Время и Деньги
12.07.2004 Культура

Собирающая мгновения

Сегодня Казань чествует замечательную певицу Муниру Булатову, недавно отметившую девяностолетие.

Когда-то поэт с печалью писал о людях театра: "Как недлинен мост в будущее! Пройдет несколько лет, и память ослабеет, останутся только выцветшие программки и афишки, чудом сохранившиеся". Но еще - останется легенда.

Булатова родилась в Архангельске, но, очевидно, повинуясь зову крови, приехала в Казань. Занятия ее в то время были предельно далеки от искусства. Девушка поступила на работу на завод имени Вахитова, начала учебу в техническом училище. Сцена была где-то там, далеко, в другом мире.

Окончила училище и стала работать мастером сварочного цеха. Хрупкая, со смешливыми темными глазами, она любила петь и с удовольствием выступала в самодеятельности. Еще не обработанный, не отшлифованный голос, который позже будет очаровывать слушателей, и тогда уже завораживал низким тембром и силой. Ну, а из самодеятельности, как это часто случается, прямая дорога привела к пению как к профессии.

Все складывалось более чем удачно - музыкальное училище, Татарская оперная студия при Московской консерватории. В это время она стала солисткой своего первого и единственного на всю жизнь театра - казанского. Проработав более десяти лет, вдруг решила, что мастерства еще не хватает, и снова поступила учиться - в Московскую консерваторию, на вокальный факультет, окончив его экстерном. В этот период стажировалась в Большом театре и выступила в двух небольших, но сложных партиях Миловзора и Полины в "Пиковой даме". И хотя эти персонажи не делают погоду в спектакле, была благосклонно замечена московской критикой. Позже к этим двум партиям в "Пиковой даме" прибавилась еще одна, пожалуй, наитруднейшая - Графини.

Дебют же на сцене казанского театра случился громким - это была партия Бикэ в опере "Качкын" Жиганова. Вот что писал значительно позже о пении Муниры Булатовой композитор Рустем Яхин и что с полным правом можно отнести к ее дебюту: "Сразу запомнился тембр ее голоса - редкий, очень чистый, грудной. Тембр, охватывающий богатством инструментального звучания... И другое качества было заметно - хорошая профессиональная школа".

Эта хорошая школа, эта свобода и наслаждение от владения голосом помогали Булатовой создавать иногда диаметрально противоположные образы, использовать всю палитру актерских красок - от высокой трагедии до гротеска. Она была упорной труженицей, и, пожалуй, нет партии мирового и национального репертуара, исполняемой меццо-сопрано, чтобы ее не выучила Булатова. В один и тот же период она могла быть страдающей Любашей в "Царской невесте", с покорностью принимающей удары судьбы, и Мариной Мнишек в "Борисе Годунове" - гордой, самолюбивой, заставляющей служить себе всех и вся, даже неблагоприятные на первый взгляд обстоятельства. Ее Кончаковна была по-восточному "вещью в себе" - очень пластичная, с обволакивающими интонациями. А на другой вечер перед публикой представала Ольга Ларина - белокурое чудо, "улыбка, локоны льняные", легкомысленное дитя, так и не понявшее, что спровоцировало драму.

Но Кармен - пожалуй, лучшая ее партия из мировой оперной классики - стояла особняком. В ней, казалось, было собрано все - страстность Любаши, легкомыслие Ольги, самолюбие Мнишек, нега Кончаковны... Кармен - Булатова доминировала на сцене. И Хозе и Эскамильо были бледны и не так значительны рядом с ней. Она играла на грани фола, дразня, обманывая, нарочито раздражая. И любя. "Сама себе закон" - лучше про нее не скажешь. И не измена, а вот эта свобода раздражала бывшего возлюбленного, и за это он насаживал ее на нож: укротить такую Кармен было нельзя...

Другой, не менее значимый для творчества образ Мунира Булатова создала в опере Жиганова "Джалиль", где стала исполнительницей партии Хаят, которая писалась специально для нее. На долю Хаят выпадают тяжелые испытания, но хрупкая женщина оказывается стойкой и готовой выдержать любую жизненную неудачу. Кульминацией образа стала ария "Дороги", написанная на стихи Джалиля, исполняемая с необычайной теплотой и сердечностью.

Не менее ярким получился образ и в другой национальной опере - "Алтынчеч", где Булатовой была поручена партия матери девяти богатырей Тугзак, здесь певица сумела сочетать нежность, доброту и эпическую широту.

Мунира Булатова проработала в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джадиля почти полвека, одно время даже была его директором.

- Думаю, я - счастливый человек. Мне во многом повезло. Сами посудите: это ж счастье, что на протяжении всего моего пути встречались многие талантливые, замечательные люди, у которых я могла учиться и которые охотно раскрывались мне навстречу... Ну а самое главное - это счастье сцены, те самые дорогие мгновения, - говорит Мунира Закировна.

В сегодняшнем праздничном концерте поздравить народную артистку России и Татарстана, дважды кавалера ордена Трудового Красного Знамени Муниру Булатову с юбилеем придут коллеги и друзья. В концертной программе примут участие солист Московского театра "Новая опера" Владимир Девятов, солисты Московского академического музыкального театра имени К.Станиславсского и В.Немировича-Данченко Лариса Андреева, Михаил Векуа и Анастасия Бакатова. Ведь это такая честь - петь для легенды.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии