Время и Деньги
23.05.2004 Культура

Александр БАЛУЕВ: “Во всем должен быть профессионализм!”

С такими, как Александр БАЛУЕВ, патриоты связывают надежды на возрождение лучшего в мире - отечественного - кино: ученик Массальского и Тарханова, ведущий артист нескольких московских театров, он снялся в тридцати хороших картинах - и везде работает достойно. Почетных званий герой-”спецназовец” не признает (мы так и не узнали всех его регалий), а только - профессионализм: на сцене и на съемочной площадке, в армии, в политике...

- Александр Николаевич, в этом году на экранах прошла премьера двух картин с вашим участием - “Благословите женщину” и сериал “Небо и земля”. Роль в фильме Говорухина писалась под вас?

- Ой нет! (Смеется.) Станислав Сергеевич просто пригласил меня в экранизацию истории, она была написана очень давно, когда я еще, наверное, и не родился...

- С Говорухиным работалось легко?

- Не могу сказать, что легко. По моему разумению, режиссер - это тот человек, который прежде всего должен понимать, уметь и, главное, знать, зачем он берет тот или иной материал, что он хочет этим сказать и как он свою идею выражает. Станислав Сергеевич обладает всеми этими качествами и понимает, зачем он что-то или кого-то берет. Но работать с ним непросто: он человек довольно целостный, убежденный, и порой, конечно, наши убеждения не совпадали, не совпадают и будут не совпадать. Тем не менее все это пошло на пользу - я имею в виду наши разногласия.

- Одной журналистке ваш Ларичев показался отрицательным героем. Мне так не кажется, а вам?

- Я не могу говорить однозначно, отрицательный он или положительный, я просто могу высказать свое отношение к нему. Я его не принимаю! Считаю, что никакая высокая патриотическая идея не сопоставима со страданием человека, который находится рядом с тобой. Если ты своими благими намерениями переступаешь через трупы, забываешь о том, что рядом с тобой есть человек, который нуждается в любви и заботе, в детях, то не стоит этого делать. Не сделаешь ты всех счастливыми! Сделай счастливым хотя бы одного человека, который рядом с тобой - и все, на мой взгляд. А Ларичев немножко других убеждений - и тем интереснее было мне делать этот образ.

- Сейчас вы заняты у Владимира Хотиненко в фильме “Гибель империи”. Фильм закончен?

- Не совсем: съемочный период закончится в сентябре, потом фильм будет обрабатываться, и к весне выйдет на экраны - это будет десять серий на Первом канале и еще киноверсия.

- А в театре часто приходится играть?

- Да, я играю, но не служу ни в каком государственном театре - я ушел ото всех и отовсюду - играю антрепризные спектакли, с удовольствием езжу по стране, и люди получают огромное удовольствие от спектаклей. Я бродячий артист, передвижник!

- Вы, как и другие популярные актеры, часто снимаетесь в телесериалах - улучшилось ли их качество за эти годы?

- Конечно - раньше было гораздо хуже, и в сериальном начале я не участвовал, потому что не мог видеть, как это все снималось, и мне очень не нравились темы. Сейчас все с большим удовольствием смотрят нашу продукцию, нежели аргентинскую или бразильскую.

- Вы снимались в Голливуде, который заинтересовался нашим сериалом “Бригада”. Почему именно этот фильм приковал внимание их продюсеров?

- С “Бригадой” вообще непростая история. Во-первых, это очень профессионально, высокобюджетно, по нашим расценкам, и просто качественная история. Во-вторых, взята близкая им тема - к примеру, если вспомнить “Однажды в Америке” и провести параллель с той картиной, то очень многое совпадает. Но почва-то другая! В нашей сегодняшней ситуации “Бригада” произвела эффект со знаком “минус”, ее разрушительное воздействие на зрителя не вызывает сомнений. Ведь в том же Голливуде запретили высокобюджетные картины и положили их на полку из-за того, что эти картины стали служить руководством к действию - как подложить, как нажать, как взорвать и так далее: это опаснее, чем иногда кажется.

- Несмотря на демократию, запреты в Америке “круче”, чем у нас?

- Конечно! Это запрет на запрете для гражданина и для общества в целом, ограничений о-го-го сколько - нам и не снилось! Это я и на собственной шкуре испытал! Беда “Бригады” в том, что общество не готово воспринять это как кино. Это нонсенс, но это так.

- С другой стороны, это наша история!

- Понятие истории - это не всегда хорошо! К примеру, к пугачевскому бунту можно относиться по-разному, но все равно если поднимается народ и начинается резня, я не могу сказать, что это хорошо.

- Американцы необъективны в показе нашего человека - мы в их фильмах постоянно недалекие, придурковатые, почему так?

- Так показывают не только русских - и китайцев, и индусов, да и евпропейцев тоже. В Америке, если речь идет о блокбастерах, должен быть враг! И холодная война никуда не делась. На публике наши лидеры жмут друг другу руки. А в большом масштабе мы остались врагами, и в сознание американцев внедряется, что русские - это мафия, наркотики и все прочее. К примеру, того же Сикорского они не считают русским - им просто не преподают, что он из России. Или вот уже шестьдесят лет они убеждены, что Вторую мировую войну выиграли американцы.

- Но они сняли фильм о подвиге наших подводников, правда, ходульно и небрежно, и все же могут ведь с долей уважения относиться к нашему брату?

- Безусловно. Но чтобы перевернуть сознание, нужен не один десяток картин. Во всяком случае, такие попытки делаются, и слава Богу, к какой-то объективности американцы идут, это правда.

- А что думает “человек в камуфляже” о реальной армии?

- То, что сейчас происходит в нашей армии - это дедовщина, и, в первую очередь, плохое состояние младшего офицерского состава. У нас много генералов, но и они плохие, начиная с высшего командного состава. Да и ребята, пришедшие из военных училищ, еще многого не осознают. Из-за этого у нас в армии какой-то разнобой, и надо уже переходить на профессионализм. Во всем должен быть профессионализм! Как это было раньше, продолжаться не может. Все косят и будут косить, если все останется как есть. Надо менять структуру, подход: зачем нам нужна армия, какую функцию она несет и что она должна делать. Этого никто не понимает, поэтому мы и видим Чечню и другие точки, где воюют наши солдаты.

- Будущее за контрактной армией?

- Ее можно назвать и контрактной, и по-другому, но важно изменить подход к молодым ребятам, которые приходят в армию. Эти все “учебки” - чушь собачья, и ничего, кроме амбиций сержантов, которые там служат, ребята больше не получают - я в этом убежден. Амбиции я имею в виду в плохом смысле - их учат очень плохим вещам. Все надо менять.

- На протяжении веков военная служба была атрибутом понятия “патриотизм”. Вы не считаете, что патриот лишь тот, кто служил или служит?

- Совсем не обязательно человек, отслуживший в армии, станет патриотом. Это глубинное понятие. Патриотами становятся с рождения. В экстремальных ситуациях, во время войны у людей появляются какие-то чувства, а в мирное время вряд ли армия воспитывает патриотизм. Навязывать его нам могут, но это не метод, и мы прекрасно это понимаем и видим.

- В фильмах о войне, в которых вы заняты, часто фигурируют чеченские террористы. Но у террора нет национальности...

- Конечно, чеченский народ - не террористы, как и русские, у которых, впрочем, тоже присутствуют экстремальные выражения. Другое дело, что такая проблема, как Чечня, существует! И нельзя не видеть этого. Да, уроды есть везде. Но есть какие-то лидеры, у которых свои интересы на этой территории; в основном эти интересы заключаются в долларовом эквиваленте, вот и все. А у народа никто не спрашивает. Поэтому чеченский народ - это не террористы! Но проблему эту надо решать, и однозначно не военным путем. А мирный путь, наверное, существует, но тут все зависит от политиков, которые сейчас у власти, и с той, и с другой стороны.

- Многие сходятся во мнении, что сегодня терроризм - главная мировая проблема...

- Это очень трудная тема... Самая большая проблема - огромная разница между богатыми и бедными по всему миру. Это простые вещи: когда у твоего соседа чего-то много, а у тебя ничего нет, всегда хочется позаимствовать каким-то способом - одолжить, попросить, а чаще - отнять. Эта дисгармония, этот дисбаланс безумного богатства и безумной бедности заставляет задуматься: с этим надо что-то делать. Это и есть экономический путь урегулирования проблемы, тогда и не будет никакого терроризма.

Религиозные этикетки всего этого, конечно, существуют, но я убежден, что религия не может и не должна вызвать войны. Религия не должна вызывать попыток закладывать в храмы других конфессий бомбы! Ну какой верующий в Аллаха или Иисуса решится на это? Это не верующие люди, я буду прямо говорить - это убийцы, прикрывающиеся этикеткой религиозных убеждений. Это чудовищно, но, повторю, происходит это все из-за экономических вещей - кто-то очень богат, а кто-то очень беден.

- По традиции, Александр Николаевич, ваши пожелания слушателям и читателям?

- Хочу пожелать покоя в ваших семьях, чтобы вы верили: все в ваших руках. Надо надеяться не на новых президентов или чиновников - а только на то, что они не будут мешать нам жить. Надейтесь на собственные силы. Желаю вам, чтобы было больше этих сил, здоровья, любви, добра!

Беседовал Сергей КОЧНЕВ,

Радио "Старый город"

(FM 103,2), Елабуга.
7
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии