Штаб-квартира "Татнефти" в Альметьевске
11.11.2018 Бизнес

На чём и почему решила сэкономить «Татнефть»

ПАО «Татнефть» взяла курс на долгосрочную реструктуризацию и избавление от непрофильных активов. На первом этапе преобразований – нефтедобывающий сектор. По мнению экспертов, глобальная цель – оптимизация расходов и улучшение отчетности, пишет РБК.

«В «Татнефти» в настоящее время проходят процессы реструктуризации. И мы здесь далеко не пионеры, многие зарубежные и отечественные предприятия прибегали к структурным преобразованиям. Реструктуризация не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве, это одна из сложнейших управленческих задач, рассчитанная на долгосрочную перспективу», – сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос РБК-Татарстан.

В компании заявили, что преобразования назрели под влиянием геополитических вызовов, развития мирового рынка и, в конечном счете, «обеспечат управляемость и прозрачность компании».

Реструктуризация в «Татнефти» будет проходить в несколько этапов и коснется всех бизнес-направлений. Пионером процесса стал нефтедобывающий сектор. Здесь планируется сформировать «единую типовую модель нефтегазодобывающих предприятий, тиражировать лучшие наработанные практики по всей вертикали добывающего блока, выстраивать системы управления активами на принципах стандартизации процессов, создать единые центры ответственности и компетенций по производственному и финансово-экономическому сопровождению активов».

Ранее начальник управления по работе с персоналом ПАО «Татнефть» Андрей Глазков сообщил СМИ, что процесс структурных преобразований затронет 15 тыс. человек. «Стандартизация линейки должностей и функций» вполне может привести к сокращению рабочих мест. Но в компании обещают никого не увольнять.

«При всех проводимых изменениях мы не планируем сокращать ни одного человека, всем сотрудникам предлагаются рабочие места. Более того, по некоторым направлениям планируется набор дополнительного персонала. В целом, текучесть кадров в «Татнефти» составляет 3,7 %, и кадры восполняются только за счет естественной убыли работников», – заявили в пресс-службе компании.

Между тем, анонимные казанские Telegram-каналы сообщали, что при переподписании трудовых договоров некоторым сотрудникам, чтобы не оказаться за воротами предприятия, пришлось соглашаться на понижение в должности и зарплате на 17-25%. «Работники получили новые наименования должностей, но при этом все теряли текущий «разряд специалиста», который многие из них нарабатывали в течение своей трудовой деятельности за 15-30 лет. 300 человек, не согласившись на такой вариант, уволились», – сообщил один из каналов. Несколько других каналов, тоже анонимных, эту информацию опровергли.

В «Татнефти» РБК-Татарстан заверили, что структурные изменения не отразились на уровне заработной платы представителей основных производственных профессий. Но ничего не сказали о зарплатах служащих. Косвенно информацию подтверждает такой пассаж от пресс-службы: «В настоящее время совершенствуется система мотивации материального и нематериального стимулирования, которая позволит работникам в соответствии с их достижениями и опытом претендовать на более высокую оплату труда».

Продают квартиры и офисы

«Татнефть», по данным все тех же каналов в Telegram, избавляется от непрофильных активов. Как сообщал один из них, недавно дочерние компании и структурные подразделения флагмана татарстанской нефтедобычи получили письмо с предложением приобрести 37 квартир в Казани в элитном ЖК «Татарстан», построенном на месте бывшей гостиницы «Номера Булгар», в которой жил поэт Габдулла Тукай (ул.Татарстан, 14/59). Жилье, находящееся в собственности ООО «Татнефть-Актив», рекомендуется выкупить у материнской компании и перепродать своим сотрудникам, заключив договор рассрочки на 10 лет. Квартиры площадью от 60,4 до 132 кв.м предлагают по цене от 6,4 до 11,8 млн рублей (скан письма выложен в мессенджере).

По сведениям другого канала, готовятся к переезду сотрудники структурных подразделений компании, занимающие здания на улицах Пушкина и Чернышевского. Их планируют уплотнить, разместив в тех же бывших «Номерах Булгар», а недвижимость в центре продать или сдать в аренду.

На момент публикации из пресс-службы «Татнефти» не поступил ответ на запрос РБК-Татарстан, соответствует ли действительности эта информация.

В плохих условиях – хорошая отчетность

Эксперты связывают происходящие пертурбации с принципиальными изменениями в российской налоговой системе и общим ухудшением делового климата. Конечная цель – оптимизация расходов и улучшение показателей отчетности.

«Налоговая система в России меняется в худшую сторону, в том числе и для всех наших крупных компаний: отмена экспортных пошлин на нефть, увеличение акцизов, налог на добычу полезных ископаемых. Я думаю, что это должно существенно менять стратегию любой компании. В мире с учетом перехода к добыче сланцевой нефти и других факторов, компании должны определиться, как они видят будущее. От этого будет зависеть стратегия их развития: вложения в науку, НИОКР, структуру и так далее. Соответственно, и рабочая сила тоже должна меняться. В пересмотре стратегии и своих трудовых ресурсов – нет ничего неожиданного», – считает главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН, экс-депутат Госдумы РФ, доктор экономических наук Иван Грачев.

Замди⁠ректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова отмечает, что проходящая в группе «Татнефть» реструктуризация далеко не первая. Ранее головная структура тоже выводила с баланса непрофильные активы. Эксперт считает, что изменения связаны, в основном, с банковским бизнесом компании – «Зенитом» и «Девон-кредитом».

«Данная реструктуризация затронет, по всей видимости, в основном, банковский бизнес, но группа не планирует его продавать, а вместо этого займется повышением его эффективности. Это очень важно в условиях перехода на новую систему лицензирования банков с 2019 года, а также в связи с повышением ЦБ РФ ряда нормативов для банков. Другой вопрос – зачем «Татнефти» вообще банковский бизнес. Его можно было бы полностью продать, но, по всей видимости, поскольку требования регулятора ужесточились, для небольших банков сейчас будет непросто найти покупателя. Пока банковский бизнес останется, а реструктуризация задумана, видимо, для оптимизации расходов и улучшения показателей консолидированной отчетности», – предположила аналитик.

Алла Королева.

 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии