Время и Деньги
24.11.2003 Культура

Судьба музыканта

В начале двадцатого столетия Казань, благодаря усилиям и самоотверженному труду прогрессивной мусульманской интеллигенции, быстро превращалась в общероссийский центр национально-культурного возрождения.

Для традиционного мусульманского сообщества Казани стали по-настоящему “революционными” невиданные творческие эксперименты талантливой и отважной молодежи, дерзко бросившей вызов дедовским заветам и совершившей стремительный прорыв в новое для татар духовное пространство. К сожалению, судьба многих ее представителей оказалась трагичной. Из славных имен того времени, не оцененных по достоинству современниками и почти забытых сегодня, в первую очередь, хочется назвать имя Вали Апанаева - прекрасного музыканта, литературного переводчика, писателя.

Мухаметвали Мухаметзакирович Апанаев (1889-1922) родился в Казани в старинной купеческой семье. Его прадед Муса Исмагилович Апанаев (1766 - 1826) - купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин, богатый промышленник и предприниматель, был, пожалуй, самым влиятельным человеком в татарской части города. Одним из первых среди мусульман Казани он стал занимать выборные должности в городских органах управления. Еще в начале XIX века М.Апанаев выстроил в Старотатарской слободе на Третьей Поперечной улице огромный особняк в классическом стиле (ныне ул.Сафьян, 5), который потом перешел по наследству его сыну Абдулкариму (1813 - 1873), женатому на дочери казанского первой гильдии купца Губайдуллы Мухаметрахимовича Юнусова - Бадигулькамал. Именно в этом доме в семье их сына Мухаметзакира (1846-1912) и появился на свет Вали Апанаев.

Казалось, что с самого начала судьба уготовила мальчику счастливое будущее. Состоятельный и знаменитый торговый род, превратившийся заслугами нескольких поколений в своеобразную аристократическую династию, пользовавшуюся среди мусульман безграничным доверием и непререкаемым авторитетом, открывал перед своим юным представителем почти неограниченные возможности. Вали Апанаев окончил приходское медресе при второй соборной “Апанаевской” мечети. Все свое детство провел среди книг и древних рукописей, бережно хранившихся семьей на протяжении почти целого столетия. Отец будущего музыканта Мухаметзакир Апанаев - просвещенный, мыслящий предприниматель, живо интересовался европейской культурой, выписывал российскую прессу и доброжелательно относился к идее распространения светского образования среди мусульман. Поэтому он поощрял стремление своего младшего сына к новым знаниям и одним из первых в слободе, не испугавшись возможных упреков и обвинений, отдал его в частную музыкальную школу Р.Гуммерта. Здесь Вали Апанаев под руководством опытного педагога И.Русса освоил игру на скрипке и вскоре уже не расставался с любимым инструментом.

Постепенно молодой человек, ставший к тому же студентом Казанского университета, получает широкую известность среди сверстников, поражая их эрудицией, хорошим знанием русского языка, безупречной воспитанностью. Можно сказать, что это был самый завидный жених в татарской части города. Интеллигентный, утонченный джигит, всегда одетый по последней европейской моде, способный поддержать серьезный интеллектуальный спор и ничего не значащую светскую беседу, всегда был желанным гостем на молодежных меджлисах. Ни для кого не было секретом то, что Вали являлся наследником огромного состояния. Кроме того, его надежным покровителем был старший брат Мухаметшакир - удачливый коммерсант и активный общественный деятель, на протяжении долгого времени исполнявший обязанности члена городской управы.

Так или иначе, Вали не мог не войти в круг передовой татарской молодежи Казани, который объединял Г.Тукая, Ф.Амирхана, С.Рахманкулова, Г.Губайдуллина, Г.Рахима и др. В эти годы друзья и единомышленники наиболее ярко и плодотворно проявили себя в работе “Восточного клуба”. Кстати, эта организация появилась во многом благодаря усилиям казанской буржуазии и в первую очередь семьи Апанаевых. Не случайно и то, что новое трехэтажное здание клуба было построено на участке Марьямбану Апанаевой - близкой родственница Вали (ныне ул.Татарстан, 8).

“Восточный клуб” занимался постановкой самодеятельных спектаклей, проведением литературно-музыкальных вечеров, чтением лекций. Среди животрепещущих проблем, волновавших умы и сердца писателей, ученых, публицистов, актеров, музыкантов, безусловно, самыми главными были вопросы становления профессиональной художественной литературы, театра, музыки, живописи, науки. Вместе с тем молодая татарская интеллигенция, воодушевленная взлетом национального самосознания, особое внимание уделяла устному народному творчеству и в первую очередь песенному фольклору. Не будет преувеличением сказать, что одним из энтузиастов, создавших при клубе оркестр струнных инструментов, стал Вали Апанаев. Бесконечно влюбленный в народную песню, он совместно с И.Галиакберовым и Г.Зайпиным организовал замечательный музыкальный коллектив, репертуар которого составили классические образцы национального песенного фольклора. Практически на всех мероприятиях “Восточного клуба” звучали песни и мелодии “Ашказар”, “Эллюки”, “Тафтиляу”, “Жизнэкай”, “Зиляйлюк”, “Салкын чишмэ” и др. Необходимо отметить, что публика с восторгом принимала эти первые, пусть еще несовершенные опыты татарских музыкантов - опыты, имевшие большое воспитательное воздействие. Г.Тукай по этому поводу писал: “Да, наступила свобода, на общественную арену вышла молодежь. Она пошла в народ. Она сумела дать новую жизнь этим уже позабытым национальным мелодиям, которым уже было перестали придавать значение...” Таким образом, Вали Апанаев внес свой пусть небольшой, но исторически очень важный вклад в создание основ профессиональной музыкально-песенной культуры татарского народа. Еще на заре XX века он создал ряд самостоятельных сочинений, среди которых большой популярностью пользовалась инструментальная пьеса “Сююмбика”, посвященная легендарной царице Казанского ханства. Вали Апанаева можно назвать одним из первых наставников знаменитых С.Сайдашева и М.Музафарова, также начинавших свою музыкальную карьеру в оркестре “Восточного клуба”.

Конечно, его деятельность не ограничивалась одним лишь музицированием. Подобно своим товарищам, Вали пытался проявить себя и в других сферах культурного просветительства. Современники очень любили лекции Апанаева, посвященные истории народной музыки, а издательства довольно часто обращались к нему с просьбами о качественном художественном переводе зарубежной и русской литературной классики.

К сожалению, счастливая творческая пора Вали Апанаева была недолгой. Постепенно татарские молодежные группы все более и более политизировались, подпадая под влияние радикальных социалистических учений. Все это вызывало оправданное недовольство в обществе и довольно жесткие преследования властей. К тому же лидеры молодежи, в реформаторском запале отвергавшие устоявшиеся традиции, не всегда отличались приемлемым для мусульманской морали поведением, что приводило к потере их популярности среди татарского населения Казани. Заложником такой ситуации и оказался музыкант. В результате он был исключен за антиправительственные выступления из университета, нанес определенный ущерб своей репутации и осложнил отношения с представителями влиятельных и богатых купеческих семей. В трудное время на помощь ему пришел брат - Мухаметшакир, сумевший вырвать Вали из опасной среды. Он привлек его к своему успешному коммерческому предприятию и даже сумел заинтересовать хитрой арифметикой торговых операций. В 1914 году новоиспеченный предприниматель женился на дочери симбирского торговца Шайхутдина Бахтиева. Конечно, за новыми занятиями он не забыл своих прежних привязанностей и увлечений. По-прежнему в доме Апанаевых печальными мелизмами переливалась скрипка, велись долгие и жаркие разговоры о судьбах татарской культуры. Близким другом Вали стал муж его сестры Бибигайши - первый татарский театральный критик Габдрахман Карам. Однако окончательно превратиться в степенного и солидного буржуа бывшему бунтарю и подвижнику не дала новая советская власть. Не выдержав преследований и нападок на свою семью, крайне тяжело перенеся голодный и холодный 1921 год, Вали Апанаев тяжело заболел и скончался в возрасте тридцати четырех лет.
159
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии