Время и Деньги
20.10.2007 Бизнес

Проблемные предприятия должны уйти Выплатив заработную плату

О работе Республиканской межведомственной комиссии по контролю за своевременностью выплаты заработной платы с редприятиями- банкротами рассказывает заместитель председателя Комитета РТ по антикризисному управлению Ринат БИКМУЛЛИН.

-В случае, если предприятие не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства, в том числе и перед собственными работниками, его руководитель обязан подать заявление об инициировании процедуры несостоятельности. Таково требование действующего законодательства. Конечно, следует понимать, что само по себе признание факта банкротства и назначение арбитражного управляющего не исправит ситуацию автоматически. Даже самому опытному кризис-менеджеру нужно время, чтобы проанализировать сложившееся положение и разработать набор адекватных мер. Без детального изучения конкретного предприятия, существующих у него резервов невозможно принять верные управленческие решения. Зато когда эта работа проделана на совесть, шансы на успех многократно увеличиваются.

В качестве примера можно привести набережночелнинское СМП-508. После того как там ввели процедуру несостоятельности, арбитражный управляющий приложил все усилия, чтобы понять природу разразившегося кризиса. Насколько я понял ситуацию, это СМП было дочерним предприятием ОАО “Ульяновсктрансстрой”, которое и поспособствовало неприятностям своей “дочки”. У челнинцев образовались серьезные задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами и своими работниками. Арбитражный управляющий, проанализировав положение дел, пришел к выводу, что все не так безнадежно, и на собрании трудового коллектива пообещал расплатиться с людьми. Характерно - ему не поверили. У нас ведь частенько обещания руководителей так и остаются словами. Поэтому особенно приятно, что в данном случае вышло иначе. Кризис-менеджер оказался не только высокопрофессиональным специалистом, но и человеком слова. Свои деньги коллектив предприятия получил точно в срок. На работников это произвело такое впечатление, что они написали благодарственное письмо арбитражному управляющему, которое направили в Кабинет министров РТ.

- Наверное, не только такие письма приходят с предприятий-банкротов, особенно когда там еще не начали осуществляться антикризисные меры?

- Разумеется. В основном это письма с перечислением проблем. Причем если там написано, что руководитель предприятия просто не знает, как вылезти из этой ситуации, это еще не худший вариант. Порой речь идет о действиях, направленных на скорейший вывод активов. Вот это самое плохое. Причем гораздо больше, чем сам факт набивания кем-то карманов за счет предприятия, удручает другое. Если мы дадим этим горе-менеджерам довести дело до конца, потом даже самый подготовленный и талантливый арбитражный управляющий вряд ли что-то сможет сделать. Предприятие превратится в пустышку с огромными долгами, но без имущества.

Порой приходят жалобы и на кризис-менеджеров, которые используют средства предприятия, а зарплату не выплачивают. В любом случае все эти факты не остаются без внимания.

Одна из задач РМВК - сделать так, чтобы предприятия, которые не могут погасить задолженность, входили бы в процедуры несостоятельности. Кстати говоря, наряду с общим уменьшением задолженности по зарплате, на предприятиях-банкротах она растет. Сейчас в процедурах банкротства в Татарстане находятся порядка 500-600 предприятий, и примерно на половине из них существует задолженность по зарплате. Это примерно 100 млн рублей. Правда, следует уточнить, что в основном это предприятия, находящиеся в конкурсном производстве. А там есть следующая особенность. Когда вводится эта процедура, арбитражный управляющий должен уволить всех сотрудников, выплатив им выходные пособия. А это зарплата за два-три месяца. Таким образом, сумма задолженности увеличивается. С другой стороны, при завершении конкурсного производства процент погашения задолженности по зарплате составляет 95 процентов.

- Что, на ваш взгляд, мешает погашению данного вида задолженности на предприятиях-банкротах?

- Есть несколько причин, препятствующих этому. Например, у предприятия есть имущество, которое необходимо продать. Но существует серьезная проблема с регистрацией этого имущества и последующим выставлением его на торги. Для этого необходимо восстановить техническую документацию, что не так-то просто. Кроме того, нередко это имущество не слишком ликвидное. А значит, может пройти и пять, и восемь, и даже десять торгов, прежде чем найдется заинтересованный покупатель. Конечно, если объект находится в Казани или в Челнах, он почти наверняка будет реализован. С собственностью же, расположенной в районах, ситуация совершенно иная.

Еще одна проблема - просроченная дебиторская задолженность, взыскать которую чрезвычайно трудно. При просроченных сроках взыскания без актов сверки и решения суда сделать это практически невозможно. Получается, что данные средства как бы есть и как бы нет. А ведь если предприятию удастся взыскать хотя бы 30% от дебиторской задолженности, оно вполне может расплатиться со всеми кредиторами.

Бывает и еще один вариант. У предприятия нет достаточного количества имущества, чтобы расплатиться со всеми. А, значит, погашена будет только часть долгов. Тоже не слишком хорошо.

И вот арбитражным управляющим приходится крутиться изо всех сил, чтобы найти какой-то выход. Мы провели статистическое исследование и выяснили, что тенденция сейчас в сторону увеличения задолженности.

В этой связи нужно отметить работу территориальных комиссий по выплате заработной платы, которые с такими предприятиями работают, и обязывают их руководителей подавать на банкротство. Так, в последний месяц в процедуру несостоятельности вошли около 25 предприятий. У большинства из них серьезная задолженность по заработной плате.

- Как вы оцениваете рост доли предприятий-банкротов в экономике республики?

- Любая рыночная экономика должна очищаться от проблемных предприятий.

Законодательство предусмотрело два варианта такого ухода - добровольная ликвидация и банкротство. Если предприятие не в состоянии рассчитаться со своими долгами, оно должно эту процедуру пройти. Говорить о том, что это должно быть иначе, наверное, неправильно.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии