Время и Деньги
20.07.2004 Культура

Галерея к юбилею

Сегодня в Казани открывается персональная галерея Ильдара Зарипова. На днях один из самых известнейших казанских художников - Ильдар Зарипов отмечает юбилей, к которому он получил просто-таки королевский подарок - собственную галерею! Конечно, в городе есть галереи Константина Васильева и Баки Урманче, но по старой российской привычке там воздано уже ушедшим, ставшим классиками.

Отводить помещение под постоянно действующую экспозицию ныне творящим художникам до сих пор было приоритетом Москвы - в Первопрестольной у очень плодовитого Шилова аж две галереи, а недавно, в первые дни сентября, чести иметь свою постоянную выставочную площадь сподобился, пожалуй, самый достойный и в творческом, и в человеческом плане художник -Илья Глазунов.

Теперь и картины Ильдара Зарипова не будут скучать в запасниках, во всяком случае, сто из них уже очень вольготно разместились в новом помещении по улице Гвардейской,10, где ждут первых посетителей.

Галерея получилась просторной и стильной. Сам художник выстраивал экспозицию так, чтобы одно полотно "не забивало" другое, чтобы между ними был воздух. Здесь хорошо будет житься и пейзажам, и жанровым полотнам, и знаменитой зариповской "обнаженке". Автор озабочен подбором картин - часть полотен к новоселью "одеты" в рамы по собственным эскизам Зарипова, часть помещена в дорогое европейское обрамление, как того требуют последние модные тенденции на арт-рынке.

Мы смогли побеседовать с Ильдаром ЗАРИПОВЫМ за несколько дней до открытия галереи его работ в Казани, где наводили последний лоск.

Из досье "ВиД". Ильдар Зарипов родился в 1939 году в Казани, окончил художественное училище и Суриковский институт, где учился станковой живописи у знаменитого Мочальского, затем стажировался в Мастерской живописи при Академии художеств СССР. Полотна Ильдара Зарипова есть в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Третьяковской галерее и Русском музее.

Можно сказать, что Зарипов создал свой неповторимый стиль, как правило, орнаментальные мотивы, которые он искусно выписывает, варьируются у него по бокам от основного изображения, находясь при этом в стилевом единстве.

- Ильдар Касимович, галерея стала великолепным подарком к вашему юбилею, как возникала идея ее открытия?

- Это была идея Президента РТ Минтимера Шаймиева. Никогда не думал, что дадут помещение, да еще такое роскошное, под мои работы.

- Помещение у вас в собственности?

- Нет, здесь только мои картины. Я не знаю, на сколько лет мне его дали в аренду. На пятьдесят, кажется... Дали, и слава Богу. Но это не юбилейный подарок - я юбилей не отмечаю.

- А почему?

- Да вот, воспитание такое... Не было у нас в семье этого: вот день рождения, давайте праздновать... У татар на это иначе смотрят. В деревнях, например, никакие дни рождения никогда не отмечали. Может быть, сейчас только начали, мода пошла. Я даже не знал, когда у отца и матери дни рождения, недавно узнал, специально в архив ходил.

- Когда окончили Суриковское, не было соблазна остаться в Москве?

- Хотел остаться. Мода была такая, все в столицу стремились попасть. Но я заболел, и врачи посоветовали вернуться в Казань.

- Благодаря несколько декоративной манере письма ваши работы невозможно спутать. Эта манера вырабатывалась годами?

- Нет, сразу. Мне трудно ее объяснить, наверное, это просто моя душа. Что-то из глубины всплывает и дает такой результат. Был бы я другой, и манера была бы другая. Все, что вы видите на полотнах, - отголосок моей души. Я вообще всеядный - и портреты пишу, и пейзажи, и жанровые картины. Вот эта картина (показывает на полотно, где изображен уголок деревенского дома. - Т.М.) была на десятой Российской выставке и висела рядом с полотном Церетели во вводном зале, а он ведь такой вроде бы великий, так что это почетно. Хотя я даже на открытие не ездил, мне потом рассказали и показали фотографии экспозиции. А один художник мне говорит: "У тебя опять кровати висят. Как это так, Ильдар? Кровати! А у меня историческое полотно не повесили". А я ему отвечаю: "Так на кровати полжизни проходит".

- Я так понимаю, что вы любите выставляться?

- Люблю, работы ведь есть. Хотя все бывает, работу могут порвать, вовсе не привезти. Но показывать все равно надо, иначе зачем их писать.

- Как бы вы оценили нынешнюю художественную жизнь в Казани?

- Как не особенно активную.

- Почему так? Ведь еще десять лет назад и выставки громкие проводили, и арт-галереи как грибы после дождя росли.

- Жизнь трудна в материальном плане, художники озабочены только тем, как прожить, как деньги заработать. Краски дороги, холст дорог, рама дорогая, да тут еще и семья, так что, по большому счету, не до творчества.

- Вам нравятся те коллективные выставки к датам, которые проходят в Выставочном зале очень часто?

- Нет...

- А что вас не устраивает?

- Конечно, сами выставки надо устраивать. Меня смущает конъюнктурность. День Конституции - и пожалуйста: выставка. День независимости - то же самое. Хоп-хоп, собрали картины, развесили. Не надо так жить, искусство важнее, чем принципы конъюнктуры. Есть хорошая работа, видна тема, есть искусство - при чем тут дата? А если всего этого нет, так что же выставлять?

- Вы ходите в качестве зрителя на выставки?

- Хожу... Правда, на вернисажах не бываю, не люблю суету, там картины посмотреть невозможно. Я люблю смотреть картины в тишине, и всегда нахожу что-нибудь интересное. Даже у самодеятельных художников можно найти оригинальные идеи. И радостно становится, и я у таких авторов учусь. Я у всех учусь - у импрессионистов, у реалистов, я всеядный.

- У вас много "обнаженки"...

- Я не скрываю, что люблю писать женское тело, вообще люблю писать женские образы. Весь мир на женщинах держится, особенно у нас в России. Не было бы наших российских женщин, мужчины давно бы уже спились.

- Много ваших работ ушло за границу?

- Около ста. В основном, в девяностые годы, тогда движения было больше. У меня это все стихийно происходит, я не работаю с арт-менеджерами. Сейчас картины невыгодно вывозить, пошлины стали большие.

- У вас не было желания уехать за границу и там работать? Целков, например, уехал в Париж и живет там припеваючи.

- Конечно, там художнику жить хорошо, там культура другая, публика другая, другое ценится. А у нас? У нас двадцать процентов зрителей понимает живопись, а восемьдесят - нет. Они в этом не виноваты, смотрят как бараны на новые ворота, и все. Воспитания нет. Вот поэтому мои работы и стоят здесь, а может быть, через сто лет их оценят так, как надо.

- Кто сейчас больше всего покупает ваши картины?

- Покупатели разные, но большей частью элита, те, у кого есть понимание, вкус. А так... Толпе нужна береза, водичка. Ко мне приходит женщина, хочет купить картину и говорит: "Водичку мне надо". Сейчас, говорю, принесу вам водичку. Наливаю ей воды, а она заулыбалась и отвечает, что пить не хочет, это ей пейзаж с водой нужен. А у меня такого нет. Вот такие дела.

- Вы сыграли или действительно не поняли?

- Да нет, я такой. Я не понял, что ей нужен пейзаж с водой, с отражением, с березкой... Нет у меня таких. Такой вот уровень наших зрителей и покупателей, им не нужно искусство, им нужен вид. А есть искусство или нет, хотя оно и главное, таких покупателей не волнует.

- Откуда сюжет берете?

- Это все случайно происходит. Встаю утром и начинаю писать то, что в голову приходит. Иногда поговоришь с человеком - и портрет возникнет. Поехал, вид увидел красивый, деревню красивую, вот так они и возникают.

- А какие-то кумиры в области живописи у вас есть?

- Из русских художников люблю Пластова, Ткачева, Дейнеку. А из мировых классиков на первое место ставлю Рембрандта, потом уже у меня идет Веласкес, Ван Гог, Ренуар. Когда приезжаю в Санкт-Петербург, иду по всем залам Эрмитажа.

- Вы не преподаете в училище?

- Нет, хотя, если бы вернули здание художественного училища, где работал Фешин, и открыли бы там институт, я бы туда с удовольствием пошел преподавать. Вот в Саратове Аяцков отреставрировал артиллерийское училище и открыл в этом здании филиал Академии, вот молодец. А у нас есть прекрасное здание, но никто не спешит его художникам передавать. На хоккейную команду иначе денег не хватит, очевидно.

- Что бы вы себе пожелали в канун юбилея?

- Здоровья и работоспособности.



Фото: В. ТУНИКА
34
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии