Время и Деньги
17.07.2009 Финансы

Война за налоги

Тенденциозность последних лет в сфере налогообложения очевидна каждому налогоплательщику. Процесс над известной нефтяной компанией показал, что государство использует налоговое право не просто как фискальный инструмент, но и как возможность вторгаться и влиять на любую организацию независимо от того, кто является ее собственником. При этом становится уже неважно, нарушается ли само законодательство о налогах и сборах: достаточно уличить организацию в недобросовестности.

Что такое недобросовестность? На этот вопрос ищут ответ лучшие умы налоговедов. По сути, это универсальная формула, по которой каждый, кто обвинен в недобросовестности, лишается всех законно установленных преимуществ, которыми пользуются "добросовестные налогоплательщики". Например, недобросовестный налогоплательщик не может пользоваться льготами по налогу на имущество, не может получить вычет по НДС.

Что является основанием признания организации недобросовестной? Это еще более сложный вопрос, на который ответы дает только практика. Фактически любое мало-мальское нарушение норм Налогового кодекса может быть положено фискальными органами в основу признания налогоплательщика недобросовестным. Налоговые инспектора сейчас все чаще "выходят на объект" с целью выискать в действиях организаций пресловутую недобросовестность. С многих трибун звучат слова о том, что налоги в последнее время "выдавливаются".

Государственная политика подкрепляется и жесткими реформами, причем не только собственно налогового законодательства. Существенно усилены нормы Уголовного кодекса о налоговых преступлениях. Мало того, что он был дополнен двумя новыми преступлениями, так еще и старые нормы ужесточили. Если раньше в случае возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налога обвиняемый мог уплатить налог и освободиться от уголовной ответственности, то теперь такая возможность в уголовном законе отсутствует.

Кроме того, если в ходе налоговой проверки фискалы установят, что предприятие за последние три года недоплатило в бюджет более полутора миллионов рублей налогов, в данном случае руководителя и главного бухгалтера могут ожидать более "далеко идущие перспективы", нежели просто доначисление налога, пеней и взыскание санкций. Такими случаями занимаются уже следственные органы. А что такое полтора миллиона для крупного предприятия с годовым оборотом в миллиарды рублей? При нашем "идеальном" налоговом законодательстве, которое уж точно больше на дышло похоже, найти недоимку - дело техники. Ну, а если вопрос особо политический (к примеру, руководитель "засиделся" в кресле, а уходить не хочет), можно и просто "ошибиться" с парой нолей, и, пожалуйста, основание для возбуждения уголовного дела готово, а с ним допросы, арест счетов, выемка документов. В общем, остановить работу предприятия - задача не самая трудная.

Вот и получается, что налоговая служба - это уже больше чем государственный орган, уполномоченный в области контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. На сегодняшний день - это особый государственный механизм, позволяющий выполнять гораздо более широкие задачи, нежели просто сбор налогов.

Что касается новых налоговых преступлений, то здесь особо следует отметить такое преступление, как сокрытие имущества, за счет которого должны быть взысканы налоги. При этом никому не ясно, что считать сокрытием имущества? По неофициальным данным, за прошедший год было возбуждено около 1200 дел по данной статье. И в это число нередко попадают такие случаи, когда предприятие-недоимщик, к примеру, рассчитывается с поставщиками сырья готовой продукцией. И "органам" откровенно безразлично, что это лишь способ удержаться на плаву, способ сохранить рабочие места. Фискалам важно лишь то, чтобы налоги были уплачены, а взамен они гарантируют спокойный сон, и им опять же неважно, что предприятие может заснуть навсегда.

Выходит, что ведется самая настоящая война за налоги, в которую вовлечена, без преувеличения, вся страна. Оговоримся, что мы не защищаем тех из налогоплательщиков, кто действительно пытается сокрыть от государства какие-либо доходы, уклониться от уплаты налогов, увести свой бизнес в тень. В отношении них и должно осуществляться уголовное преследование (хотя, как показывает аналитика, "теневики"-то как раз редко попадают под нормы Уголовного кодекса). Но что делать предпринимателям, которые хотят открыто и спокойно работать, развивать свой бизнес, уплачивать в установленном законом порядке налоги и при этом быть уверенными в завтрашнем дне, уверенными в том, что не появится у них после очередной проверки невесть откуда взявшихся недоимок по налогам?

"Хочешь мира, готовься к войне" - воистину мудрое изречение. И если в последнее время налогообложение все более напоминает войну, то к ней надо готовиться, причем делать это тщательно.

Укрепление налоговой обороны. На рынке консультационных услуг в последние годы появилась такая, как налоговый аудит. Можно сказать, что налоговый аудит представляет собой разновидность аудита, однако целью его является выявление на проверяемом предприятии фактов переплат налога. "Налоговая подушка безопасности" - такой термин зачастую применяют независимые профессионалы в сфере налогов. Налоговый аудит, как правило, проводится по особой методике, которая разрабатывается, в частности, на основе арбитражной практики по налоговым спорам. Поэтому нельзя сравнивать собственно аудит финансово-хозяйственной деятельности и налоговый аудит. Это близкие и в то же время принципиально разные вещи.

Как показывает практика, итоги налогового аудита таковы, что в 100 процентах случаев предприятие имеет крупные переплаты тех или иных налогов. При этом надо выработать правильное отношение к обнаруженным переплатам: их наличие отнюдь не ошибка или недосмотр бухгалтера предприятия. Ведь зачастую бухгалтер пользуется в своей работе различными разъяснениями, рекомендациями, письмами налоговой службы, добросовестно исполняя все те предписания, которые в них содержатся. Однако нередко такие нормативные акты необоснованно устанавливают повышенные обязанности для налогоплательщика, фактически искажают изначально заложенный смысл налогового законодательства. Применение таких актов на практике становится предметом рассмотрения в арбитражных судах. Тенденции арбитражной практики очень трудно отслеживать даже высокопрофессиональным специалистам в области бухгалтерского учета. В настоящее время налогоплательщики все чаще пытаются отстаивать свои права в области налогообложения в суде. Естественно, что по результатам таких споров выносятся различные судебные акты, причем всеми судебными инстанциями от судов первой инстанции до Высшего Арбитражного Суда и Конституционного Суда. Анализом и обобщением судебной практики по налоговым спорам специально занимаются налоговые юристы, и целью такой работы является поиск тех случаев, в которых суд становится на сторону налогоплательщика и указывает налоговому органу на незаконность тех или иных его действий, того или иного акта, изданного этим органом.

Естественно, в ходе налогового аудита учитывается специфика работы предприятия и оценивается возможность применения к ситуации предприятия того или иного случая из сложившейся судебной практики. Часто бывает и так, что руководитель бухгалтерской службы осведомлен о результатах рассмотрения дел по ситуациям, аналогичным на предприятии, в котором он работает, однако руководствуется осторожным подходом, основанным на нежелании вступать в конфликт с налоговыми органами, которое подкрепляется иногда и отсутствием квалифицированных налоговых юристов в правовой службе предприятия. Поэтому очевидна всевозрастающая роль специализированных организаций, оказывающих юридические услуги в области налогового права.

Стратегия и тактика. Выявив переплаты того или иного налога, предприятие получает возможность предъявить эти переплаты сразу же либо держать этот "козырь" в рукаве, чтобы в случае предъявления налоговым органом претензий перекрыть их. Стратегия зависит от многих индивидуальных факторов, которые выясняются совместно с бухгалтерской службой предприятия.

В любом случае реализацию выявленных переплат стоит предоставить квалифицированным налоговым юристам. Как показывает практика, налоговый орган крайне редко соглашается с наличием у компании каких-либо переплат. Практически во всех случаях между налогоплательщиком и налоговым органом возникает спор по поводу правомерности заявленных переплат. Единственным инструментом разрешения такого спора является обращение в арбитражный суд.

Надо понимать, что участие налогового юриста не просто желательно, но крайне необходимо на всех стадиях возврата сумм излишне уплаченного налога: от подготовки заявления о возврате или зачете налога до вынесения окончательного решения по делу судом. Подчеркиваем - налогового юриста, а не специалиста (пусть даже высококлассного) в какой-либо другой области. Те, кто занимается всерьез налогами, знают, что для того, чтобы изучить нормы Налогового кодекса, требуется не один месяц упорного труда. Если говорить о профессиональном подходе к данной отрасли права, то на это уходят годы непрерывной практики. Глубокие знания налогового законодательства, широкая арбитражная практика по различным проблемам в сфере налогообложения, постоянная актуализация имеющихся знаний о налогах - вот те основные качества, которые отличают профессионального налогового юриста.
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии