Время и Деньги
09.10.2007 Бизнес

“Татнефть” откладывает публикацию отчетности

В минувшую пятницу стало известно о серьезных проблемах “Татнефти” с отчетностью по международным стандартам. Компания Ernst &Young обнаружила “отдельные необычные трансакции, характер и бизнес-цель которых неясны”.

В прошлом году аудитор “Татнефти” - PricewaterhouseCoopers (PwC) (“Татнефть” сотрудничает с ней с 1995 года) выявил ряд несоответствий системы контроля компании требованиям нового американского законодательства. В качестве рекомендаций по их устранению PwC указал на необходимость создания комитета по аудиту из независимых директоров в соответствии с поправками к закону Сарбэйнса-Оксли. В случае уклонения от предложенных PwC рекомендаций “Татнефти” грозило бы исключение из листинга NYSE. В частности, PwC отмечал, что “компании “Татнефть” необходим набор процессов, дающих руководству уверенность, что структура внутреннего контроля эффективна и дает возможность подтвердить соответствие требованиям закона Сарбэйнса-Оксли”. Но в прошлом году акционерам предложили заменить PwC на другую компанию. Новым аудитором был утвержден Ernst & Young.

А в минувшую пятницу “Татнефть” заявила в сообщении для регулятора фондового рынка США о возможном переносе сроков публикации аудированной отчетности за 2003 год в связи с выявлением аудитором компании сделок, вызвавших у него вопросы. Аудиторы Ernst & Young “идентифицировали отдельные необычные трансакции, характер и бизнес-цель которых неясны”, говорится в сообщении на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, которое цитирует агентство Bloomberg.

Представители Ernst & Young отказались дать агентству какие-либо комментарии. А Комитет аудиторов “Татнефти” намерен привлечь юриста для изучения этих сделок, говорится в сообщении самой компании.

Таким образом, “Татнефть”, ценные бумаги которой обращаются на рынке США, вряд ли сможет опубликовать аудированную отчетность до 15 июля, как это предусмотрено действующими в США правилами, полагают наблюдатели.

Получить комментарии в самой “Татнефти” не удалось. А собеседник, представляющий интересы крупного акционера компании, предположил, что вопросы аудитора могут быть связаны с передачей “в 2003 году на баланс различных НГДУ “Татнефти” объектов незавершенного строительства на сумму около 4,5 млрд рублей, ранее числившихся на балансе Нижнекамского НПЗ”. Менеджер еще одной компании, владеющей акциями “Татнефти”, полагает, что строптивость Ernst & Young вполне может быть обусловлена претензиями предыдущего аудитора компании. “Передавая дела, PricewaterhouseCoopers мог оставить и часть своих вопросов, ранее вызвавших неудовольствие менеджмента “Татнефти”. В частности, “это может быть и слишком большой объем сделок по покупке-продаже нефти внутри самой “Татнефти”.

Между тем представитель Newport Capital Тимур Зыков (его компания владеет менее 0,1% акций “Татнефти”) считает ситуацию крайне тревожной. Он говорит, что раз к проблемам “Татнефти” в Турции добавились еще и неурядицы с аудитором, акции компании могут изрядно потерять в цене. “А при этом они еще изображают, что их кто-то хочет купить!” - возмущается Зыков. Свои акции он пока сбрасывать не хочет, но уверен, что если к 15 июля отчет не будет готов, “торги на Нью-Йоркской бирже скорее всего будут приостановлены - до тех пор, пока “Татнефть” не разберется с отчетностью”. И “Татнефти” еще сильно повезет, если она отделается штрафами, уверен Зыков.

А представитель одного из крупнейших акционеров компании говорит, что догадался о проблемах с аудитом еще на собрании акционеров, проходившем 25 июня. Тогда акционерам предложили ознакомиться не c годовым отчетом, а с информацией о деятельности компании за 2003 год. Но собеседник предположил, что аудитора может волновать и “масса вопросов, которые не относятся к делу”. С ним согласен чиновник в правительстве республики, который надеется, что “претензии аудитора не существенны” и “Татнефть” “отделается легким испугом”.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии