевой, если хотите, демократии? Неужели лучше, если законы по-прежнему будут писаться втайне от граждан под диктовку тех или иных олигархических групп, на их деньги и в их интересах, страшно далеких зачастую от интересов народа и страны?

И потом, как иначе построить в России так чаемое многими гражданское общество, активизировать разные общественные силы, если не будет обратной связи между партией власти (а в принципе – любой политической партии) и теми социальными слоями, на которые партия опирается, чьи интересы выражает?

Пожалуй, вот этот набор программных установок и действий и объясняет отражаемое во всех соцопросах лидерство «Единой России» в преддверии выборов в Госдуму РФ. Но было бы лукавством не упомянуть о еще одном чрезвычайно важном ресурсе единороссов – о предельно четко заявленной поддержке курса ныне действующего Президента России, курса на укрепление российского государства, защиту его единства, возвращения роли и влияния на мировой арене.

В России всегда почитали сильную власть, справедливо считая, что только она сможет усмирить зарвавшихся временщиков внутри страны и остудить головы многочисленных внешних хищников, всегда готовых поживиться за счет слабого. Не секрет, что такие настроения доминируют в обществе и сегодня, однако отличие нашего времени от прежних времен состоит в том, что впервые в России появился шанс соединить сильную государственность с широкой демократией. В этом, судя по всему, видит свою историческую миссию Владимир Путин.

В таком контексте степень поддержки гражданами партии «Единая Россия», с которой Президент РФ связал свое имя, будет означать, по существу, степень поддержки политики Путина. Какой она будет, насколько ярко и недвусмысленно будет выражена воля народа к единству? Ждать ответа на этот вопрос недолго. Выбор – за нами. Чрезвычайно ответственный выбор.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии