Ставки Центробанка растут
12.06.2021 Финансы

Центробанк России взвинчивает ставки. Инфляция будет подавлена.  Вместе с ростом экономики

Центр макроэкономического анализа Альфа Банка подготовил оперативный комментарий по поводу состоявшегося вчера повышения ключевой процентной ставки Центробанка России до 5,5%.  Свою позицию по этому вопросу – с точки зрения влияния не на бюджетно-финансовую, а на экономическую систему страны высказали эксперты Института экономики роста им. Столыпина и известный российский предприниматель совладелец «Русала» Олег Дериписка.

ЦБ повысил ставку еще на 50 б. п. до 5,5%. Это решение соответствует ожиданиям 70% аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, то есть новому консенсус-прогнозу, который сменил предыдущие ожидания повышения на 25 б. п. только в начале этой недели, после того как опубликованные данные по инфляции оказались выше ожиданий.

Риторика ЦБ остается очень жесткой, и в самом пресс-релизе теперь содержится четкое указание на продолжение повышения ставки на следующих заседаниях по ставке; кроме того, в сегодняшнем пресс-релизе нет прогнозного диапазона по инфляции на 2021 г., что является еще одним подтверждением роста инфляционной неопределенности. 

Инфляция составила 6,0% г/г в мае, оказавшись выше ожиданий. Пресс-релиз ЦБ очень сильно сосредоточен на инфляционных рисках, которые проявились в быстром росте цен в мае. Росстат сообщил о росте цен на 0,7% м/м в мае, что указывает на отсутствие замедления по сравнению со среднемесячным уровнем за 4М21, годовая инфляция в мае достигла 6,0% г/г. Как в непродовольственном, так и в продовольственном сегментах рост цен г/г продолжал ускоряться: в непродовольственном сегменте рост цен ускорился до 6,7% г/г, тогда как в продовольственном инфляция составила 7,4% г/г. Согласно пресс-релизу ЦБ, годовая инфляция ускорилась до 6,15% на 7 июня; это идет вразрез с первоначальными ожиданиями, согласно которым годовая инфляция должна была выйти на пиковый уровень в марте этого года и далее начать замедляться. 

Прогноз по инфляции ухудшается по причине как внешних, так и внутренних факторов. Мы опасаемся, что инфляционные риски усиливаются в силу целого ряда различных факторов. Во-первых, восстановление мировых сырьевых рынков происходит гораздо более быстрыми темпами, чем можно было предположить. Во-вторых, транспортные расходы в мире также растут из-за перебоев в мировых торговых цепочках, и этот фактор, судя по всему, сохранится. В-третьих, восстановление российской экономики ускоряется – безработица снизилась до 5,2% в апреле, тогда как количество мигрантов, зарегистрированных в России на месячной основе, удвоилось в последние месяцы по сравнению с началом года. Этот инфляционный риск, связанный со спросом, может усиливаться и на фоне роста спроса на кредиты, который стимулируется жесткой риторикой ЦБ – розничные кредиты росли темпом 2% м/м в последние месяцы. Наконец, учитывая приближающиеся выборы в Думу в сентябре 2021 г. нет ясности, до какой степени динамика продовольственных цен в полной мере отражает рыночный тренд: как только необходимость административных ограничений роста цен уйдет с повестки дня, продовольственная инфляция может опять ускориться. Все эти факторы объясняют нарастающие опасения в отношении траектории инфляции.   

Курс рубля и приток средств на рынок ОФЗ – важные факторы для наблюдения. Надежды на достижение потолка по росту цен в ближайшие месяцы связаны с двумя факторами. Во-первых, это объем нового урожая, который, хочется надеяться, будет высоким и обеспечит условия для дезинфляции с конца этого года. Во-вторых, есть надежды на то, что повышение локальных ставок в сочетании с ослаблением геополитической напряженности (встреча В. Путина и Д. Байдена на будущей неделе) могут способствовать укреплению курса рубля. Эта надежда на сильный рубль, тем не менее, исходит из двух важных предпосылок: во-первых, из предпосылки, что рост сырьевых цен продолжится (однако существует риск, связанный со снятием иранских санкций) и, во-вторых, что рынки СФР  выиграют от притока капитала (однако ФРС может перейти к ужесточению свой политики). Мы считаем, что возвращение иностранных инвесторов на рынок ОФЗ будет важным фактором для наблюдения в ближайшие месяцы.

Жесткие ожидания по решению по ставке на заседании 23 июля и до конца года. Исходя из риторики ЦБ и динамики инфляции, мы ожидаем, что ЦБ вынужден будет сместить ставку выше ее нейтрального коридора 5,0-6,0% в этом году. Мы ожидаем, что она составит 6,5% по итогам этого года при условии, что ЦБ проведет еще одно  повышение ставки на 50 б. п. на заседании 23 июля.

Наталия Орлова, Ph.D. главный экономист  Альфа Банка.

 

Нельзя подавить  немонетарную инфляцию монетарными методами

Инфляция в России в основном складывается из немонетарных факторов — например, роста тарифов и налоговой нагрузки, утверждают эксперты института Бориса Титова. А Центробанк ошибочно борется с ней монетарными методами, излагает обзор Института экономики роста им. Столыпина (его набсовет возглавляет бизнес-омбудсмен Борис Титов) «Большая жертва маленькой инфляции» корреспондент РБК Ксения Назарова.

Центральному банку удалось справиться с высокой инфляцией, но методы для этого используются неподходящие, пишут эксперты.

ЦБ продолжает жесткую денежно-кредитную политику, направленную на сдерживание инфляции, при этом борясь с ней монетарными методами (доступными Центробанку), то есть через уровень процентных ставок в экономике и управление ликвидностью в финансовом секторе. Однако, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в прошлом году инфляция в стране была на три четверти обеспечена немонетарными факторами — такими как курс рубля и тарифы монополий, отмечается в обзоре.

Системной политики нет

«Основная причина игнорирования немонетарных факторов в борьбе с инфляцией — отсутствие системной макроэкономической политики», — утверждают эксперты института Титова. В этом, по их мнению, виноват не только ЦБ, но и Минфин с Минэкономразвития.

Бороться с немонетарной инфляцией монетарными способами «вдвойне опасно», считают они. Такое подавление инфляции приводит к «существенному сокращению потребительского и инвестиционного спроса и снижению темпов роста экономики».

«Ни одна страна в мире не считала основной своей целью развития ценовую стабильность, так как это приводит к остановке развития экономики», — говорит директор Института экономики роста Анастасия Алехнович.

«Действительно, иногда позиция ЦБ выглядит чрезмерно осторожной, но называть ее неэффективной было бы неправильно, учитывая, что основной мандат регулятора — поддержание ценовой и финансовой стабильности, — считает главный экономист Российского фонда прямых инвестиций Дмитрий Полевой. — Есть и глобальный консенсус среди инвесторов: монетарная и финансовая политика России — одна из лучших в мире среди многих развивающихся стран. Влиять на немонетарные факторы ЦБ не может, однако и игнорировать их — тоже, поскольку часть из них оказывает влияние на инфляционные ожидания населения и бизнеса, а это уже прерогатива ЦБ».

Инфляция издержек

Факторы инфляции делятся на два блока — инфляция спроса (монетарная) и инфляция издержек (немонетарная), пишут авторы доклада. В России инфляция спроса минимальна, поскольку платежеспособный спрос упал, сократились доходы населения, снизились инвестиционные расходы и бюджетные расходы. В то же время издержки значительно возросли:

импорт подорожал из-за слабого рубля;

выросла стоимость кредитных средств — стоимость кредитов «находится гораздо выше уровня рентабельности большинства отраслей»;

растут тарифы инфраструктурных монополий — с 2007 года тарифы ЖКХ выросли в три раза, услуги пассажирского транспорта — в 2,7 раза;

рынки монополизируются — после 2008 года наблюдается резкое увеличение доли госсектора к ВВП;

контрсанкции повлияли на рост продовольственных цен;

налоговая нагрузка, уровень которой «существенно превышает аналогичные показатели в европейских странах и США».

«Если посчитать всю налоговую нагрузку на предприятия, она превысит все разумные пределы, особенно в инновационных и высокопроизводительных сферах, — считает первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. — При этом в России отсутствует понимание, что экономика, которая изымает посредством налогов деньги из реального сектора и передает их в государственный и финансовый секторы, нежизнеспособна».

Как бороться с инфляцией

Инфляция к концу 2019 года может составить 4,8–5,1% против целевого ориентира ЦБ в 4%, считают в Институте экономики роста. Превышение ориентира произойдет как раз за счет немонетарных факторов, вклад которых может составить 4,1 п.п.

Пример стран — «азиатских тигров» говорит о том, что «за счет диверсификации экономики, конкуренции, массового развития малого бизнеса, повышения производительности труда достигаются и устойчивый экономический рост, и низкая инфляция», утверждает Алехнович. Эксперты Титова полагают, что более высокий экономический рост «будет самостоятельно оказывать сдерживающий эффект на инфляцию».

Иными словами, эксперты убеждены, что, поскольку монетарная инфляция в России очень низкая, можно без проблем смягчать денежно-кредитную политику, наращивать кредитное предложение, но в то же время нужно бороться с немонетарными факторами инфляции (например, ограничивать рост тарифов и налогов).

 

Олег Дерипаска: Безумие с ключевой ставкой и укреплением рубля продолжается

Так категорично оценил решение ЦБ РФ предприниматель Олег Дерипаска в своем телеграм-канале. Я так понял, лоббисты carry-tradings сильнее, чем простые россияне, в нашей политике, саркастически заметил г-н Дерипаска.

Индекс потребительских цен даже в США в мае вырос на 0,6% по сравнению с предыдущим месяцем после скачка на 0,8% в апреле, который был самым большим с 2009 года, - пишет он.  Цены подскочили больше, чем прогнозировалось, что подстегнуло месячный рост инфляции во всем мире. Но инфляция сейчас неизбежна. Это нужно принять как данность этого пришпоренного за счет стимулов этапа развития мировой экономики. Нам никак нельзя ради мифической доктрины стабильности прошлого века останавливать рост российской экономики. Это предательство интересов образованных, но не самых обеспеченных россиян.

И только экономический рост в районе 7-8% в эту десятилетку, только ускоренное развитие среднего класса, задействованного в этом росте, только дешевая ипотека в 5% и такие же доступные средства для инвестиций частному бизнесу сделают Россию процветающей страной для всех (!) граждан, заключает Олег Дерипаска.

Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии