Время и Деньги
27.08.2010 ТВ и кино

Время платить по счетам

Час расплаты / Paycheck Режиссер Джон Ву. В ролях: Бен Аффлек, Ума Турман, Аарон Экхарт, Майкл С. Холл, Эмили Холмс, Колм Феоре, Пол Джиаматти, Ивана Милисевич, Кэтрин Моррис, Джо Мортон, Криста Аллен, Джон Кассини, Фульвио Чечере, Майкл Харрисон.

На первый взгляд, его сюжет интригует: в недалеком будущем людям, выполняющим секретные работы для корпораций, по условиям контракта полностью стирают из памяти все, что относится к времени их работы. Суперученый Майкл Дженингс (Бен Аффлек) , жизнь которого от постоянных подчисток напоминает изъеденный мышами сыр, в один прекрасный день обнаруживает, что отказался от гонорара в полмиллиона в обмен на конверт с набором бессмысленных, на первый взгляд, предметов. Однако, пользуясь этими предметами как ключом и воспринимая свою жизнь как компьютерный квест, он не только возвращает себе деньги, но и спасает мир.

В основу сценария “Часа расплаты” положен рассказ Филиппа К.Дика, гениального безумца, вдохновившего Голливуд на “Бегущего по лезвию бритвы”, “Вспомнить все” и “Особое мнение”. Учитывая, что значительную часть книг Филипп Дик написал, находясь под действием амфетаминов, неудивительно, что сюжеты выглядят неправдоподобными и параноидальными (что не мешает его книгам быть настоящими шедеврами). Впрочем, одно дело - рассказ, другое - почти двухчасовой фильм. Снова обыгрывая идею о предопределенности будущего, знакомую зрителям по недавнему спилберговскому “Особому мнению”, “Час расплаты” тем не менее не выглядит особо убедительным в уподоблении мира квесту, загодя составленному героем для самого себя.

Впрочем, правдоподобность вовсе не обязательная принадлежность фильмов Джона Ву. Когда герои “Круто сваренных” или “Убийцы” в одиночку расстреливали несколько сотен врагов, особо правдоподобным это тоже не выглядело. Для фантастического боевика нереалистичность не помеха, любой параноидальный сюжет Филиппа Дика может вытащить кинематографический драйв - то, чего с избытком хватало в классических фильмах Джона Ву.

В “Часе расплаты” драйва нет. Или, по крайней мере, его недостаточно, чтобы придать убедительности сюжету Филиппа Дика. Картина выглядит как не особо удачный дебют человека, набившего руку на телепостановках и впервые в жизни получившего большой бюджет. Он старается делать все, как у взрослых: погони на автомобилях, техника будущего, оглушительные перестрелки и “проработанная” психология персонажей. Но ничего не получается - даже Ума Турман, играющая подругу героя, кажется пародией на саму себя в “Убить Билла”: те же прическа и выражение лица. Вот только двигаться она не умеет - а ведь у Тарантино буквально летала по воздуху... в том же году.

Сказать “провал” было бы несправедливо - фильм собрал $53 млн и, в принципе, не вызывает желания покинуть зал. Однако для режиссера уровня Джона Ву это хуже, чем провал, - это заурядный боевик.

Велик соблазн объяснить неудачу влиянием Голливуда: мол, азиатский мастер оторвался от корней и деградировал до уровня американского подмастерья. Однако всякое эффектное обвинение призвано только заменить детальный анализ - мало ли азиатских режиссеров переезжали в Голливуд? Вот Энг Ли даже в коммерчески неудачном “Халке” добивается художественных результатов. Что же не так с Джоном Ву?

Дело в том, что Джона Ву периода его гонконгских фильмов привлекали простые истории: сюжет мог быть сколь угодно причудливо закручен, но внутреннее содержание оставалось неизменным. Это были фильмы о дружбе, о настоящих мужчинах и об испытаниях, которые только проверят их на прочность. Этика гонконгских боевиков Джона Ву была простой и традиционной, как кодекс бусидо. Жестокий мир “Круто сваренных” был при этом логичен и выверен: предатели в нем предают, герои сражаются, каждый следует своей судьбе.

Нет ничего более далекого от этого мира, чем больные, двоящиеся миры Филиппа К. Дика. Для Дика судьба - это проклятие, и герой “Часа расплаты” точно так же, как герой “Особого мнения”, пытается избежать ее. Для Джона Ву следование судьбе - единственная добродетель. В мире Ву безумие - это грех: так, безумен герой “Пули в голову”, предающий друзей ради золота. Для Филиппа Дика безумие - признак того, что ты на верном пути. Если тебе кажется, что ты сходишь с ума, значит, ты вот-вот разгадаешь главную тайну - своей судьбы, бытия или, на худой конец, сюжета.

Когда-то Тарантино сказал: “Умеет ли Джон Ву снимать боевики? - это все равно что спросить, умеет ли Микеланджело расписывать потолки”. После “Часа расплаты” кажется, что руки мастера ослабели и не могут удержать кисть. Потом, однако, начинаешь себя утешать: может, потолок был не тот или краски неподходящие. Тех, кто любил Джона Ву 10 лет назад, не разуверить в том, что мастер еще раз напишет свою Сикстинскую капеллу - грохотом револьверов, пороховым дымом и свежей кровью.

“Ведомости”
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии