Время и Деньги
11.08.2007 Бизнес

Пестречинская аномалия В районе исчезает недвижимость

Созданная в советское время система “Татпотребсоюза” не выдержала испытание рынком, а избранная руководителями большинства предприятий модель реформирования, которая так и не вывела их из финансово-хозяйственного кризиса, вызывает в лучшем случае, недоумение.

Перед районными потребительскими обществами никогда не стояла задача получения прибыли, а если такое вдруг и происходило, деньги направлялись не на развитие торговой сети, а на разнообразные колхозно-совхозные нужды. Требовалось же от них только одно: обеспечивать товарами первой необходимости сельских жителей. Каждая деревня имела свой магазинчик, где из-за одного прилавка можно было приобрести хлеб, конфеты, спички, мыло. Конечно, до городских универсамов этим торговым точкам было далеко, но потребности сельчан, которые одновременно выступали в роли пайщиков этих кооперативных предприятий, они худо-бедно удовлетворяли. Но когда грянул рынок и жизнь потекла по иным законам, большинство входивших в систему “Татпотребсоюза” организаций накопили серьезные долги. В основном это были задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Естественно, долго так продолжаться не могло, и вопрос о реформировании РайПО стал обсуждаться на самых разных уровнях. По логике вещей, на большинстве предприятий следовало ввести процедуры несостоятельности, которые позволили бы через определенный срок справиться с ситуацией, но этот вариант был отвергнут. Руководители по сути банкротных предприятий решили реформироваться сами, однако ни к чему хорошему это не привело. Два примера.

Когда в 2002 году в Пестречинском РайПО, кредиторская задолженность которого уже превысила 13 млн рублей, все-таки ввели процедуру несостоятельности, арбитражный управляющий с удивлением обнаружил, что никаких объектов недвижимости в собственности у этого предприятия нет. В поисках без вести пропавшего имущества он обратился в местное БТИ, но получил лаконичный ответ: “За Пестречинским РайПО объектов недвижимости не зарегистрировано”. Конечно, это сообщение не удовлетворило кризис-менеджера, и он потребовал у директора предприятия предоставить документы об отчуждении собственности. Когда таковых не нашлось, арбитражный управляющий через суд добился отстранения директора и обратился в прокуратуру Пестречинского района с заявлением о возбуждении против него уголовного дела в связи с непредоставлением необходимой документации и возможным сокрытием активов. Прокуратура ответила отказом. Кстати, о судьбе этой документации следует рассказать особо. Как явствует из объяснений руководства, Пестречинское РайПО передало ее в “Татпотребсоюз”, чем по сути воспрепятствовало проведению финансового анализа должника, о чем и сообщил арбитражный управляющий в прокуратуру Татарстана. Но прокуратура республики сама такими делами не занимается. Из Казани это обращение передали в Пестречинское РОВД, которое поступило вполне предсказуемо: в возбуждении уголовного дела отказало. Складывалось впечатление, что искать имущество предприятия и пытаться выяснить подоплеку происшедших загадочных событий, прибегая к помощи пестречинских властей, в Пестречинском районе просто невозможно.

Нужно отдать должное арбитражному управляющему: он проявил принципиальность и нашел часть имущества собственными силами. Чего ему это стоило - разговор отдельный. Да и удовлетворения эта маленькая победа не принесла. Ведь то, что было обнаружено, по большей части находилось в отдаленных селах и практически ничего не стоило, а действительно ликвидное имущество, расположенное в Пестрецах, так и кануло в небытие. Впрочем, может быть, нам это только кажется. Недаром закон сохранения энергии гласит, что ничто не возникает из ничего и не исчезает бесследно. Работает же сейчас в регионе некое Пестречинское потребительское общество, правда, слова “районное” в его названии нет. Кто является собственником данного предприятия, неизвестно, а вот то, что оно уже успело накопить значительные долги, непреложный факт. Очевидно и еще кое-что. В результате всех этих пертурбаций серьезно нарушены права пайщиков и государства, а на основании проведенного специалистами анализа есть все основания предполагать, что странное исчезновение имущества - не случайность и не разгильдяйство, а хорошо организованное преднамеренное банкротство. А это уже уголовное преступление.

Не менее любопытная история произошла и с Менделеевским РайПО, где процедуру несостоятельности ввели в 2001 году. Когда на это предприятие, кредиторская задолженность которого составляет более 5 млн рублей, пришел арбитражный управляющий, он выяснил, что основная часть имущества безвозмездно передана другому коммерческому предприятию на основании распоряжения “Татпотребсоюза” и протокола собрания пайщиков. В чем причина такой щедрости, остается только гадать. Не каждый все-таки день в Татарстане вот так запросто передают кому-либо ликвидное имущество, не спрашивая за это ни копейки.

Но ничто не может длиться вечно. Все материалы о происходящих в системе “Татпотребсоюза” чудесах в ближайшее время будут переданы в Республиканскую Межведомственную комиссию по экономическим и социальным реформам, которая прорабатывает сейчас вопрос о состоянии и перспективах развития потребительской кооперации в Татарстане. А учитывая, что ее председатель - первый вице-премьер РТ Равиль Муратов был одним из тех, кто решительно выступал против псевдореформирования предприятий потребсоюза, есть надежда, что ситуация скоро изменится. Кстати, потребсоюз республики в Москве считают одним из лучших в России. Наверное, там просто не знают, что кредиторская задолженность татарстанских РайПО, по данным Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, превысила 470 млн рублей.
6
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии