Время и Деньги
13.08.2004 Культура

Идущий следом

В эти дни замечательному живописцу, одному из основоположников казанской художественной школы Павлу Бенькову исполняется 125 лет.

Беньков вошел в художественную жизнь Казани вслед за Фешиным. Будучи выпускником Казанской художественной школы и Санкт-Петербургской художественной академии, он сформировался под сильным влиянием Репина и Маковского, ставивших во главу угла реализм, хотя при этом у Бенькова были тенденции некоторого ухода от действительности. Его дипломная работа называлась “Покорность судьбе” и изображала сцену в костеле, где мать застыла у гроба дочери. В этом можно было найти мотивы популярных в то время - на дворе стоял 1909 год - Гамсуна и Метерлинка. Перелом в творчестве Бенькова наступил через пять лет, когда он поехал на Урал и окунулся в российскую реальность, столь далекую от идеала.

А чуть раньше Беньков путешествует по Европе - Италия, Франция, Испания, это укрепляет его любовь к пленэру.

В Казань Беньков возвращается в предреволюционные годы, и именно здесь по-настоящему начинает формироваться как художник. Большую роль в становлении его метода сыграло творчество передвижников. Вообще в это время именно реализм занимает главенствующее место в творчестве живописца. Его диапазон значительно расширяется, появляются острые социальные темы. На выставке 1921 года публика увидела как бы двух Беньковых - один был традиционным и представил живопись камерного характера - “В саду”, “На балконе” - так называются его работы. Второй предложил суду зрителей полотна остросоциальные - “В подвале”, “Безработный”. Беньков побеждал некоторую узость своего кругозора, его все больше и больше влек психологизм, но по-настоящему вписаться в окружающее его бурное время он не мог. Его стремление соответствовать революционному времени было некоторым насилием над личностью, казанский дворик или храм были для него интереснее, чем очередной митинг. Но в то жестокое время пробиться художнику “безыдейному” было практически невозможно.

Он писал легко и свободно. Его знаменитая картина “На террасе” (на снимке) полна солнечного света, дачную тишину здесь ничто не нарушает, можно только дофантазировать, как трещат кузнечики в траве, а фигура девушки, присевшей на перила, так нежна в утреннем солнечном свете.

В середине двадцатых Беньков обращается и к мотивам жизни татарского народа, создавая серию полотен, он не увлекается этнографией, его больше интересуют характеры. В это же время в творчестве Бенькова начинают доминировать портреты - он пишет точные и психологически глубокие портреты близких людей и создает полотна, на которых запечатлены известные общественные деятели. Возможно, второе не всегда делалось по зову сердца.

Отдушиной для Бенькова была преподавательская работа в Казанской художественной школе, где он трудился рядом с Фешиным и Щербаковым. В начале двадцатых молодое поколение художников уже пресытилось разного рода “измами” и повернулось в сторону старой доброй классики, и здесь знания и умения Павла Бенькова пригодились очень и очень.

В 1928 году Павел Беньков уезжает изучать Среднюю Азию и чуть позже избирает местом своего жительства Бухару, где создает ряд интересных полотен, в которых, если приглядеться, можно найти внутреннюю связь с полотнами казанского периода. А в истории Казанской художественной школы он остается до сих пор одним из самых выдающихся ее преподавателей, чьи традиции существуют до сих пор.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии