Рынки рухнули
09.03.2020 Экономика

Да здравствует Игорь Иванович Сечин, - лучший стратег Путина!

Автор

Россия вышла из сделки в ОПЕК+ по рекомендациям мозговедов «Роснефти», мол, неча рынки терять да американских сланцевиков поддерживать. Саудиды в ответ начали нефтяную войну, объявив о снижении своих цен на $8/барр при наращивании добычи с 9,7 до 10-12 млн барр/сутки. Результат за первые сутки – мировые рынки просели на 6-8%, (на Мосбирже, упавшей на 3,75% 6 марта, сегодня выходной), цены на нефть рухнули на 30%, рубль подешевел до 74 деревянных за зелёный.  Это утро 9-го и не факт, что оно мудренее вечера, - война разгорается,  и вопрос, сколько мы в ней продержимся до обрушения бюджета со всеми вытекающими.

Хроника хмурого утра 

Банк России принял решение на 30 дней приостановить покупку иностранной валюты на внутреннем рынке для Минфина в рамках бюджетного правила, сообщается на сайте регулятора.  Минфин, наоборот, объявил, что будет продавать валюту на рынке. И то, и другое разумно, конечно, в предложенных обстоятельствах, это попытка не допустить катастрофического обвала курса и компенсировать часть выпадающих доходов российского бюджета.

В 30-дневный период, уточнил ЦБ, не будут совершаться как регулярные покупки, так и покупки, отложенные в 2018 году. Возобновление операций с иностранной валютой будет зависеть от того, как будет меняться обстановка на финансовых рынках в марте.

Таблица падения фондовых индексов
FTSE 6031 -6.68% 

DAX 10790 -6.51%

CAC 4792 -6.76% 

AEX 496 -6.57% 

MIB 18886 -9.20%

IBEX 7767 -7.27%

OMX 1515 -7.00% 

STOXX 3012 -6.82%

Картинка с Лондонской биржи.  По состоянию на 11:12 мск, бумаги «Газпрома» упали на 24,82% до $4,12, «Роснефти» — на 23,54% до $4,41, «Новатэка» — на 33,6% до $92,5, «Газпром нефти» — на 11,62% до $24,35.
Расписки российского финансового сектора также демонстрируют резкое снижение. Сбербанка — на 27,38% до $9,4, ВТБ — на 23,19% до $0,91.
Расписки «Норникеля» потеряли в цене 10,57% и составили $28,96, НЛМК — понизились на 13,6% до $15,09, «Северстали» — на 18,9% до $9,63,  — на 5,89% до $33,08.

Успокоительное от Минфина РФ: Объем ликвидных средств ФНБ на 1 марта составил 10,1 трлн руб., их достаточно для покрытия выпадающих доходов от падения цен на нефть до $25-30 на протяжении 6-10 лет, сообщил Минфин РФ.

В сообщении отмечается, что достаточный объем ликвидных средств ФНБ является гарантией исполнения всех обязательств государства и сохранения макростабильности при устойчиво низких цен на нефть, уточняет ТАСС.

Мнение  директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам агентства Fitch Дмитрия Маринченко: «Произошедшее падение цен на нефть — «очень неприятный сюрприз» для тех, кто принимал решение о выходе из сделки с картелем ОПЕК о сокращении добычи. Москва «вряд ли» рассчитывала на то, что нефтяные цены снизятся «до почти $30». 
Комфортным этот уровень для России точно назвать нельзя — при цене $30 России грозит бюджетный дефицит и девальвация, начнутся разговоры об увеличении налогового бремени для нефтяных компаний». (Цитата по РИА Новости.)

Оценка  директора Центра исследований постиндустриального общества доктора экономических наук Владислава Иноземцева:

Последние события на рынке нефти говорят о том, что «длинные праздники» для россиян закончились досрочно. После нескольких лет стабильности мы снова увидим доллар по 80 рублей, двухзначные цифры ключевой ставки ЦБ, паническую трату резервов, рассказы В.Путина о том, как хорошо за один доллар получать больше рублей, а А.Силуанова – что и при нефти в $20/баррель страна продержится ещё столько-то лет. Будет весело и интересно, но я хотел бы обратить внимание на несколько иной аспект происшедшего на выходных. 

В пятницу стало ясно, что Россия выходит из сделки ОПЕК+, заключённой ещё в конце 2016 г. Рынки не вполне верили в такое решение – хотя оно и имело определённые основания, но выглядело довольно рискованно, особенно на падающем тренде. Однако в Кремле сидят решительные люди, и они пошли ва-банк. Рынки отреагировали падением – но, замечу, не слишком существенным. Вечером 6 марта за три часа после объявления о прекращении сделки, цены на Brent снизились на $2,1/баррель, или на 4,5%. Катастрофа случилась позже, когда в воскресенье Саудовская Аравия сообщила, что в качестве ответной меры снижает цены на $6-8/баррель при поставках своей нефти на различные рынки Европы и Азии. На торгах в Японии в понедельник стоимость наиболее торгуемых марок снизилась более чем на четверть. 

Иначе говоря, то, что произошло, стало явлением, уникальным для путинской России. Впервые в мире нашлась страна, которая жестко и открыто ответила на действия Москвы. Саудовская Аравия – не Европа, пытавшаяся по-доброму убедить Кремль, что не нужно воевать в Грузии и в Украине. И даже не Турция, которая готова пострелять по российским марионеткам, чтобы потом её президент поехал в Москву и привёз оттуда «мир для нашего поколения». В данном случае мы имеем дело со страной, которая понимает, какой силой обладает, и которая готова её использовать. Сила эта не исчисляется дивизиями и боеголовками – но способна нанести России больший ущерб, чем любой её военный противник. 

На протяжении многих лет мы слышали, что «саудовский заговор» чуть ли не разрушил советскую экономику. Сейчас никакой закулисной интриги нет – есть честное объявление войны на наиболее чувствительном для Кремля фронте. Это даже не газовый рынок, где есть долгосрочные контракты. Это удар в самое слабое место и в самый неподходящий момент. 

Останутся ли цены на уровне $35/баррель, или можно надеяться на выравнивание ситуации? На мой взгляд, сегодня Эр-Рияд начал масштабную операцию «по принуждению Москвы к миру» на фронтах нефтяного противостояния. У Кремля есть выбор: либо продолжать утверждать, что ему всё нипочём, российскую стабильность не могут нарушить никакие шейхи, а суверенитет важнее пенсий; либо в относительно короткой перспективе вернуться за стол переговоров и подписать новое соглашение, «самоограничившись» в добыче не то что на 500 тыс., а на 1-1,5 млн. баррелей в день. Замечу, Россия почти открыто нарушала условия предшествующей сделки на протяжении последних полутора лет, а чиновники и эксперты говорили, что само по себе это соглашение выгодно,так как объёмы добычи в 2020-е годы в стране будут сами по себе сокращаться по вполне объективным причинам. Так что передоговориться стоило бы, пусть даже на менее выгодных условиях. 

Однако я бы не переоценивал такой вариант развития событий. Российское руководство не признаёт ошибок и не раскаивается в содеянном. Оно сначала ввязывается в сомнительные авантюры, а потом постепенно превращает отклонения от нормального положения вещей в «новую нормальность». Я буду рад ошибиться, но мне кажется, что сейчас Кремль сталкивается в несколько иной ситуацией. «Новая нормальность» при ценах на нефть в $30/баррель и последовательной политике Саудовской Аравии по целенаправленному выдавливанию России с её экспортных рынков – это высокая инфляция, крах потребительского кредитования и завязанных на него секторов экономики, обесценение пенсий и пособий, бюджетный дефицит и эмиссия. Это экономическая война, которую Кремль считал «лёгкой прогулкой», но которая может обернуться катастрофическим поражением. 

В общем, думаю, пора сворачивать обсуждения того, что происходило незадолго до и вскоре после 22 июня 1941 г. То, что случилось 9 марта 2020-го, ближе, интереснее и не менее драматично… (Опубликовано в блоге на сайте «Эха Москвы».)

Резюме профессора Высшей школы экономики, председателя Наблюдательного совета Московской биржи Олега Вьюгина: «Падение цены на нефть до $25-30 означает потерю бюджета на уровне 2,5 - 3% ВВП». 

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии