Нефть Аравии между США и Россией
04.04.2020 Бизнес

Пункт Ж, или Свистать всех!

Фото
photo-stock.com

Пока весь мир корячится от коронавируса, в России его на прошедшей неделе победили: обращением президента и молитвой патриарха. Или наоборот, не суть.

Денег нет, вы там что?!

Очередное обращение главы российского государства к нации, состоявшееся 2 апреля, показало, что денег в казне надолго не хватит, а потому надо сворачивать с тотальной самоизоляцией, пора и поработать.

Разумеется, Путин перестал бы быть Путиным, если бы сказал об этом прямо. Однако он отметил, что в основе решения «наших ключевых задач» лежит «эффективная, стабильно работающая экономика» и что никак нельзя забывать, что эпидемия – эпидемией, но «столь же важно, важно сейчас сохранение рабочих мест и доходов граждан» и вот это и есть «общий приоритет для Правительства, регионов, бизнеса».

Чтобы было понятнее туго соображающим главам субъектов, в указе, обнародованном вслед за обращением, им дали право выводить из-под ограничений режима «нерабочих дней» не только  те предприятия и организации, работа которых не может быть остановлена ни при каких обстоятельствах (непрерывные производства, медики, обеспечение продуктами и товарами первой необходимости и т.п.), но и «иные организации».  Ну, то есть хоть все, если тот или иной регион припекло от безденежья по самое не могу. В быстренько составленный днём позже правительственный список иных попали, если говорить о Татарстане, АО «ТАИФ», ПАО «Татнефть», АО «Татэнерго», ОАО «Сетевая компания», ОАО «Каздорстрой», АО «Татспиртпром», агрохолдинг «Красный Восток», группа компаний «Нэфис», ООО «Птицеводческий комплекс „Ак Барс“», ООО «Челны-Бройлер», ПАО «КАМАЗ», АО «Зеленодольский завод им. Горького», АО «СК „АК Барс“», ПАО «Казанский вертолетный завод», АО «КМПО», ПАО «Нижнекамскшина». И продолжение, на сомневаюсь, последует.

Отвлекаясь от нюансов, надо признать, что решение правильное.  В угаре борьбы с эпидемией уже перейдён тот рубеж, за которым лекарство становится страшнее самой болезни, и если сегодня в стране фиксируются сотни выявленных носителей COVID-19 (не обязательно заболевших, замечу) в день, то завтра, если мы продолжим сидеть на печи, счёт может пойти на десятки тысяч умирающих ежедневно из-за голодухи, болезней, спровоцированных депрессивным состоянием, погибающих от бытовой и уличной преступности на фоне массовой безработицы. 

Что до нюансов, то они – в больших рисках для глав регионов: случись на подведомственной территории вспышка заболеваемости, головы полетят (не просчитали, слишком многих вывели на рабочие места и т.п.).  Губернаторы будут во всём виноваты, не федеральное правительство и уж во всяком случае не президент.  Иначе у нас не бывает.

В связи с названным делегированием полномочий  некоторые горячие, точнее сказать горячечные, комментаторы заголосили о возврате к федерализму. «Узбагойдесь», скажу я им с вирусным прононсом. Во-первых, невозможно вернуться к тому, чего не было. Во-вторых – и главных – приметы федерализации не в перекладывании ответственности сверху вниз, а в перераспределении финансовых потоков. Вот когда Путин сообщит, что внёс законопроект о поправках в Бюджетный кодекс, позволяющих регионам оставлять в своём пользовании бОльшую часть заработанного, перечисляя в центр только средства на армию, полицию и содержание федеральных органов власти, тогда можно будет начинать вести разговоры о федерализации. И то крайне осторожно, присмотревшись к пропорциям распределения. А пока что президент Путин очень своевременно подписал закон, дающий Федеральной службе охраны (ФСО) право применять боевое оружие. Это, скорее, «соломка» на случай уж очень массовых беспорядков (вызванных пандемической ситуацией или провоцируемых кое-кем, желающим порулить), но это и глав субъектов касается очень даже плотно: сегодня ФСО их охраняет, но в истории немало случаев, когда охранники в одночасье превращались в конвойных. Так что...

Выноси святых!

На самом деле фактическое поощрение вывода регионов в режим допандемической работы влечёт за собой несколько иные последствия. Например, возвращение к идее провести 22 апреля «всенародное голосование» по поправкам в Конституцию РФ. Ну, правда же: если мы (читай, сам Путин) приняли «упреждающие меры», смогли предотвратить – и региональные власти своими решениями это наглядно подтверждают, - то что мешает? Конечно, придётся сделать акцент на надомном голосовании, конечно, львиную долю голосов (особенно «за») посчитают через электронные сервисы, конечно, ни о каких иностранных наблюдателях не может быть и речи (не хватало, чтобы занесли заразу!), ну так это и хорошо, и правильно! Главное – оздоровившаяся обстановка в принципе позволяет осуществить акт всенародной поддержки Владимира Владимировича.

Согласен, предположение сегодня выглядит не менее горячечным, чем тезис о федерализации, но вот вам маленький штришок: вчера в ночи, после детского «Голоса», на экране вдруг нарисовался артист Безруков и проникновенно призвал всех прийти и проголосовать за поправки в Конституцию.  Почти не сомневаюсь, что он – или его собратья по цеху, засветились и на «России», на НТВ, но даже если только на Первом, - что, кто-нибудь думает, что это могло произойти без отмашки из АП? Мы же все видели, как такого рода ролики махом исчезли из эфира, когда дата голосования была поставлена под вопрос; теперь, выходит, он снимается?  Вот выходит, на мой взгляд.

И ещё один штришок, способный как насмешить, так и погрузить в горестные раздумья: кажется, наши власти решили укрепить дорогих россиян в ощущении, что нам и чёрт не страшен, посредством божьей помощи. 

Как сообщили почти все медиа,  предстоятель РПЦ патриарх Кирилл совершил объезд Москвы с молитвой об избавлении от коронавируса.  Пишут, что во время объезда в черном «мерседесе» патриарха (православней было бы использовать «Аурус», но ладно) находилась икона Богоматери «Умиление» (келейный образ преподобного Серафима Саровского), которую православные считают чудотворной, что кортеж патриарха Кирилла сопровождали несколько машин, в том числе полицейские, и что во время объезда патриарх читал ранее утвержденные (кем?) тексты молитвенных прошений в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Два часа он колесил и читал, читал и колесил! Но это полдела, как говорится. РИА Новости сообщили вчера со ссылкой на Московский патриархат, что духовник патриарха Кирилла и братии Оптиной пустыни схиархимандрит Илий в тот же день, в пятницу, совершил облёт (!) Москвы и Санкт-Петербурга, и также с молитвой о защите России от эпидемии коронавируса. Старцу, между прочим, 88 лет.

И что после всего этого остаётся православным верующим? Наверное,  только укрепиться в вере, что сатана изыдет, и теперь уж никакой коронавирус нам точно не грозит.

Я написал, что эти акции могут  и насмешить, и погрузить в горестные раздумья, но смешного в них мало – если не развить тему с облётом картинками, что старца сопровождала стая стерхов с известным вожаком или что Путин был вторым пилотом в том истребителе, на котором совершал облёт старец. А вот горестного – да, хватает. Почему-то мне легко себе представить, что по меньшей мере облёт был благословлён лично Путиным и благословлён в контексте исторической памяти сегодняшнего лидера нашей нации – о случившемся якобы облёте Москвы с Иконой Казанской Божьей Матери в конце осени 1941 года, уберегшем столицу Родины от гитлеровской заразы. И вот как представлю себе такой ход мыслей президента, так и мрачнеет на душе: вот это и видится ему, как последнее упование, как спасение?!

Нефть поперёк горла, или Как мы опять всех обыграем

Ну, и в заключение – о фантастическом развитии ситуации с ценами на нефть.

2 апреля официальное информагентство Королевства Саудовская Аравия (SPA) распространило сообщение о том, что СА «призывает к срочному проведению встречи ОПЕК + и группы других стран с целью достижения справедливого соглашения, которое восстановит желаемый баланс на рынках нефти». При этом SPA отметило, что это в определенной мере ответ на  «просьбу президента Дональда Трампа и друзей в Соединенных Штатах». 

Реакция рынка:  в моменте цены взлетали на 30%. Реакция ряда российских медиа: ура, мы ломим!  Реакция президента Путина на вчерашнем – в режиме видеоконференции – совещании с непоименованными руководителями нефтяной отрасли и министром энергетики РФ Новаком:  «Россия считает необходимым объединить усилия. Мы не были (...) инициаторами разрыва сделки «ОПЕК-плюс». И мы готовы к договорённостям с партнёрами и в рамках этого механизма – «ОПЕК-плюс», и готовы к взаимодействию с Соединёнными Штатами Америки по этому вопросу. Считаю, что необходимо объединить усилия, чтобы сбалансировать рынок и сократить в результате этих скоординированных усилий, скоординированных действий добычу.  По предварительным оценкам, думаю, что речь может идти о сокращении в объёме где‑то 10 миллионов баррелей в сутки, чуть меньше, может, чуть больше. Для этого мы сегодня с вами собрались, чтобы обсудить эти вопросы». (Цитата по официальному сайту президента РФ.)

Ну, что? Худой мир лучше доброй ссоры, Трамп наш, будем жить?  Да-да, но не факт, что хорошо: условия сделки таковы, насколько можно судить по публикациям, что дорогая нефть встанет нашей нефтянке поперёк горла не хуже дешёвой.

Дело в том, что Трамп 2 апреля назвал в своём твите ту же цифру желаемого увода с рынка, 10 млн баррелей в сутки, «а, может, и больше», но сделал важное примечание: «я ожидаю от них сокращения добычи нефти». То есть от Саудовской Аравии и России в первую очередь, как главных игроков в ОПЕК+, но не от США. Иными словами, Штаты добьются повышения цен до 35-45 долларов/баррель, но сами добычу сокращать не обязуются (да у них, формально, и нет уполномоченного решать такие вопросы госрегулятора). Угу, вопрос, кто больше всех выиграет, снимается.

Дальше возникает вопрос, а сколько выиграем мы, Россия? Боюсь, нисколько и как бы ещё не програть.

Напомню, 6 марта, когда министр Новак уехал с саммита участников ОПЕК+ не дожидаясь его окончания, от России просили сократить добычу (а строго говоря, не добычу, а поставку на рынок) 0,3 млн б/сутки в рамках общеопековского сокращения на 1,5 млн. Нас это не устроило. Теперь, если переговоры 9 апреля увенчаются успехом ОПЕК+ и США, мы должны будем сократить поставки на рынок примерно на 2 млн б/сутки.  Да, цена нефти при этом возрастёт, ожидаемо, до примерно $40 за баррель, но мы всё равно получим минус 100-120 млн долларов в сутки (URALS, как известно, торгуется к европейской Brent с дисконтом в 5-7 долларов за баррель).  Мало того, особенности российского налогообложения таковы, что  более половины допдоходов от роста нефти выше $25 за баррель уходит государству в виду экспортной пошлины и НДПИ. То есть в условиях сокращения добычи дорогая нефть окажется для отрасли даже хуже, чем дешевая.

Слов нет, наши стратеги прекрасно умеют просчитывать последствия своих решений и действий. Не знаю, как Новак, а Сечин точно заслуживает звания Героя России (ну, или США, если там есть что-то подобное).

И при этом мы никак не можем удержаться, чтобы не растопырить пальцы.  Ну, вот зачем Путину (и Новаку следом) понадобилось в очередной раз заявлять, что это не мы сломали сделку с ОПЕК+, а саудиты, тут же нарываясь на официальное опровержение? Переговоры ещё не начались, официально, а мы уже заявляем такую позицию. Рассчитываем сломать СА на пару с Трампом? А если саудиты психанут в очередной раз и сделка сорвется? Не хочется даже думать о глубине возможной в таком случае катастрофы для экономики России.

Не знаю, бОльшая часть вчерашнего совещания с нефтяниками прошла в закрытом, естественно, режиме, может, здравый смысл и возобладал в итоге, и может, также, будут какие-то подвижки в части налогообложения нефтянки. Посмотрим, ждать на самом деле недолго осталось.

Вишенка для президента

И вишенка на торте, как говорится: после обращения президента России к нации в связи с ситуацией вокруг пандемии коронавируса уровень одобрения  деятельности Путина вырос до 72 процентов в сравнении со значениями прошлой недели, уровень доверия главе государства также вырос и составил 74 процента засвидетельствовали данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Тут отдельные злобствующие принялись высчитывать, как это ВЦИОМ сумел так быстро провести репрезентативный опрос, когда обращение было в четверг вечером. Во-первых, хочу сказать, во ВЦИОМе работают мастера, а во-вторых, ну надо же понимать, что для каждого из нас начинают значить с возрастом вот такого рода знаки поддержки. Это же такое утешение, такой стимул!

Юрий Алаев.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии