Время и Деньги
19.08.2007 Бизнес

Много шума из ничего

Со времен Линкольна Стеффенса и Иды Тарбелл журналисты ищут сенсаций. Порой находят, а чаще из профессиональной любви к “острым блюдам” создают много шума из ничего. Так произошло и с освещением заседания Республиканской межведомственной комиссии по контролю за своевременностью выплаты заработной платы, после которого некоторые СМИ поспешили объявить о скором крахе системы антикризисного управления республики. Ситуацию комментирует заместитель председателя Комитета РТ по антикризисному управлению Ринат БИКМУЛЛИН.

- Первое обстоятельство, вызвавшее вопросы как у некоторых участников заседания, так и у журналистов, заключается в неравномерном распределении предприятий между арбитражными управляющими. На первый взгляд, это действительно непонятно. В самом деле, если в Татарстане работает 140 арбитражных управляющих, а предприятий, находящихся в процедурах несостоятельности, насчитывается 520, то каждый кризис-менеджер должен иметь по 4 назначения. Однако это не так. Из чего же исходят саморегулируемые организации, которые, собственно, и занимаются назначениями своих членов на конкретные предприятия?

Каждая СРО определяет кандидатуры арбитражных управляющих, исходя из целого ряда принципов, практически одинаковых у всех этих организаций. В первую очередь, это коллегиальность, так как решение по каждому назначению принимает комиссия по отбору кандидатур, состоящая из самих кризис-менеджеров. Ориентируется она на место, которое данный специалист занимает в рейтинге арбитражных управляющих, а это, по сути, данные о его профессиональных возможностях. Но даже в том случае, если кризис-менеджер считает себя несправедливо обойденным, у него есть выход: он может сменить саморегулируемую организацию. Если дело действительно в пристрастном отношении коллег, такое решение будет оптимальным.

Есть и еще один существенный момент. Когда арбитражный управляющий сам проводит работу с должником и убеждает его подать заявление на инициирование процедуры несостоятельности, то либо сам должник, либо администрация города или района ходатайствует о его назначении. И такие ходатайства, как правило, удовлетворяются.

Кстати, на заседании комиссии этот вопрос тоже поднимался. Один из участников заседания пожаловался на то, что мнение администраций, которым бы хотелось видеть на кризисных предприятиях не казанских, а местных арбитражных управляющих, учитывается далеко не всегда. Такое случается. Дело в том, что в некоторых районах республики либо нет, либо недостает кризис-менеджеров, в то время, как в столице Татарстана их достаточное количество. Кроме того, чтобы мнение администрации было принято во внимание, необходимо, чтобы оно было четко высказано еще до введения на предприятии процедуры. Некоторые же администрации или медлят, или вообще держат свою точку зрения при себе. Если же они активно участвуют в этом процессе, то пожелания их всегда бывают услышаны. Особенно когда речь идет о крупных, социально значимых предприятиях.

Некоторые СМИ также обратили внимание на дискуссию, развернувшуюся вокруг составления рейтинга арбитражных управляющих. Нужно отметить, что разговоры о несовершенстве используемой методики идут столько же, сколько существует сам рейтинг. Действительно, абсолютно объективной методики, учитывающей все мельчайшие детали деятельности арбитражных управляющих, нет, и неизвестно, будет ли. Причем нет ее как в Татарстане, так и в целом по России. Все-таки рейтинг - это не алгебраическая формула, где можно учесть все до запятой. Ведь, несмотря на общие признаки банкротства, ситуация на каждом кризисном предприятии по-своему уникальна, а значит и арбитражных управляющих, работающих там, сравнивать трудно. Главное, что используемая технология, основанная на 15 показателях, позволяет верно отразить основные тенденции, прослеживающиеся в работе того или иного кризис-менеджера. Согласитесь, что лучше с помощью неких формальных признаков все-таки представлять, что происходит на рынке арбитражного управления, чем просто закрыть на это глаза на том основании, что картина получается не совсем полная. Кроме того, методика может и дорабатываться. Составители рейтинга уже неоднократно использовали предложения, поступавшие в том числе и от самих арбитражных управляющих.

Но, пожалуй, самое серьезное обвинение, выдвинутое в адрес как кризис-менеджеров, так и Комитета РТ по антикризисному управлению, заключалось в том, что задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах существенно возросла. Цифры таковы: на 1 апреля 2003 года общая задолженность по зарплате в республике составляла 879 млн рублей, из которых лишь 106 млн (15%) приходилось на предприятия, находящиеся в процедурах несостоятельности. А вот данные на начало нынешнего года, на первый взгляд, и впрямь говорят не в пользу татарстанских кризис-менеджеров. Общереспубликанская задолженность по зарплате сократилась до 233 млн рублей, а вот предприятия-банкроты должны своим работникам целых 129 млн (55%).

Однако все не так просто. Начать надо с того, что сокращение общереспубликанской задолженности имеет две основных причины. Во-первых, часть предприятий, собравшись с силами, погасила задолженность. Во-вторых, большая часть тех, кто не сумел это сделать перешла в категорию банкротов. На них была инициирована процедура несостоятельности. Таким образом, в полку банкротных предприятий прибыло, а соответственно и увеличилась их задолженность по зарплате. Кроме того, погашение данного вида задолженности на предприятиях, находящихся в процедурах несостоятельности, имеет свои особенности. Она подразделяется на текущую и мораторную. За накопление текущей задолженности арбитражный управляющий несет точно такую же ответственность, как и любой другой руководитель не банкротного предприятия. Что же касается мораторной задолженности, то по ее погашению существует особый порядок. Это происходит за счет реализации имущества предприятия-должника, проведение которой требует как времени, так и денежных затрат. Ведь кризис-менеджер должен провести серьезную подготовительную работу, собрав огромное количество документов, без которых проведение торгов просто невозможно. Регистрация в ГРП, получение технических паспортов в БТИ, проведение оценки недвижимости и многое другое не сделаешь ни за день, ни за неделю.

И последнее. Одна из газет сообщила читателям о некоем якобы давно тлевшем и наконец вспыхнувшем конфликте между первым вице-премьером РТ Равилем Муратовым и председателем Комитета РТ по антикризисному управлению Алексеем Семиным. Кому нужно распространение такого рода фантастических слухов, о которых и рассуждать-то всерьез - только время тратить, остается лишь гадать. Но любопытно, что невольным ответом на это предположение стало состоявшееся двумя днями позже следующее заседание РМВК, где Равиль Муратов поддержал концепцию сервейинга территорий, предложенную Комитетом РТ по антикризисному управлению. Полагаю, что вопрос о конфликте можно считать исчерпанным.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии