Время и Деньги
10.07.2007 Бизнес

“Татнефть” заинтриговала

В считанные дни ОАО “Татнефть” вырвалось в лидеры по упоминаемости в деловых СМИ России и Европы: аналитики на все лады гадают - с чего вдруг татарская нефтяная компания практически одновременно заявила о намерении приобрести контрольные пакеты акций турецкого нефтеперерабатывающего холдинга Tupras и чешской нефтеперерабатывающей группы Unipetrol? И, надо сказать, в оценках перспектив по этим сделкам преобладает скепсис. Насколько он оправдан?

О схеме участия в тендере на приобретение 65,76% акций компании Tupras “ВиД” подробно рассказал в номере за 14 января, поэтому напомню только, что в альянсе с турецким холдингом Zorlu “Татнефть” выставила через аффилированную с ней Efremov Kautschuk GmbH (Германия) совместную заявку в сумме более $1,3 млрд. Второй участник тендера - турецкий оператор связи Anadolu Ortak - предложил за тот же пакет акций $770 млн. Других претендентов на активы Tupras, по заявлению турецкого приватизационного комитета, нет.

Заметно больший интерес инвесторы проявили к тендеру по продаже 63% акций чешского нефтеперерабатывающего концерна Unipetrol. Согласно агентству Reuters, на этот пакет, оцениваемый примерно в $660 миллионов, кроме “Татнефти” (точнее, все той же Efremov Kautschuk GmbH, подавшей заявку), претендуют польская компания PKN Orlen, венгерская MOL, казахстанское государственное предприятие KazMunaiGaz, чешско-словацкая инвестиционная группа Penta и англо-голландский нефтяной гигант Royal Dutch/Shell.

Итоги тендеров пока не подведены ни в Турции, ни в Чехии (во всяком случае, не оглашены), но уже сегодня можно попытаться ответить на вопрос, за что “Татнефть” готова выложить около $1,2 миллиарда, если преуспеет в обоих случаях.

Итак, Tupras. Четыре (по другим данным - пять) НПЗ, обеспечивающих около 85% всей нефтепереработки Турции (23-24 млн тонн нефти, или более 21 млн тонн нефтепродуктов). Объем годовых продаж - в пределах $10 млрд. Unipetrol. Владеет контрольным пакетом акций крупнейшего в Чехии нефтеперерабатывающего комплекса Ceska Rafinerska (два НПЗ мощностью более 4 млн тонн в год), 100% акций нефтехимзаводов Kaucuk и Chemopetrol, более 89% акций компании Benzina (340 АЗС, или 15% рынка), 70,88% акций Paramo (завод по выпуску битумов, масел и лубрикантов). В группу входит также нефтехимическая компания Spolana. Годовая выручка холдинга - около $1,5 млрд.

Кажется, что “турецкий берег” куда заманчивее: объемы, возможности экспортозамещения, близкая ментальность, опять же, совсем не лишняя в бизнесе. Однако некоторые эксперты обращают внимание на то, например, что рентабельность переработки в Tupras ниже, чем в “Татнефти” (11% против 20%), что из четырех турецких НПЗ только два наименьших находятся в материковой части страны, а чтобы достигнуть Измирского и Измитского НПЗ, необходим проход через “пробку” Босфора, то есть не снимаются проблемы с транспортировкой экспортируемой нефти. Может быть, эти обстоятельства и побудили отказаться от притязаний на Tupras российские ТНК и “ЛУКойл”, какое-то время рассматривавшихся как потенциальные партнеры “Татнефти” по турецкому тендеру?

Что же касается непосредственно особенностей татарской компании, добывающей, как известно, высокосернистую нефть, то и здесь поводов для оптимизма не видно: даже если “Татнефть” удвоит поставки на турецкие НПЗ против планировавшихся 2,4 млн тонн, это загрузит менее 20% их мощностей (а сначала надо еще “пробить” на федеральном уровне увеличение экспортной квоты). Кроме того, и в случае танкерной отгрузки, и в случае замещения поставок тяжелой нефтью с иракского Киркука такое сырье вынужденно пойдет на НПЗ в Батмане и отчасти в Кирикалле, совокупные мощности которых в этом сырьевом сегменте составляют едва ли больше 1,5 млн тонн. Остальные заводы Tupras работают на легкой нефти из Саудовской Аравии, Ливии, Ирана.

Есть и еще один неприятный момент: информационные агентства со ссылкой на турецкую прессу сообщают, что отраслевой профсоюз готов в суде добиваться аннулирования сделки, если она пройдет по заявленной цене. С точки зрения профсоюзов, выставленный на тендер госпакет Tupras должен стоить минимум на треть дороже.

В таком контексте более привлекательными представляются активы Unipetrol. Не решая для “Татнефти” задачи минимизации поставок нефти на внутренний рынок за счет наращивания экспорта, чешский концерн имеет, очевидно, более диверсифицированный бизнес и требует заметно меньших вложений. Однако здесь надо еще выдержать острую конкуренцию, помня при этом, что нынешняя попытка приватизации Unipetrol - уже третья по счету за последние три года.

Конечно, у нашей компании еще есть пространство для маневра, - от какого-то тендера можно и отказаться. Но победа в любом все равно ставит вопрос о деньгах. На сегодня долги “Татнефти” составляют, насколько известно, около $1 млрд. Это вдвое меньше, чем было несколько лет назад, но в ту пору компания не затевала многомиллионных вложений в “Нижнекамскшину” и миллиардных в строительство второй очереди Нижнекамского НПЗ, не стояла (за спиной правительства республики) на пороге подписания супермасштабного контракта в корейской LG… Наверное, при определенных усилиях и гарантиях компания сможет организовать для себя очередной синдицированный кредит, но стоит ли овчинка выделки? Может, лучше не разбрасываться, демонстрируя флаг, а сконцентрировать ресурсы на не менее перспективных и близких проектах - на том же ННПЗ, скажем, который надо-таки достроить?
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии