Время и Деньги
01.02.2005 Культура

Вот такая “Апипа”

Через месяц откроется после ремонта Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. С невеселыми мыслями ожидаю это событие. Последний раз в театре был на оперном фестивале им. Ф.И. Шаляпина два года назад.

Реконструкция левого крыла здания, построенного в начале пятидесятых годов по проекту скульпторов Н.П.Скворцова и И.Г.Гайнутдинова в стиле неоклассицизма, оставила тягостное впечатление. До этого в здании театра, как ни в одном из строений такого стиля, органически сочетался стиль героического классицизма с элементами татарской культуры. Восточные мотивы без нарочитости в неброской, но впечатляющей форме запоминались каждому также чувством меры. Кроме того, архитекторам и строителям удалось без традиционных в таких случаях гранита и мрамора добиться подлинной иллюзии монументальности и добротности.

Но то, что произошло с левым крылом здания, можно охарактеризовать словом “Апипа”. В последнее время его стали употреблять, когда в различных сферах искусства и культуры пытаются в китчевой форме вклинить национальные особенности.

Взглянув на лестницу, ведущую на второй этаж театра, ловишь себя на мысли, что авторы реконструкции хотели создать у зрителя пышную иллюзию присутствия в татарской избе. Ну никак не вяжутся с классической архитектурой коричневые деревянные карнизы с такими же кондовыми шторами. Также не стыкуется с греческой классикой и позолоченный багет на тумбах, завершающих лестничные перила. И просто оторопь берет при виде бесчисленных позолоченных “керосиновых” ламп, натыканных повсюду, наверное, для того, что бы “уложиться” в смету расходов. Наверное, с этой же целью прицепили позолоченный багет на тумбы, завершающие лестничные перила. Мастерство архитекторов попрано рисунком и цветовой гаммой пола, а также нижней части стен в вестибюле.

Каждый, кто впервые попадал в театр, обращал внимание на светильники. Выполненные в восточном стиле, они были безукоризненны. И вот на первом этаже появились светильники из дешевого ассортимента турецкого магазина. Даже Президент республики это подметил, хотя “не царское это дело” вникать в такие мелочи - есть ведь заказчики, архитекторы, дизайнеры.

Поднимаясь по лестнице, с тревогой ожидаешь новых неприятных сюрпризов. Предчувствия оправдываются. Помню замечательные классически строгие с бронзовыми накладками двери в зрительный зал. Увы, их уже нет. Вместо них пышные (изготовленные не без мастерства) резные изделия, с которыми можно смело одолеть самую дорогую смету.

Апофеозом надменной безвкусицы стал зеленый потолок вестибюля. Вот уж Апипа так Апипа! Казанцы иронизируют по поводу проявления религиозно-национальных чувств одного из ректоров казанских вузов, выкрасившего все здания учебного заведения в зеленый “вырви глаз” цвет. “Казгражданпроект” - проектант реконструкции театра проявляет такие же потуги, он беззастенчиво отходит от авторского проекта. Может быть, хоть родственники архитекторов попытаются защитить их авторские права...

Зрительный зал в то время, когда я оказался в театре, еще не был отреставрирован. В очередной раз удивлялся мастерству архитекторов, сумевших вписать в эту красоту даже советскую символику - герб республики и пятиконечные звезды. Но с ужасом думал о том, как здесь все переменится. Тоскливо стало от мысли, что сделают с превосходными по вкусу и исполнению росписями в фойе второго этажа. Их автор - наш соотечественник народный художник Узбекистана Чингиз Ахмаров, делавший мозаику на станции метро “Киевская кольцевая” в Москве и настенные росписи в Узбекском академическом театре оперы и балета.

В конце семидесятых годов в театре предполагалось праздновать юбилей авиазавода имени Горбунова. И когда его директору Виталию Егоровичу Копылову сообщили, что комиссия по организации торжеств намерена сделать в фойе выставку планшетов по истории предприятия, он в весьма корректной форме сделал замечание. Привожу его дословно: “Театр сделан с большим вкусом, и я думаю, что наша выставка, хоть и временная, будет нарушать эту красоту”... У авиастроителя вкуса, понимания и, если угодно, совести, оказалось больше, чем у нынешних архитекторов.

Два года назад в унисон моим размышлениям звучала песня Варлаама “Как во городе было во Казани...” из оперы Мусорского “Борис Годунов”...

Комментарий отдела культуры “ВиД”. Наш уважаемый автор высказал свое мнение о новом облике всеми любимого театра. Со многими его оценками трудно не согласиться, но, говорят, не стоит оценивать работу, увидев только ее половину. Поэтому обещаем читателям: как только театр откроется после ремонта, предложим вашему вниманию рассказ о том, каким он стал.



не из той оперы

Штукатурка вместо гранита

(“Татар-информ”) По сообщению главного архитектора - автора проекта реконструкции Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля Ахмада-Рашида Дустиева, турецкая строительная фирма “Одак”, которая выступает генподрядчиком, в ходе проведения работ допустила значительные отклонения от проекта.

Например, вместо гранитной облицовки на фасаде здания, запланированной проектом, появилась обычная штукатурка. Правда, того же цвета: “тигриного”. Мраморные наличники в вестибюле должны быть изготовлены из цельных мраморных блоков, однако иностранные строители использовали для этих целей лишь обрезки материала. Не увидят казанцы и инкрустированного латунью пола в вестибюле - турецкие строители лишили пол национального орнамента.

По словам А.-Р. Дустиева, весной текущего года он обратился в Государственную архитектурно-строительную комиссию при Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ с просьбой разобраться в ситуации и предотвратить дальнейшие отклонения от проекта.

Вот как прокомментировала ситуацию ответственная за этот объект в системе ГАСКа Марина Фалова. По ее словам, от автора проекта Ахмада-Рашида Дустиева действительно поступило письменное сообщение. В апреле объект был подвергнут проверке. В частности, специалисты ГАСКа осмотрели наличники и убедились в том, что они изготовлены из остатков мрамора, а не из цельного материала, как того требовали условия проекта. В результате фирма “Одак” была оштрафована на значительную сумму. Как считает М.Фалова, этого и других отклонений от проекта вполне можно было избежать, если бы заказчик данного объекта - городское управление капитального строительства - больше внимания уделяло “своему” объекту.

Инженер ПТО УКСа Ильдус Хузиахметов, назначенный куратором оперного театра, в телефонном разговоре с корреспондентом агентства “Татар-информ” объяснил возникновение отклонений от проекта недостатком финансирования. На выездном совещании с участием представителей городской администрации, которое проходило в начале лета, было принято решение вместо облицовки фасада здания мрамором применить обычную штукатурку, поскольку это дешевле. А вот наличники генподрядчику придется переделывать. Для этих целей в Грецию отправлен специальный заказ на дополнительную поставку партии мрамора. Все расходы, заверил И.Хузиахметов, лягут на генподрядчика.
41
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии