Время и Деньги
25.01.2003 Культура

Пейзаж после битвы

Ах, как любят наши художники Казань! Ее переулки и закоулочки, старый центр и пригороды. Пожалуй, большинство работ, представленных на выставке, замыкаются именно на казанской тематике. В этом направлении работают художники старшего поколения - Зуева, Колмогорцева, Мавровская и молодые - Рогожина, Халиков и другие. Казань, которую рушат городские власти, - особый разговор. Немым упреком застыло на одном из полотен красивейшее здание в центре города - бывшая художественная школа, где преподавал сам Фешин . Такой исторический парадокс - все знают, кому дом принадлежал, понимают необходимость возврата, но возвращать не спешат.Впрочем, исторические моменты по-прежнему остаются одними из самых любимых у татарстанских художников и, пожалуй, лидируют за “казанской” темой. Поскольку история - вещь болезненная, все, что пишется на эту тему, - драматично. Наибольшего успеха добился Ф. Халиков со своим “Реквиемом защитникам Казани” - полотном, выполненном в нарочито темных тонах, где всю композицию держит одинокая фигура женщины, склонившейся над погибшим воином, такая вот страшная война, показанная через страдания конкретного человека. Небезынтересен и триптих Ф. Нафикова “Древняя Казань”.

Тот, кто постоянно бывает на выставках, сразу же заметит резкое изменение общей цветовой направленности - ушли черные краски. Исчезло немотивированное отчаяние, копание в темных закоулках человеческого подсознания, когда самая малая проблема казалась неразрешимой. Позитивного начала в этом не было, нас пугали, но нам, следуя известному выражению Льва Толстого, не было страшно. Сейчас же, даже по беглому взгляду, видно, как “помягчели” наши живописцы, словно выздоравливая после тяжелой болезни. Вдруг снова “ вошли в моду” обычные, хорошо сработанные лирические пейзажи - А.Тумашев представил несколько таких, где, как всегда, удивил щедрой осенней палитрой, откровенным любованием дорогим сердцу временем года, во время которого так преображается Казань. Художник старшего поколения А. Скобеев представлен в экспозиции изумительным портретом композитора Р. Яхина. Музыкант запечатлен у открытого окна, в которые заглядывают полумесяц и россыпь звезд, а рама обрамлена цветущей сиренью. Полет и вдохновение - вот что увидел художник в облике Яхина. Такой же полет запечатлел на своем полотне и А.Абзгильдин - его картина-коллаж посвящена вечному страннику, “летающему татарину” Рудольфу Нурееву, в жизни которого смешались сцена и жизнь, зал Гранд-опера с узнаваемым, расписанным Шагалом плафоном, и Колизей. К картинам Абзгильдина и Скобеева можно приобщить работы художника-философа из Нижнекамска А.Фасхутдинова, в основе каждого его полотна лежит поэтический образ.

Художники среднего поколения, больше тяготеющие к философским сюжетам, представлены весьма внушительно. Среди самых интересных работ можно назвать “Едоков рыбы” А. Артамонова и “Встречу” С. Ибрагимовой. И в том, и в другом случае минимум деталей, выразительных средств при четком внутреннем драматизме и насыщенности. Особняком стоит работа А. Дорофеева “Битва” - многофигурное полотно со сложнейшей композицией, отдаленно стилизованная под рисунки Леонардо. Безусловно, интересна своей стильностью и безупречным пониманием формы “Венецианская ночь” И.Хасанова.

Царящая ныне свобода дала возможность для самовыражения практически всем, что, бесспорно, сделало нашу художественную жизнь куда разнообразнее, чем она была даже десять лет назад. Нравится или не нравится то или иное полотно, это дело вкуса и художественных пристрастий, часто, не принимая ту или иную работу, мы, тем не менее, отдаем дань таланту автора. Так, во всяком случае, я могу сказать о триптихе Ш.Шайдуллина “Биокосмическая божественная сюита”, где Вселенная словно разобрана на составляющие . Талантливо, интересно, хотя почитателей соберет, скорее всего, не очень много.

На хорошей выставке должны быть сюрпризы и неожиданности, сюжет, когда он ровно развивается, скучен. Слава Богу, такая неожиданность есть. Это полотно Ф.Зиязова “В полнолуние”. На залитом лунном светом - таинственным, зловещим - дворе, за забором которого виден покосившейся минарет мечети, стая волков. Красивые хищники возникают как символ рока. Живопись Зиязова на редкость реалистична, может быть, потому фантастический сюжет воспринимается так страшно. Как сон, видя который хочется поскорее проснуться.

Коллективная выставка Союза художников, естественно, своего рода творческий отчет. Приятно отметить, что в экспозиции представлены работы, созданные в основном в последние два года. По ним видно, что татарстанские мастера вполне готовы составить серьезную конкуренцию столичным коллегам - казанская художественная школа все-таки до сих пор может претендовать на лидирующее положение. Разумеется, жизнь наших живописцев, графиков, скульпторов и прикладников далека от идеальной. С тех пор, как рухнул арт-рынок в провинции, выживать становится все тяжелее и тяжелее . Об этом и многом другом пойдет речь на сегодняшнем съезде.

На снимке: фоторепродукция картины Ф.Халикова “Реквием защитникам Казани”.

2
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии