Время и Деньги
01.12.2003 Культура

Гармония в природе вещей

Как мы уже сообщали, в Государственном музее изобразительных искусств проходит выставка полотен, на которых изображены мифологические и библейские сюжеты.

Когда первое впечатление от обилия шедевров, помещенных в одном из небольших музейных залов, проходит, настает время медленно, словно смакуя, впитывать ту царственную роскошь, что оставил нам в наследство известный казанский коллекционер и меценат Андрей Федорович Лихачев. И на протяжении того времени, что мы проводим в музейном зале, два чувства обуревают душу: восторг от великолепной живописи и сожаление, что наше время уже практически не рождает даже отдаленно напоминающих эти полотен.

Перед нами работы мастеров, мало известных даже искусствоведам, практически их знают только те, кто занимается конкретным периодом в истории изобразительного искусства в конкретной стране. Но, Боже мой, если таковы малоизвестные, второстепенные в табели о рангах мастера, каковы же те, кто диктовал моду? Впрочем, их места обитания сейчас - Эрмитаж и Лувр, Прадо и Дрезденская галерея. Но кто знает, отказались бы галеристы этих лучших хранилищ изящных искусств от тех полотен, что бережно собирал всю свою жизнь казанский любитель живописи? Скорее всего, нет, потому что все, что творили эти живописцы, сейчас является раритетным.

Большую часть экспозиции занимают евангельские сюжеты. Книги, описывающие жизнь, гибель и воскресение Христа - источник вдохновения для живописцев. Воплотить дух идеального, величие и благородство - вот их главная задача, ради нее иногда в жертву приносится живописность. По сути перед нами проходит вся духовная история человечества, и она на редкость гармонична, как гармонично Святое семейство, апостолы и все те люди, что окружали Богочеловека.

Благовещение, рождение Христа, бегство в Египет, встреча с Иоанном Крестителем, диспут в храме, крестные муки... Экспозиция выстроена в хронологической последовательности, и рассказ о земной жизни Христа очень полон. Затем - идет жизнь апостолов и мучеников за христианство, то есть то, что случилось на земле после Его ухода.

Есть сюжеты, которые повторяются у разных мастеров, и тогда интересно сравнивать, как, например, видят Святую Марию и архангела Гавриила Гарофало и Брошипо (на снимке). Одному она представляется молодой, крепкой девушкой с румянцем, второму - утонченным созданием. У каждого свое видение, более близкое для души. Но оба автора единодушны: сюжеты из Евангелия трактуются как вполне реальные, даже с некоторыми элементами натурализма. Есть еще одно общее у этих абсолютно разных авторов - доминирующая в облике Марии духовность и чистота. Так же и мы вольны выбрать ту работу, что более созвучна нашим представлениям о Богородице.

На выставке представлены работы голландских, итальянских, французских, фламандских и немецких мастеров, восходящих в своем творчестве к Караваджо, Лукасу ван Лейдену или Рубенсу и подобным им столпам живописи. Любопытно сравнивать, как национальное представление о прекрасном влияло на фантазию живописцев. Например, святые в исполнении итальянских и французских мастеров более утонченны и возвышенны, тогда как их фламандские и голландские коллеги тяготеют к более земному. Но рассуждать о великолепной технике авторов, находясь на такой выставке, все равно что удивляться хорошо поставленной руке пианиста, присутствуя на концерте, скажем, Вана Клиберна. Цвет, композиция, проработка характеров - это все для нас, привыкших, в основном, к небрежности авторов, удивляет и восхищает.

Вторая часть экспозиции отдана античным мифам в изображении живописцев. Здесь царят иной живописный вкус, иные приоритеты. Изображение нимф и Венеры, Марса и Геркулеса слегка эротичны, что, впрочем, вполне соответствует первоисточнику. Литература была основным передатчиком античной мифологии, а посему в этой части зала витают духи Гомера, Вергилия и Овидия - трех китов мифологии. Большая часть живописцев находила вдохновение в “Метаморфозах” Овидия, эту книгу иногда даже называют “Библией живописцев”. О том, как воздействуют полотна с сюжетами на античные темы на умы и сердца зрителя, лучше спросить у Сергея Аверинцева, написавшего в одной из монографий: “Здесь заранее важен момент высокосознательной игры с заранее известными и заданными мотивами, организованными в унифицированную знаковую систему”. Чего-чего, а игры на этих полотнах предостаточно.

Наверное, в эти дни любой, кто попадет в музей изобразительных искусств, будет и потрясен, и очарован выставленными там полотнами. Но большее удовольствие получит тот, кто знаком хотя бы с азами христианской культуры, давшей мировому изобразительному искусству такое количество сюжетов, что конкурировать с ней невозможно. Посвященный увидит детали: наклон головы и цвет платка, выражение глаз и влажность лепестка розы, игру света и тени, которые можно рассматривать как веру и страх... В одном полотне - огромное богатство тех идей, что питают мировую культуру уже многие века.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии