Марианна МАКСИМОВСКАЯ: “У нас в стране живут умные люди”
28.10.2010 ТВ и кино

Марианна МАКСИМОВСКАЯ: “У нас в стране живут умные люди”

Даже те, кто в принципе недолюбливает телевидение, тратят на просмотр новостей, сериалов и шоу не один десяток часов в неделю. Так что “одноглазый бандит” всегда с нами. Потому сегодня наш собеседник - популярная (а значит - любимая в народе) ведущая программы “Неделя” на канале REN-TV Марианна МАКСИМОВСКАЯ.

- Марианна, недавно у нас в гостях был ваш коллега Владимир Молчанов - в прошлом известный обозреватель. Он сказал, что на современном телевидении политикой заниматься не принято - не то время. Вы согласны?

- Нет. Может, кто-то не хочет ею заниматься, но это личное дело того журналиста, который не желает заниматься политической темой. Политические программы остаются, и я думаю, что в Татарстане их смотрят так же, как и в Москве. Я, например, делаю именно политическую программу “Неделя”.

- В этом году много известных политических программ закрылось - в основном, это были программы канала НТВ. Вас это огорчило?

- А как вы думаете? Сужение информационного поля не может не огорчать!

- С другой стороны, конкурентов меньше...

- Это неправильный подход - в неконкурентной среде жить и работать неинтересно.

- Как можно назвать ваш жанр - программа Пушкова на ТВЦ или Сергея Брилева на канале “Россия”?

- Жанр живет, и не только на этих каналах, - есть еще итоговое “Время” с Марченко и Батуриным... Другое дело, кто и как себе представляет этот жанр - из журналистов, работающих в нем. Кто-то себя позиционирует как тележурнал, как Брилев. Познер большую часть своей программы занимается тем, что берет интервью, расспрашивает интересных людей, и у него практически нет репортажей в программе; воскресное “Время” - классический итоговый выпуск, где представлены большие репортажи, но где действительно не так много политики. Но классическим образцом жанра была программа “Итоги”, которая была в эфире 11 лет - своего рода долгожитель, и это та шинель, из которой мы выросли, и я в том числе - я работала в ней корреспондентом еще на “Первом канале”.

- И какой поначалу была ваша тематика?

- Я всегда занималась политическими сюжетами.

- На последней церемонии “ТЭФИ” все было достаточно грустно...

- Да, конечно, грустно - в том смысле, что наградили программы “посмертно”, после их закрытия по политическим мотивам, в частности, программы “Свобода слова”, “Красная стрела”. И достаточно достойное зрелище было, когда зал аплодировал Леониду Парфенову. Телеакадемики проявили в этой ситуации себя с лучшей стороны и проголосовали - не знаю, сердцем, умом или головой - справедливо. Многие говорят, что это была такая фига в кармане нашей власти, что таким образом телеакадемики, которые работают на всех каналах, сделали свой выбор. Наш канал тоже получил две статуэтки - за информационно-аналитическую программу “24” с Ольгой Романовой и также Ольга Романова получила “ТЭФИ” как лучшая ведущая, опередив Екатерину Андрееву с “Первого канала” и еще одну ведущую с “России”.

- Известно, что на церемонии “ТЭФИ” планировали зачитать текст Декларации от академиков...

- Ее не планировали зачитать - текст Декларации был подписан, и под ним поставили подписи 36 из 134 академиков, но так как не было кворума, не было, соответственно, решения о том, что этот текст будет зачитан во время церемонии. Декларация существует, и в ней содержится констатация факта - наше телевидение сегодня не свободно!

- По-вашему, должны ли новости быть авторскими, как у Михаила Осокина или у той же Ольги Романовой? Или у вас другой взгляд на подачу новостей?

- Я считаю, что должны, потому что всегда интересно смотреть выпуск с ведущим - личностю, за которым стоят биография, поступки, который сам пишет тексты, сам верстает программу и рассказывает о новостях, понимая, о чем именно он рассказывает. Наверное, менее интересно смотреть выпуски новостей с диктором, который читает текст по бумажке, написанной редактором. Зрители, как мне кажется, хорошо это чувствуют - они не будут разбираться в деталях, в стилистике, словосочетаниях, но ощущение от выпуска, который ведет личностный ведущий и безликий ведущий, очень разные, и выигрывает от этого тот канал, у которого ведущий - это автор программы. Я сейчас вижу печальную тенденцию обезличивания новостей - я не запоминаю лиц, не запоминаю имен и фамилий, я не запоминаю тексты, которые эти люди, сидящие в кадре, произносят. Мне жалко смотреть такое ТВ - оно не должно быть усредненным!

- Ирина Петровская в “Известиях” писала, комментируя Декларацию, о пошлости, вранье, насилии на ТВ. Мы видим, что от первого стараются избавиться, убрав из эфира “Аншлаг” и “Большую стирку”. А от чего избавились бы вы?

- А я ни от чего не хочу избавляться! Я просто считаю, что телевидение, как любой живой организм, должно расти и развиваться, и существуют программы, которые находятся на пике популярности, существуют программы, которые отжили свой век. Телевидение должно соответствовать времени, в котором мы живем, и желательно опережать это время. Любая программа, которая становится модной, рейтинговой, по сути опережает свое время! Случайностей не бывает, и нельзя говорить, что это ужасная, омерзительная программа, если у нее высокий рейтинг - значит, чем-то она людей затронула, а у всех разные вкусы! Каждый может найти себе что-то по вкусу. И это хорошо - телевидение должно быть разнообразным так же, как разнообразна наша жизнь.

- А что бы вы ответили Сергею Доренко, который сказал, что телевидение очень сильно портит вкус?

- Я с этим не согласна, потому что сильно вкус может испортить и прогулка по улице - это такое же отражение нашей жизни: мы встречаем там не только замечательных, интеллигентных, прекрасно выглядящих людей - на улице нам встречаются разные люди, но все это наши сограждане - и все имеют право на существование. Ни один руководитель канала не выдаст в эфир программу, он просто не сможет этого сделать, которая, предположим, нарушает законы, не соответствует этическим нормам, выходит за моральную грань - программа проходит массу ступеней отсева, и если она неудачна, то она не пойдет, нет зрительского интереса - ее снимут.

- В чем вы видите прогресс современного российского телевидения - в новых технологиях при производстве программ, качественных сериалах?

- И в этом тоже, потому что телевидение потеряло в политической остроте - это безусловно, информационное поле съежилось, телевидение не так свободно в описании политической ситуации в стране. Но мы видим, к примеру, сейчас несколько сериалов, которые с технологической точки зрения сделаны замечательно, новаторски, и я думаю, это направление будет развиваться. Телевидение не может стоять на месте, иначе кому это будет интересно?

- Можно сказать, что телевидение еще открыто для народа?

- Невозможна такая ситуация, когда телевидение - отдельно, а народ - отдельно! Телевидение производит продукт, и его либо покупают, либо не покупают, либо смотрят, либо нет.

- Я имел в виду открытость другого плана - различные точки зрения, абсолютно разных слоев населения, политиков и общественных деятелей. Ведь если вспомним ситуацию с заменой льгот, то “Первый канал” пиарил в репортажах только правительственную точку зрения...

- Не хотела бы обсуждать работу коллег, а выскажусь только по своему каналу REN-TV. Мы считаем, что золотое правило журналистики - в любом конфликте, в любой ситуации, где есть несколько точек зрения, максимально полно осветить их, и этому правилу я следую всю свою профессиональную жизнь, так как на телевидении работаю уже 14-й год. То же касается и моих коллег. Мне кажется, люди сами могут посмотреть, послушать, сделать выводы, ведь у нас же в стране живут умные люди - они сами все понимают.

- По традиции - ваши пожелания слушателям и читателям?

- Я бы хотела пожелать внутреннего спокойствия, потому что все мы живем в очень трудное, неспокойное время. Нас убеждают, что у нас стабильность, - на практике мы видим, что все совсем не так. Желаю спокойствия и любви - это никому не помешает!

Беседовал Сергей КОЧНЕВ,

Радио "Старый город"

(FM 103,2), Елабуга.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии