Время и Деньги
11.09.2002 Политика

Класс чиновников - будет

Предвыборная перекройка кабинета и всей структуры федерального правительства вначале шокировала. Потом вселила надежду. Хотя о главной цели реформы - сокращении избыточных функций чиновников - пока ни слова. А ведь именно этого и ждут от властей измученные бюрократами бизнесмены. Подробности дизайна реформы стали известны "ВиД" благодаря чиновникам Минэкономразвития РФ.

Президентские выборы “подтвердили высокий авторитет Путина, курса на укрепление порядка” и “повышение международного авторитета государства”. В то же время “страна находится в ожидании новых инициатив”, заявил недавно Президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Он считает, что “смена Правительства РФ должна дать импульс кардинальным изменениям в области государственного управления, государственной и муниципальной службы. Будет форсирована и административная реформа, о необходимости которой достаточно долго говорилось на различных уровнях”.

В самом деле, попытки нешуточной административной реформы затевались уже давно. В том числе и на местном уровне. Как не раз заявляли власти Татарстана, количество чиновников необходимо урезать - сократив то каждого четвертого, то каждого второго. Однако на вопрос о возможном качественном переделе явственного ответа не следовало. “Идея и комплексность подходов реформаторов из Минэкономразвития РФ лично мне крайне симпатичны”, - заявлял Премьер-министр РТ Рустам Минниханов. Но серьезные преобразования качественного уровня, задуманные в этом ведомстве, вероятнее всего можно ожидать только тогда, “когда процесс охватит всю страну”, пояснял Минниханов.

В Москве процесс начался. “Правительство должно быть компактным и эффективным. Необходимо отказаться от избыточных функций”, - подчеркивает губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков. А оценивая ход административной реформы на федеральном уровне, отмечает, что Путин “продемонстрировал главам регионов, как нужно ее проводить - разом отправить всех в отставку и набрать новых людей, чтобы в Правительство не попали “люди за деньги”, чтобы “на членов кабинета не влияли олигархи”, сообщает ГТРК “Саратов”.

Глава Самарской области Титов на прошлой неделе заявил о необходимости реконструкции структуры местного правительства. Предполагается, что в самарском правительстве будут объединены некоторые министерства, а иные превратятся в региональное подобие федеральных агентств. Все это странно - идея реформы не в том, чтобы копировать на местах структуру федерального кабинета, а в том, чтобы разделить функции региональной и федеральной власти, не соглашается один из собеседников "ВиД".

Рокировки в Татарстане будут двухуровневыми. Реорганизацию терорганов федеральных ведомств курирует специально созданная Межведомственная группа по реформированию и аппарат федерального инспектора по РТ, говорит глава группы и федеральный инспектор по РТ Денис Ахмадуллин. Уже началось формирование “кадрового резерва руководящих должностных лиц” и проводится “ряд контрольных мероприятий”. Количество чиновников, задействованных в терорганах федеральных ведомств, скорее всего уменьшится, полагает Ахмадуллин, ссылаясь на заявления федеральных чиновников. “Пока сложно говорить” и о том, насколько и какие ведомства откроют или оставят подразделения в регионе. И самое главное, какие у них будут функции. Новая информация должна появиться завтра, когда выйдет очередной пакет документов о функциях и структуре правительства. А формирование терорганов завершится не позднее июня, рассчитывает Ахмадуллин.

Реорганизацию местных ведомств, судя по всему, будет курировать Минэкономпром РТ. Но это возможно не раньше чем наступит ясность по ситуации с федеральными структурами. Однако “кадры, как стая ворон: спугнул - они сели на другое место”, философствовал еще кто-то из пролетарских классиков. Может, поэтому региональным политическим элитам пока не приходит на ум всерьез переживать по поводу сокращений и рокировок в чиновничьих структурах на местах.

Между тем бывший глава Центробанка России Виктор Геращенко говорит, что теперь некоторые министерства грозят стать фактически неуправляемыми. А новые “объединения” ему “непонятны”. Прежде всего это касается ведомства, соединившего функции и полномочия Минздрава РФ и Минтруда РФ. “Я не уверен, что “грефовское” министерство способно справиться со всеми проблемами, которые ему теперь предстоит решать. Если основная задача ведомства - либерализировать как можно больше, то может быть... Но не с той чрезмерной прыткостью, как это они делают”, - рассуждает Геращенко.

“Административную реформу мы начнем с себя”, - сообщил недавно министр финансов РФ Алексей Кудрин. А глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заметил, что его ведомство пока не до конца определилось со своей будущей структурой и структурой федеральных служб, отнесенных к его подчинению. Между тем пока у министра финансов 11 заместителей, из них четыре первых. В Минэкономразвития и торговли РФ заместителей у министра целых 15. А первых замов у Германа Грефа три.

Михаил Дмитриев (один из первых замов) и Аркадий Дворкович (тоже грефовский заместитель) - среди главных идейных вдохновителей затеи. Будучи некоторое время назад участниками семинара “Клуба региональных журналистов”, они поделились с представителями "ВиД" и других СМИ своим видением задачи-максимум, которая и должна увенчать всю реформу. Надо сказать, что порой затея казалась не то чтобы трудно осуществимой, а просто-таки утопической. Впрочем...

Основательная и качественная перекройка чиновничьего аппарата непременно должна коснуться и регионов, полагает Дмитриев. Только тогда это и будет полноценной административной реформой. Но это случится не ранее, чем через 4-6 лет, сообщил он "ВиД". Пока же подопытными должны стать чиновники в органах федерального центра. До конца марта там предполагалось проанализировать и пересчитать все дублирующие или избыточные функции. Пока излишней называлась как минимум пятая часть этих функций. Их предлагается частично урезать или передать частникам (к примеру, осмотр ГИБДД техтранспорта отдать негосударственным органам). Снять с госорганов часть функций и передать их саморегулиуремым организациям следует в течение 1-2 лет. Правительство предыдущего состава эту идею в принципе уже одобрило, говорит Дмитриев.

Он считает, что нецелесообразное госрегулирование можно исключить с появлением института независимых экспертов - для оценки работы госорганов. Особенно если местные власти хотят придумать какой-нибудь новый подзаконный акт в сфере предпринимательства. Тогда затея должна пройти экспертизу по 5-6 критериям у экспертов, проверенных на конфликт интересов и отобранных по методу случайного отбора.

“Ни одна из мер в рамках административной реформы не принесет пользы, если не будет коренной ломки с открытостью госорганов”, - отмечает Дмитриев. Суть административной реформы - максимальная прозрачность деятельности государства, добавляет Дворкович. А “информационная открытость - не просто лозунг, а на самом деле показатель того, что государство становится подчиненным обществу”. Поэтому любой незасекреченный документ должен быть доступен гражданам, а не лежать по полгода в одном из правовых управлений. Для этого МЭРТ хочет инициировать появление соответствующих законодательных актов. Так, чтобы заодно сформулировать и понятие “служебной тайны”. А если гражданину покажется, что чиновник попался чрезмерно скрытный, он сможет обжаловать ситуацию в специальной комиссии, состоящей паритетно из чиновников и представителей общественных структур.

Важный элемент административной реформы - реформа государственной службы, говорит Дворкович. Это фактически создание или замена существующего чиновничьего класса - неэффективного, не очень профессионального, на профессиональную армию чиновников, меньшую по числу, большую по умению, профессионализму, высокооплачиваемую, которая могла бы осуществлять те функции, которые возлагаются на государство.

“Тоже красивый лозунг, который тяжело реализовать. Мы только начинаем вырабатывать систему оценок, систему оплаты труда. Думаем о том, как саму профессию чиновника сделать престижной и уважаемой. Это критически важно для реализации всех приоритетов социально-экономического развития”, - говорит Дворкович. По словам Дмитриева, уже практически готов новый законопроект о госслужбе. По нему чиновники обязаны сообщать о возможном конфликте интересов. Иначе это зачтется им как должностное нарушение. В законе заложен повсеместный конкурсный наем чиновников. Причем по открытому конкурсу, в котором может принять участие любой гражданин. Разбор возможных конфликтов с участием спецкомиссий, четверть состава которых - представители общественных организаций, ограничит коррупцию. Кроме того, чиновникам хотят предложить заключать срочные контракты с финансированием на гибкой основе, поставить его в зависимость от эффективности работы чиновника и спроса на рынке труда. Ну и чтобы быть последовательными до конца, бюджет ведомств также предлагается формировать в зависимости от их эффективности. Возможно, уже с 2005 года.

С коррупцией в госорганах предлагается бороться при помощи новой межведомственной комиссии, которая должна работать совместно с общественными структурами. Дмитриев говорит, что его ведомство уже готовит ряд законопроектов об информационной открытости чиновников, о стандартах доступа к информации, качестве госуслуг и возможности обжалования ситуаций.

“Я надеюсь, что конфликты с бизнесом закончатся и перестанут влиять на экономическую конъюнктуру. Вслед за этим встанет одна из самых главных задач - административная реформа”, - говорит Дворкович. Он считает ее ключевым звеном, так как без нее все реформы будут неэффективны. “Надо перестраиваться!” - вторит ему Ахмадуллин. Но Дворкович признает, что пока рассчитывать на чересчур либеральные преобразования не стоит. “Чиновничий класс, к которому отношусь и я, за редким исключением стремится сохранить контроль над ситуацией, а не добровольно от него отказаться. Это мы повсеместно и видим”, - рассуждает Дворкович.

Между тем очень немногие страны могут похвастаться эффективными государством и чиновничьем классом, отмечают в МЭРТ. А большинство стран только осуществляет эти реформы. Во Франции реформа госслужбы стартовала лишь 3-4 года назад. По мнению Ахмадуллина, именно опыт Франции и США стал ориентиром в подходах к административной реформе в России. “Я думаю, по тому, как будет осуществляться административная реформа, вы должны и можете судить о том, насколько успешно будет действовать Правительство”, - заключает Дворкович.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии