Время и Деньги
11.08.2004 Культура

Содержание без формы

На днях в главном здании КГУ состоялось открытие проекта, который я назвала “два в одном”: начала работать новая галерея “Восточное крыло”, а в ней - выставка живописи, декоративно-прикладного искусства и мелкой пластики “ANIMAL”, заявленная как международная.

Экстравагантность событию придало участие в нем питомцев Казанского зооботсада. Какое отношение они имеют к художественной выставке? По словам ее куратора Гульнары Ураз, мероприятие посвящается свободным животным, не эксплуатируемым человеком, - как увековеченным художниками, так и живым. В общем, звери и гады из зооботсада приобщились к искусству и как экспонаты, и как посетители выставки. И... можно сказать, вытянули слабый проект. Ведь посетителей художественной экспозиции по пальцам можно было пересчитать, а вокруг питомцев зооботсада собралась внушительная толпа. Еще бы! И дети, и взрослые выстаивали очередь, чтобы погладить пухленького вислоухого кролика Мистера Пончика или потрепать по загривку разноцветных морских свинок. Не меньший ажиотаж вызвал и огромный попугай породы ара: бордовый с зелено-синими крыльями. Дрессировщик периодически просила птицу: “Антоша, прокатись в автобусе”, и та начинала раскачиваться вправо-влево. А вот “подать голос” Антон отказался - видно, был не в духе, хотя в его репертуаре есть несколько довольно забавных фраз. А уж когда в выставочный зал вошла девушка, вокруг талии и ноги которой обвился могучий питон, толпа замерла от удивления! Но лишь немногие рискнули погладить блестящее тело змеи.

Художественная часть экспозиции такого восторга не вызвала. Начну с того, что международной ее можно назвать с большой натяжкой. Единственная заморская картина здесь принадлежит Карли Кастеллани из США. Возможно, я просто не поняла гениальности автора, но крохотный кусок фотографии, приклеенный на холст, размалеванный оранжевой краской, при всей моей любви к абстрактному искусству никаких эмоций не вызвал. А отечественную художницу Наталью Агапову, ныне живущую во Франции и представившую на выставку две работы, я бы презентовать как представителя зарубежного искусства не стала.

Впрочем, обо всем этом можно было бы забыть, если бы уровень живописной экспозиции дотягивал до уровня считанных работ в жанре мелкой пластики и декоративно-прикладного искусства - забавных статуэток, небольших витражей, аппликаций на коже и картин из эмали. Последние - печальный лев и птица в стиле примитивизма действительно заслуживают внимания, как и их создатель Любовь Гриценко. Во-первых, художников, занимающихся эмалью, в Татарстане раз-два и обчелся - уж очень сложная и трудоемкая эта техника, вспомнить хотя бы тот факт, что эмаль обжигается при температуре 1000 °С. Во-вторых, Л.Гриценко участвовала в настоящем международном конкурсе в Венгрии.

Интересной можно также назвать стрекозу из оранжевых и зеленых стекол Владимира Ткаченко. Автор использует для витражей новые материалы, благодаря которым работы становятся более изящными и легкими.

Впечатление портила самая массовая - живописная часть выставки. Большинство картин а-ля “наивное искусство” отличались небрежностью, где-то даже аляповатостью. Вытягивали эту часть экспозиции работы трех “проверенных” художников - Александра Бусыгина, Светланы Румак и Ирины Антоновой. Более того - я ушла, унося в душе забавных обезьянок и забравшуюся под стол длинноухую собаку с грустными - почти человеческими - глазами (“Завтрак на двоих”, “Старая лавка” Александра Бусыгина), свернувшегося калачиком “геральдического” льва (“Розовый, который спит” Светланы Румак) и вызывающую ностальгию по сказке птицу, запряженную в причудливую двухколесную телегу (“Курица не птица” Ирины Антоновой).

Напоследок хочу отдать должное создателям буклета выставки, собравшим в яркое “лоскутное одеяло” самые разные работы. Он действительно цепляет.
1
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии