Владимир БУСЫГИН: "У нас очень большой потенциал"
05.02.2008 Бизнес

Владимир БУСЫГИН: "У нас очень большой потенциал"

Генеральный директор ОАО “Нижнекамскнефтехим” Владимир БУСЫГИН возглавил это предприятие шесть лет назад, и сегодня вряд ли у кого повернется язык сказать, что он не справляется.

Но многие старожилы Нижнекамска помнят, как скептически был настроен коллектив к чужаку на первых порах, сколько было иронии по поводу того, что Бусыгин, ранее возглавлявший патриархальный Менделеевский химический завод, вдруг встал во главе нефтехимического гиганта мирового значения. Бусыгин шел в народ, знакомился с производством, с людьми, а за спиной шептались: “Дешевую популярность зарабатывает”, за любым шагом наблюдали тысячи глаз. Не каждому под силу такой жизненный экзамен. И тем не менее Бусыгин не только прижился в многотысячном коллективе, но и добился вместе с командой единомышленников, чтобы нефтехимический гигант вышел на принципиально новый уровень развития. Очередное доказательство тому - обнародованный в конце прошлой недели Указ Президента РФ о присвоении В.М.Бусыгину почетного звания “Заслуженный химик Российской Федерации”.

Поздравляя Владимира Михайловича с этим событием, я все же не смогла удержаться и задала вопрос о том, что он почувствовал, когда произошел “скачок” в карьере и довелось возглавить “Нефтехим”.

- Скорее всего, большую ответственность, - ответил мой собеседник. - В середине 90-х годов резко сократился объем выпускаемой акционерным обществом продукции, зачастую она просто не находила спроса из-за неплатежеспособности потребителей. Нефтехимики месяцами не получали заработную плату, и казалось, что “Нефтехим” постигнет печальная участь многих других предприятий России - крах.

Перед назначением на эту должность меня принял Минтимер Шарипович Шаймиев, который откровенно рассказал о сложившейся ситуации и пообещал оказывать всяческое содействие при выводе акционерного общества из кризиса. Огромную роль сыграло и то, что в качестве дополнительной “кадровой” поддержки на должность председателя совета директоров ОАО был приглашен советник Президента РТ, бывший генеральный директор нефтехимического комбината Николай Васильевич Лемаев, возглавлявший предприятие без малого три десятка лет и пользовавшийся огромным и непререкаемым авторитетом. Было ясно, что работать придется много и упорно, поэтому требовался необходимый настрой и понимание со стороны коллектива...

- Уточню для наших читателей, что вы вступили в должность в 1999 году, когда экономика страны еще не отошла после дефолта. Был соблазн, воспользовавшись правом “новой метлы”, поджать издержки, сократить штаты?

- Я понимал, что в коллективе были такие опасения, и очень серьезные. Поэтому и начал с того, что пошел в цеха, в подразделения. Во всех коллективах говорил по сути одно: увольнять никого не будем, со временем работа найдется для всех, но надо потерпеть, затянуть пояса на тот период, пока мы вместе будем выводить комбинат из тяжелого положения.

Речь шла не только о терпении, но и о том, что придется работать с полной отдачей сил - как на производстве, так и в отношениях с партнерами. И я благодарен нефтехимикам, что они смогли понять меня и поддержать - уже через несколько месяцев наша совместная деятельность стала приносить плоды. Были проданы неликвидные запасы готовой продукции, получены необходимые для нормальной жизнедеятельности любого предприятия оборотные средства. Работа, проведенная с отечественными и зарубежными банками, позволила получить денежные кредиты на выгодных для акционерного общества условиях. Комбинат стал рассчитываться с бюджетными долгами, законсервированные производства возрождались, возобновляя выпуск продукции. Таким образом, 1999 год стал в хорошем смысле, переломным для “Нижнекамскнефтехима”.

- Владимир Михайлович, взаимоотношения трех субъектов - “ТАИФ”, “Татнефть”, “НКНХ” - не совсем понятны и вызывают интерес. Насколько “Нефтехим” зависит от первых двух компаний?

- Честно говоря, мне непонятен этот акцент о зависимости. Почему многие журналисты любят усугублять ситуации, в которых нет даже намека на какие-то противоречия...

Если говорить о “Татнефти”, то это давний партнер нашего акционерного общества, с которым мы сотрудничаем в рамках внутриреспубликанской программы кооперации. Наши совместные проекты - заводы по производству синтетических масел и вспененного полистирола.

Что касается группы компаний “ТАИФ”, то в конце 90-х годов они, загрузив установку ЭЛОУ-АВТ-7, позволили “Нефтехиму” выйти на уровень производства этилена до 360 тыс. тонн в год. Передав группе “ТАИФ” свою установку каталитического крекинга (на ее основе будет создано производство автомобильных бензинов разных марок), мы избавились от необходимости искать на стороне 150 тыс. тонн сжиженных газов, поскольку в процессе переработки вакуумного газойля на каткрекинге будут образовываться пропан-пропиленовая и бутадиеновая фракции, необходимые нам в производстве каучуков и пропилена. Сейчас уже существует договоренность между нами и группой “ТАИФ” о совместном строительстве производства по переработке газового конденсата мощностью 1 млн тонн в год. Извлекая из него 480 тыс. тонн прямогонного бензина, наше акционерное общество сможет полностью обеспечить сырьем производство этилена с учетом наращения его мощности до 600 тыс. тонн в год.

Находится в стадии реализации и другой совместный проект с “ТАИФ”, связанный с реконструкцией Нижнекамской ТЭЦ-1. Думаю, что в дальнейшем цепочка наших партнерских отношений может быть продолжена.

- И еще вопрос о партнерах. Некоторое время назад интерес СМИ вызвало сообщение, что “Нижнекамскнефтехим” отказался от сотрудничества со всемирно известной фирмой “Байер”, найдя решение одной из своих задач у ярославских ученых...

- Я бы не стал говорить, что мы в принципе отказались от сотрудничества с “Байер”. Речь идет о конкретной технологии производства галобутилкаучуков (ГБК). Эта фирма выступила с предложением о сотрудничестве с “НКНХ” в данной области еще в 1999 году, правда, с одним “небольшим” условием: она поможет освоить производство ГБК, но только через семь лет, якобы необходимые для детального изучения “Нефтехима” и его возможностей. При этом оговаривалась и своеобразная “плата” за столь важную услугу, которой должна была стать совместная с германской фирмой реализация бутилкаучука с маркой “НКНВ”. Позиции у наших западных контрагентов были сильные, ведь ГБК во всем мире выпускали только две фирмы - “Байер” (Германия) и “Экссон” (США). Никто и подумать не мог, что мы сможем выполнить эту программу без их помощи. А мы получили помощь, обратившись к ученым из НИИ “Ярсинтез”, у которых и закупили лицензию на данную технологию. Но, кстати, все стадии процесса производства ГБК дорабатывались в научно-технологическом центре “Нефтехима”. В итоге в апреле 2004 года мы запустили в эксплуатацию первое в России промышленное производство галобутилкаучуков.

Сейчас наш ГБК уже аттестован многими известными мировыми фирмами, с которыми мы заключили контракты на поставку этого вида продукции. В частности, наиболее продвинутым из всех выпускаемых нами марок ГБК оказался бромбутилкаучук (ББК марки 232), который очень высоко оценили специалисты фирмы “Мишлен”. Он был акцептован и сертифицирован ими. Сегодня они являются нашими основными потребителями по этому виду каучука. Замечу, что за рубежом существует тенденция перехода на ББК в тех позициях, где раньше применялся хлорбутилкаучук, потому что качество первого намного выше, хотя работать с ним труднее. Проектная мощность основного производства пока составляет 30 тыс. тонн в год, но выпускаемая продукция уже сейчас уходит буквально “с колес”.

- Получается, что, уповая на западные технологии, мы порой не видим собственных богатств?

- Бывает. Хотя у нас действительно очень большой потенциал - как среди научных сотрудников, так и среди специалистов акционерного общества. Подтверждением тому могут служить и другие технологии, которые были разработаны и внедрены на “Нефтехиме”, и перспективный план развития производств ОАО, который невозможно заложить, не зная и не оценивая объективно свои возможности.

- Как вы понимаете социальную ответственность бизнеса и в чем она проявляется на вашем предприятии?

- Защита важнейших жизненных интересов каждого члена двадцатитысячного коллектива нефтехимиков, забота об их здоровье, организация полноценного отдыха, профилактика профессиональных и иных заболеваний - это и есть социальная ответственность бизнеса.

Строится данная политика в акционерном обществе не на пустых обещаниях, а на крепкой материальной базе и закреплена в коллективном договоре. В соответствии с ним, в частности, нефтехимикам и ветеранам предприятия гарантировано оказание современной медицинской помощи в городской многопрофильной больнице.

Большое внимание в акционерном обществе уделяется обеспечению работников предприятия благоустроенными квартирами. В прошлом году на строительство жилья направлен 191 млн рублей, что превысило плановый уровень в 1,3 раза. Это обеспечило ввод 20 тыс. кв. метров жилья и позволило сделать задел на 2005 год.

На особом счету в ОАО “Нижнекамскнефтехим” ветераны и пенсионеры предприятия, которые в зависимости от стажа получают ежемесячные доплаты к пенсии (от 148 до 445 рублей), материальную помощь к юбилейным датам, к Дню пожилых людей и Международному дню людей с ограниченными возможностями.

За счет акционерного общества содержатся и оснащаются современным оборудованием санаторий-профилакторий “Корабельная Роща” на 250 мест, поликлиника в промышленной зоне, три детских оздоровительных лагеря, базы отдыха “Дубравушка” и “Корабельная Роща”.

- Как градообразующее предприятие оказывает масштабную помощь в реализации социальных программ Нижнекамска?

- Только в прошлом году общая сумма затрат на строительство городского водозабора составила 225 млн рублей. Предприятие вносит большой вклад в ремонт и оборудование горбольницы, строительство акушерского корпуса, детского сада, ремонт детской больницы и комплектацию ее мебелью. В качестве благотворительной помощи на нужды церквей и мечети в прошлом году выделено 12,7 млн рублей.

- Что вы превыше всего цените в партнерах по бизнесу?

- Порядочность, честность и ум.

- А в жизни?

- Движение. Я и сам веду активный образ жизни, по-другому при моей загруженности и нельзя, не получится. Хотя... И спокойные минуты уединения люблю и ценю особо - потому, наверное, что мало их выпадает. А когда случаются, люблю, например, почитать историческую литературу. Так что можно сказать - историю ценю. Многому она учит.
13
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии