Время и Деньги
07.03.2002 Политика

Башкирия: Кремль решил не рисковать

Выборы президента Башкирии стали очередной демонстрацией особенностей российской политики.

Этот регион всегда показывал “республиканский” тип голосования, то есть очень высокую явку избирателей и сверхвысокие результаты тех кандидатов и партий, которых поддерживает глава республики. На этом фоне Башкортостан вместе с Татарстаном выделялся еще и большой численностью населения, что делало их особо ценными призами для любой партии или претендента на Кремль.

Излишне говорить, что для местных вождей обеспечение собственной победы на выборах президента республики проблем не вызывало никогда. Башкирский лидер Муртаза Рахимов после дарения главам регионов права избираться более чем на два срока получил возможность находиться у власти 23 года (с 1990-го по 2013-й)! Даже у его татарского коллеги Минтимера Шаймиева получится максимум 21 год. Ну и, разумеется, Семья действующего президента в таких регионах занимает доминирующее место в политике и экономике.

Впрочем, у Рахимова есть одно уязвимое место. Башкирия - единственная республика в составе РФ, где титульная нация занимает по численности лишь третье место (после русских и татар). При этом в элите большую часть мест занимают башкиры. В последнее время здесь возникла такая неожиданная проблема, как попытка заставить татар записываться башкирами с целью изменения (на бумаге) демографического баланса.

Москва, строящая властную вертикаль, в этом году решила, что ей по силам бороться с такими “зубрами”, как Рахимов. Поэтому на выборах президента республики, первый тур которых состоялся 7 декабря, а второй - в минувшее воскресенье, у Рахимова вдруг появились два реальных противника: Сергей Веремеенко (русский), член совета директоров Межпромбанка, советник председателя исполкома партии “Единая Россия”, чрезвычайно близкий к “питерским чекистам”, и Ралиф Сафин (татарин), вице-президент “ЛУКойла”, депутат Совета Федерации от Республики Алтай, отец певицы Алсу. Интересно, что сам Рахимов, баллотируясь в президенты, одновременно возглавлял региональный список “Единой России” на выборах в Госдуму, то есть партия власти здесь как бы боролась сама с собой.

Поначалу появление реальных соперников Рахимова не испугало. Ведь на прошлых выборах (в июне 1998-го) у него тоже сначала были серьезные соперники, причем тоже два: бывший премьер правительства республики Марат Миргазямов и депутат Госдумы Александр Аринин. Интересно, что и тогда партия власти боролась сама с собой, поскольку и Рахимов, и Аринин были членами НДР. Однако республиканский избирком технично вывел обоих из борьбы под разными предлогами. Верховный суд РФ их восстанавливал, избирком как бы выполнял решение суда, а затем находил другие поводы для снятия “неправильных” кандидатов. В итоге Москва так и не смогла угнаться за Уфой.

Сейчас все шло точно так же, как пятью годами раньше (Сафина, впрочем, не трогали, давили только Веремеенко). Однако на этот раз Москва продавила-таки Уфу, в результате за пять дней до выборов любимца чекистов включили в бюллетень. Государственные телеканалы особого внимания к происходящему не проявляли, лишь изредка высказывая что-то вроде симпатии к Веремеенко. В результате 7 декабря случилось неслыханное: Рахимов не смог победить в первом туре! Он получил “всего” 42,79 процента голосов, Веремеенко - 25,2, Сафин - 22,89. Поскольку последние двое не раз заявляли, что поддержат друг друга во втором туре, итоговое поражение Муртазы Губайдулловича показалось реальностью. И вдруг концепция изменилась кардинальным образом.

Все высшие федеральные чиновники (начиная с Путина), а также центральное телевидение (“Первый” и “Россия”) стали “продавливать” Рахимова в том же стиле, как перед выборами в Думу - “Единую Россию”. В итоге Веремеенко за три дня до второго тура заявил, что прекращает кампанию, и фактически попросил избирателей за него не голосовать, а Рахимов 21 декабря получил “положенные” 78 процентов.

Почему так вышло? Москва испугалась обострения межнациональных отношений в Башкирии, если президентом станет русский? Или Кремль решил, что чекисты взяли в последнее время слишком много власти и их пора “укоротить”? Или на самом деле региональные “монстры” Москве по-прежнему не по зубам?.. В Кремле не могли не заметить, что “Единая Россия” получила в Башкирии “всего лишь” среднероссийские 38 процентов, тогда как в Татарстане - вдвое больше. Именно из-за этого партия власти в целом по стране не дотянула до символических 40 процентов. На президентских выборах в марте такого допустить нельзя. Тем более что Кремлю до зарезу нужна будет высокая явка, а Башкирия ее может дать. Но только если ей будет руководить “старый добрый” Рахимов. Так что лучше не рисковать.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии