Время и Деньги
17.08.2004 Культура

О жизни достойной

Достойное открытие юбилейного 70-го сезона в Театре драмы и комедии имени К.Тинчурина завершилось столь же удачным премьерным спектаклем "Без луны - звезда нам светит!" Туфана Миннуллина. Этим же спектаклем по праву доброй приметы счастливого начала открылся очередной сезон театра.

Пьеса, написанная тридцать лет назад, по мнению самого драматурга, имела мало успешных воплощений. Сложность этой драмы в том, что автор предложил очень необычный, но в то же время и интересный ход в ее построении - спор с придуманным им самим же персонажем.

Что сильнее - авторская фантазия, намеренно создающая невероятные бытийные коллизии в судьбе Мадины, главной героини спектакля, испытание на прочность, или же твердый характер и несгибаемая сила духа этой женщины?

Человек поет и улыбается, когда он счастлив, а в горе он должен плакать - решает драматург. И так на протяжении двадцати лет, установленных им для "эксперимента". Долго длится этот спор, в котором автор надеется, что испытания для Мадины - болезнь и смерть матери, любовь и измена мужа, корысть родственников, предательство подруги, гибель единственной дочери - смогут заставить ее лить слезы, пасть духом и смириться с судьбой.

Но заплакать Мадина смогла лишь только тогда, когда, пройдя через все мыслимые и немыслимые невзгоды, искусно выписанные для нее автором, она увидела его, этого творца, на коленях перед собой, в знак признания ее победы и преклонения перед ее мужеством, мудростью и добротой, которые помогли героине пройти сквозь все тернии и, несмотря на возникшую от пережитого слепоту, "увидеть" свет далеких звезд.

Как сыграть на сцене счастье, чтобы зритель с первой секунды смог поверить в то, что видит перед собой действительно счастливого человека? Разгадка этой тайны оказалась подвластна утонченной органике Джамили Асфандьяровой (Мадина), она излучает это счастье, светится им. Ее героиня точно знает, что счастье заложено в самом человеке, в его поступках, мыслях - это богатство мира ощущений внутри и вне тебя. Для Мадины понятие счастья - это способность человека реально оценивать свои возможности и не искать причину собственных неудач в ком-то.

Эти двадцать лет, "прожитых" Асфандьяровой на сцене, к концу спектакля меняют до неузнаваемости внешность и пластику ее героини, но не меняют ее жизненную позицию, кто бы и при каких обстоятельствах ни вторгался в ее судьбу: некогда любимый, ставший нерадивым, искусно "преобразившийся" в алкоголика и оставшийся в прошлом муж (Ш.Фархутдинов); "добрая" весталка Ания (З.Хакимзянова); погрязший в корысти родной брат Исхак (З.Харисов) и даже "его величество" Автор (Н.Шайхутдинов).

Так и строит свой спектакль Загидуллин - Автор везде и всегда. Его присутствие во всех сценах постоянно, независимо от того, где он располагается: в глубине сцены, сидя за пишущей машинкой и наполняя тишину пауз своих героев мерным стуком клавиатуры, словно ход часов, отбивающих время, или невидимой линией предначертанной судьбы скользит средь своих фантазий по сценической площадке, зорко наблюдая за ходом событий.

Помогает ему в этом придуманное художником спектакля Р.Моровым оформление - черный, сужающийся в глубину сцены "кабинет" с постоянно движущимися вверх-вниз печатными листами-полотнами текстов диалога автора с героиней, которые разбивают линию жизни Мадины на этапы испытаний.

Но всегда противостоит автору и выходит победительницей хрупкая женщина, с незаурядной силой воли, мужеством и оптимистическим отношением к жизни. Несмотря на все уготованные ей несчастья, Мадина точно знает, в чем смысл ее существования на земле - жить достойно.

Вторят этой смысловой убедительности и ключевые мизансцены спектакля, связанные с трагическими фрагментами пьесы. Они лишены даже намеков на бытовой изобразительный ряд, освобождая актеров от нарочитого разыгрывания безутешного горя и стенаний. Эти мизансцены создаются на уровне ирреально-пространственного построения жеста и хореографической зарисовки, где актеров может спасти только их подлинная, эмоциональная внутренняя наполненность, что и происходит в спектакле.

Надо заметить, что при всей своей драматичности спектакль имеет какое-то удивительно светлое и доброе настроение. Эту атмосферу наряду с актерами, режиссером и художником, создает завораживающая, пронзительная музыка Ч.Абызова, которая неназойливо обволакивает трагические страницы повествования обнадеживающей интонацией того, что жизнь сама по себе все же прекрасна, только надо уметь ее прожить.
2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии