Время и Деньги
19.04.2004 Культура

Канун тяжелого дня

Национальный музей РТ осуществил по меркам наших дней беспрецедентную акцию - на свои невеликие средства выпустил в свет в издательстве “Заман” “толстый” роман Ольги Ильиной “Канун Восьмого дня”.

Всевышний, творя мир в течение шести дней, седьмой отвел под отдых. Восьмой день - это понедельник, это новое начало трудов, тяжелое, но неизбежное. Для Ильиной, правнучки Евгения Боратынского, унаследовавшей литературный талант предка, дочери последнего казанского предводителя дворянства, безвинно казненного большевиками Александра Боратынского, на “восьмой день” выпали тяжкие испытания.

Ольга Ильина написала свой роман на английском, будучи уже эмигранткой и живя в Америке. По воспоминаниям автора предисловия ее сына Бориса, родившегося в Казани в 1918 году, Ильины жили в американской провинции Сан-Рафаэль трудно. Муж Ольги, абсолютно не зная английского, устроился красить мебель, работал, естественно, без маски и заболел туберкулезом. Вскоре заболел и Борис, пролежавший девять месяцев. Это был период краха на американской бирже, особенно туго пришлось эмигрантам, не знавшим языка и не имевшим денежных запасов. В этот же период у Ильиной родился второй сын. Она начала писать роман, еще не очень хорошо зная язык и понимая, что денег он ей не принесет. Надо было искать средства к существованию. Ольга решила открыть мастерскую дамских платьев. Не умея шить, но обладая безукоризненным вкусом и чувством стиля, она, примеряя на себя материю, говорила русской портнихе, как надо шить. Муж, выздоравливая, научился кроить материю. Еще лежа в постели, без жалоб и с юмором, бывший гусар Павлоградского полка помогал шить платья. Ильина лечила мужа, занималась новорожденным сыном, вела дела мастерской и писала роман о своей жизни в Казани, его первые главы перепечатывал четырнадцатилетний тогда Борис.

В центре повествования, ведущегося от первого лица, - судьба девушки, а потом молодой женщины. Романтической барышни, счастливой юной жены и матери и... беженки, будущее которой туманно. Время действия - Казань с начала двадцатого века до трагического сентября 1918 года.

“Солнце, отраженное алмазным снегом улицы, лилось в три высоких окна. Оно сияло на иконах в углу, лежало серебряными квадратами на выцветшем голубом ковре, и в одном из этих квадратов тень-призрак оголенного дерева ползал туда и сюда”. Это еще один герой романа - родовое гнездо, дом на Лядской улице, знаменитая и уважаемая всей Казанью “Боратынка”. Каждый день сюда приходили десятки “просителей”, людей, обращающихся к предводителю дворянства Александру Боратынскому за помощью. Отсюда в сентябре 1918 года чекисты заберут его...

Но это будет еще не скоро, до этого еще пройдет целая жизнь.

Она включает в себя взросление Ольги, в романе - Ниты, зимние балы в Дворянском собрании, летние поездки в имение под Казань, первые влюбленности и неизбежные разочарования, настоящую любовь, брак, рождение сына. Она включит в себя огромное количество людей, ее окружавших. И когда читаешь “Канун Восьмого дня”, будто идешь по нашему городу, такому, каким он был еще несколько десятилетий назад. И, наверняка, множество коренных казанцев узнают в персонажах книги своих предков. Это про наши семьи - потерянные в водовороте гражданской войны, униженные и растоптанные, но не забывшие свои корни, пишет Ольга Ильина.

“От Любы мы знали, что подвал особняка Сигнена (там было ЧК, ныне - здание филармонии на ул. Гоголя. - Т.М.) так набит арестованными, что они стоят стоймя, прижатые друг к другу. Его винный погреб и каменная стена сада были теперь местами, где производились расстрелы. Ночью мы часто просыпались от ружейных залпов, которые доносились до нас оттуда”... Это - не вымысел, это - свидетельства очевидца.

И все-таки Ильина выжила. Душевная и духовная организация этой удивительной женщины помогли ей выстоять. Вот слова, которыми заканчивается книга: “Я встала на колени и из глубины моего сердца, переполненного болью и радостью, благодарила Бога за все, что у меня еще было. За то, что Он дал мне самое большое земное счастье - любовь. И веру. И цель жизни. Самодовлеющую цель. Цель, которой я могла изменить. Но которая никогда не могла изменить мне”.

Ольга Ильина прожила долгую жизнь и скончалась в Америке в 1991 году, издав несколько прозаических книг и сборник стихов. Впервые об издании ее романа, а Ильина настаивала на том, что “Канун Восьмого дня” должен был выйти в Казани, заговорила Вера Георгиевна Загвозкина, словесник и краевед, ей казанцы должны быть признательны за организацию в нашем городе музея Боратынского. Тогда из затеи ничего не вышло - взявшийся за дело издатель не нашел денег. Сейчас, благодаря стараниям музейщиков, желание Ольги (Литы) Боратынской-Ильиной исполнилось, и мы получили еще одно беспристрастное свидетельство о прекрасном и страшном времени в наше городе.

28
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии