Сенатор Рауф Арашуков

Арест сенатора Арашукова, как воплощённая позиция Кремля по «газовому» конфликту

Фото
xabez.ru

Организовав помпезный арест члена Совета Федерации от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова, московский Кремль дал ответ главе Чечни Рамзану Кадырову и главе «Газпрома» Алексею Миллеру на вопрос, как быть с 9 миллиардами рублей списанной чеченским судом задолженности перед «национальным достоянием» за газ: спишем, но возместим.

Именно в этом зерно случившегося в стенах верхней палаты российского парламента, оставьте уже обезьяньи визги по поводу того, что сенатор не знает русского языка и по поводу деталей биографии Арашукова, это всё мелочи.

Напомню, что через день после того, как грозненский суд принял решение о списании 9 млрд просроченных долгов населения (и, кстати, «хозяйствующих субъектов» Чечни) за газ пресс-секретарь президента РФ Песков сообщил, что у Кремля пока нет позиции по этому спорному вопросу. Ну, вот, - сформулировали наконец: неизбежный арест активов клана Арашуковых и, не сомневайтесь, ещё ряда семей – в прямом и переносном смысле – с лихвой покроет «Газпрому» потерю 9 млрд. и успокоит всех поспешивших с подачи властей ряда регионов (или по собственной инициативе выступить с предложениями списать долги и им тоже. «Папочки» есть на всех, не заставляйте стряхивать с них пыль.

Где Карачаево-Черкесия и где Чечня, могут спросить меня, причём здесь вообще долги за газ? Да при том, что отца нашего сенатора -  Рауля Арашукова,  тоже арестованного по подозрению в хищении газа у «Газпрома» на 30 млрд рублей, не случайно называют «газовым королём Северного Кавказа» - не Карачаево-Черкесии, заметьте, хотя он и возглавлял региональное карачаево-черкесское подразделение «Межрегионгаза», а всего Северного Кавказа.  Причудливо вьются тропки в тамошних горах и предгорьях.  И не только там: пошли утечки, что по условному «делу Арашуковых» следователи работают в Астрахани и Пензе, Санкт-Петербурге и Ставрополе… Так, глядишь, может дойти и до кадровых перестановок в верхах самого «Газпрома».

Значит ли это, что – как выразился в Твиттере один ЛОМ – наконец-то решили резать не отдельные грибы, а снять всю грибницу? Не уверен, - с той же долей вероятности это может значить, что Владимир Владимирович сильно разгневались и приказали примерно наказать, чтобы и любимцы Самого почувствовали, как земля может гореть под ногами.

А что до смакуемых деталей биографии «самого молодого сенатора»… Ну да, в 18 лет стал депутатом городской думы Ставрополя, как самовыдвиженец, причём со средним образованием, в 21 год - министром труда и социального развития родной Карачаево-Черкесии, потом – работа на руководящих должностях в «Межрегионгазе», в правительстве КЧР, походя - различные депутатства… что удивляет? Мальчика готовили, делали из него мужчину, благо денег у папы никто не клевал. Он один что ли такой, Арашуков, в палатах наших каменных? И, кстати сказать, тот факт, что он затребовал на допросе переводчика, сославшись на недостаточное знание русского, говорит всего лишь о том, что – как выразился в одном из телесюжетов сам Рауф Арашуков – то, что он плохо говорит по-русски, не значит, что он плохо думает. А то обстоятельство, что сейчас сенатору инкриминируют участие в преступной группировке, убийство и нанесение тяжкого вреда здоровью (по преступлениям, совершённым ещё в 2012 году), а также хищения газа, а заодно - призывы к свержению власти в Карачаево-Черкессии – показывает, что наши славные компетентные органы тоже неплохо думают и ведут учёт – про запас, как говорится. Просто до сих пор команды «пуск» не было, а теперь последовала. 

И, чтобы не растекаться мыслью по древу, спрошу: вот это вот всё добавляет каких-то новых красок в картину состояния отечественного правосудия и правоприменения, в картину формирования органов представительной власти? По-моему, нет. Всё идёт как заведено. Исстари.

Юрий Алаев.

UPD

Как Арашуковы поссорились с Миллером

Свою версию подоплёки ареста отца и сына Арашуковых изложила на портале Carnegie.ru известный журналист и правозащитница Ольга Романова. Опуская первую часть её текста, в которой живописуются известные уже детали «жизни и творчества» талантливой семьи, приведём главку о том, каким образом аресту Арашуковых могло способствовать давнее соперничество между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и главой «Роснести» Игорем Сечиным. Взгляд девичий, конечно, но любопытный. 

18 января этого года в спа-отеле «Адиюх пэлас» (принадлежит семье Арашуковых) пышно праздновался день рождения Арашукова-старшего, ему исполнилось 59 лет. До последнего было непонятно, появится ли на торжестве именинник – человек опытный и бывалый, он прекрасно понимал, что его могут арестовать, уголовные дела уже были открыты, было арестовано несколько близких ему людей.

Сам он уже редко появлялся в Карачаево-Черкесии. Но в тот раз появился. Пишут, что многочисленным гостям было объявлено, что все проблемы решены, достигнуты благоприятные для Арашуковых договоренности с топ-менеджером «Газпрома» Кириллом Селезневым и главой «Газпрома» Алексеем Миллером.

Это было большой ошибкой. Со всей очевидностью, Москве давно не нравилось, как неаккуратно клан Арашуковых влияет на обстановку в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, демонстрируя свои возможности. То, что позволено Кадырову, не может быть позволено всем.

А раз Арашуковы – газовые короли, то и разбираться со всем этим надо Алексею Миллеру. Его пассивность в этом вопросе уже вызвала реакцию: в конце 2018 года появились публикации, что Арашуковы крупно заносят Кириллу Селезневу, а через него – Алексею Миллеру. Кому это может понравиться?

Это во-первых. А во-вторых, кто-то должен быть виноват в истории с катастрофическим разрастанием газовых долгов республик Северного Кавказа. Компания «Газпром межрегионгаз Пятигорск», поставлявшая газ в пять республик СКФО (кроме Чечни), несла убытки на десятки миллиардов рублей. Проведенная в 2017 году замена ее на отдельные структуры «Газпром межрегионгаза» в каждой республике ни к чему не привела, долги только выросли.

Рамзан Абдулатипов, бывший глава Дагестана, утверждал, что собранные за газ деньги из Дагестана «вывозятся мешками», но после ареста вице-премьера правительства республики Магомедгусена Насрутдинова, который слишком дотошно интересовался формированием газовых долгов, эту тему больше не поднимал.

Проблему с северокавказскими долгами за газ нужно было как-то решить, однако надо найти и виновника происходящего. Не допрашивать же по газовым долгам бывшего куратора Северо-Кавказского федерального округа Александра Хлопонина. Пришло время Арашуковых. Скромнее надо быть.

Как Миллер поссорился с Сечиным

Судьба Арашуковых была предрешена. Но такого пафоса, такой античной драмы не устраивали ни для кого. Почему? Что случилось на самом деле?

Странно было бы предположить, что теперь будут сажать всех, кто наживается на газе. Или причастен к заказным убийствам. Эдак можно без парламента остаться. Нет, конечно. Надо искать, кому выгодно.

Конечно же, у спектакля есть автор, ему и аплодисменты. Это Алексей Миллер, глава «Газпрома». Но зачем ему это?

Дело, как обычно, в Сечине. Сечин посадил министра. А Миллер посадил сенатора. И папу его. 

У Сечина были колбаски, корзинки и бесконечная Санта-Барбара с его собственной явкой в суд. А Миллер ставит античную драму с Бастрыкиным, Чайкой и Матвиенко. В обоих случаях имеется дополнительный бонус – борьба с коррупцией.

Миллер смог. Он теперь как Сечин. 

Миллер и Сечин – инь и ян. Давние соперники в споре, «что главнее» – нефть или газ, и, стало быть, кто главнее.

Кто главный в стране налогоплательщик – это раз. Тема налогового превосходства – это тема влияния и власти. В 2013 году Сечин обмолвился, что считает несправедливой разницу в налогообложении нефтяной и газовой отраслей России. «"Газпрому" хочу пожелать удачи, успехов. Это большая компания, основа нашей экономики, и [пожелать] побольше налогов давать в бюджет», – заявил он тогда. Споры и обмен колкостями происходят постоянно, особенно перед лицом Путина. Тот особо не вмешивается, ему явно нравится.

Во-вторых, Сечин и Миллер не могут забыть давнее – в 2004 году Путин заявил о слиянии «Газпрома» с «Роснефтью». А Миллер добавил, что «Юганскнефтегаз», проданный за долги ЮКОСа, останется самостоятельной госкомпанией. Богданчиков, тогдашний глава «Роснефти», в этот момент стоял под камерами рядом с Миллером и его слов не отрицал. Но тут «Роснефть» сама купила «Юганскнефтегаз», а слова Миллера назвала в официальном пресс-релизе его личным мнением. Кто ж такое забудет.

В-третьих, «Роснефть» раздражает монополия «Газпрома» на экспорт газа и нежелание делиться ею с независимыми производителями.

В-четвертых, «Роснефть» и «Газпром» – это компании, которые по закону имеют право осваивать шельф. Поэтому при распределении шельфовых участков интересы компаний часто пересекаются. И уж сколько раз такое было, что «Роснефть» и «Газпром» претендуют на 3–5 одинаковых участков на шельфе.

А есть еще и в-пятых, и в-шестых, и так далее. Давние соперники. 

И тут Игорь Иванович сажает министра. Чем ответит Алексей Борисович?

Отличный ход. С сенатором было красиво. Да, античная постановка без сучка и задоринки. Ради такого дела объединились даже Чайка с Бастрыкиным. И чем на это ответит Игорь Иванович? А Игорь Иванович ответит. Еще один сенатор? Еще один министр? Не думаю – их расхватают другие крупные драматурги, но Игорь Иванович не крупный, он выдающийся. Хотя теперь их двое.

Но если сподобится Игорь Иванович съесть Алексея Борисовича, так публика только рукоплескать будет. Равно как и наоборот.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии