Время и Деньги

Мафиозная империя не дожила до юбилея. История казанского ОПС “Квартала” (1980-2004)

Сегодня “ВиД” завершает повествование о казанском организованном преступном сообществе “Квартала”. Начало см. в №№ 135-137.

Закат империи Авто

Впервые с серьезными проблемами “кварталовские” столкнулись в 2000 году. Причем возникли они в “центровой” бригаде союза - “38 квартале”. В начале 90-х “кварталовские” организовали сезонный рынок на Адоратского. Поначалу его контролировала так называемая “бригада Шамона”. В то время она считалась правой рукой Авто. Однако, через несколько лет бригада почти в полном составе подсела на наркотики и Авто “отшил” ее. Постепенно контроль за рынком перешел к молодым “тридцатьвосьмовским” - Дмитрию Зарубину (Грек) и его бригаде. Он окончательно выжил “стариков” с рынка, перестал отчислять доходы в “общак”. А в 2000 году и вовсе решил отделиться от родного “38 квартала”. С этого момента началось недолгое, но драматичное противостояние между “молодыми” и “старшими”.

26 марта 2000 года около 23 часов участники бригады Грека - его брат Александр Зарубин, Артур Аксанов и Михаил Николаев - подъехали на автомобиле к дому на улице Адоратского и обстреляли из “Сайги” находившихся там “кварталовских” “стариков”.

22 апреля в половине двенадцатого ночи та же троица подъехала на “шестерке” к бильярдному клубу “Торнадо”. Артур Аксанов забежал в зал и кинул туда “лимонку”.

Игровой зал был полон народу, несмотря на поздний час (клуб служил не только местом мафиозных “сходняков”, цены на игру здесь были настолько доступны, что любители бильярда записывались в “Торнадо” за сутки).

Большая часть посетителей клуба сидела в расставленных вдоль стен креслах и тихо пила пиво, наблюдая за игрой. Что и спасло их в итоге. Ранения получили семь человек. Серьезнее всех пострадала 22-летняя работница клуба: с проникающим ранением глаза и осколочным ранением плеча она была госпитализирована в Республиканскую офтальмологическую больницу. Девушка почти лишилась зрения. От более серьезной беды посетителей спас интерьер зала: большинство осколков ушло в расставленные повсюду столы, кресла и декоративные тумбы.

Покушение не достигло своей цели - ни одного “старика” в тот вечер в клубе не было. Более того, взрыв предрешил судьбу молодежного бунта. Аксанова, выбежавшего из клуба за секунды до взрыва, заметили двое мужчин. Оба имели отношение к силовым структурам и быстро сориентировались, увидев, как парень прыгнул в стоявшую рядом “шестерку”. Мужчины на “девятке” бросились в погоню. Заметив их, водитель “шестерки”, занервничал и на полном ходу врезался в бордюр. Колесо лопнуло. Аксанов был схвачен.

После задержания молодой человек написал явку с повинной на 12 листах, сообщив, что гранату взорвал из чувства мести. По его словам, за неделю до этого в “Торнадо” была изнасилована его девушка. Правда, кому мстил, парень не сказал.

Через несколько месяцев бригада Зарубина развалилась. Ее лидер прошел через унизительную процедуру “отшивания” из группировки. Артур Аксанов и Александр Зарубин были арестованы и приговорены к 19 и 16 годам колонии строгого режима. Третий участник подрыва Николаев покончил жизнь самоубийством при загадочных обстоятельствах.

Еще один активный член зарубинской бригады - Андрей Романов был осужден за хранение наркотиков (сам он уверял, что его подставили “кварталовские”). Впрочем, “кварталовские” не забыли ему “Торнадо”. Через несколько дней после освобождения (в декабре 2001 года) лидер “27 квартала” Фара уже нашел киллеров для ликвидации парня.

Убивать Романова отправились трое наркоманов из бригады Шамона (в том числе и сам Шамон). Позвонив Романову с таксофона, киллеры предупредили, что собираются зайти к нему в гости (после освобождения парень никого не пускал домой). Дверь им открыл отец Романова. Поздоровавшись, киллеры прошли в спальню, где на кровати сидел Романов, и дважды выстрелили в него в упор. Затем они застрелили его отца, и захлопнув за собой дверь, ушли. Трупы мужчин нашли лишь под Новый год, когда соседи стали жаловаться на невыносимый запах.

Интересная деталь. Убийство Романовых вскоре чуть не раскрыли. Один из преступников в приступе “белой горячки” прибежал в милицию и стал кричать, что убил друга. Но ему не поверили и отправили в психбольницу.

Хотя после этого на “кварталах” воцарился мир, история с “Торнадо” стала предвестником неминуемого развала преступного сообщества. В конце лета 2004 года между молодежью “17” и “39 квартала” произошел конфликт. Одни пьяные гопники поколотили других на базе отдыха в Атлашкино. Вполне заурядное происшествие неожиданно обернулось криминальной войной.

Несмотря на запрет воевать между собой, “молодые” стали избивать и похищать друг друга. Все это, естественно, шло вразрез с идеями Авто о нерушимости “кварталов”. Узнав о разборках, он немедленно вызвал к себе в “Торнадо” лидеров враждующих группировок Гуся и Пашка с “39 квартала” и примирил их. Правда, это была лишь формальность. Пашок был самым серьезным оппонентом Янакова. Он не хотел ходить под Авто, считая его коммерсантом (сам он придерживался “старых” уголовных “понятий”).

Воспользовавшись моментом, Авто приказал Гусю и Фаре избавиться от Агафонова. Они в свою очередь перепоручили заказ группе Елабужского. По первому требованию он приехал из Москвы в Казань. Сначала киллеры поехали в Шелангу, где находилась дача Агафонова (“кварталовские” запретили убивать Пашка в Казани). Но так и не дождавшись его, через несколько дней вернулись в Казань.

В результате 5 сентября от “кварталовских” поступило новое указание - убить Пашка при первой возможности в любом месте.

Однако Пашок всегда передвигался со своим братом и телохранителем. У него не было постоянных маршрутов, и киллеры не могли составить конкретный план убийства.

Тогда они выкрали телохранителя авторитета, чтобы собрать о Пашке побольше информации. Мужчину схватили возле его дома и, усадив в машину, отвезли на Лебяжье. Допросив, киллеры задушили его и закопали. И снова стали наблюдать за Пашком.

После исчезновения телохранителя Пашок стал передвигаться по городу в сопровождении своих “молодых”. Однако от елабужских киллеров Пашка это не уберегло.

23 сентября, проезжая по городу, в районе магазина “Океан” Елабужский заметил автомобиль Пашка . Авторитет был с братом. Тем не менее бандит позвонил своим людям и приказал убить обоих. После чего стал следить за автомобилем Пашка, сообщая киллерам о его маршруте. Наконец братья заехали на автостоянку на улице Гаврилова. Через несколько секунд после того, как они вышли из автомобиля, к ним подскочил киллер (бывший “афганец”) и открыл огонь из двух пистолетов. Пашок скончался на месте, брат выжил.

После убийства “тридцатьдевятовского” в Казани в любой момент могла начаться очередная криминальная война. Однако правоохранительные органы республики успели ее предотвратить.

Спустя несколько дней по подозрению в совершении преступления во Владимире были задержаны несколько елабужских киллеров. Благодаря их показаниям в пригородах Казани оперативники смогли откопать не один десяток трупов людей, долгие годы считавшихся пропавшими без вести.

Но главное, удалось установить причастность к убийствам “кварталовских” авторитетов. С этого момента и начались аресты лидеров и участников преступного сообщества. В одно производство были соединены 59 уголовных дел 1993 - 2005 годов.

Изучением дела “Кварталов” занимался отдел по расследованию убийств и бандитизма татарстанской прокуратуры. Была создана совместная с оперативниками уголовного розыска УВД Казани следственная бригада из 25 человек. При этом для более эффективного расследования при опросах свидетелей и обвиняемых использовался полиграф.

Вскоре после начала расследования был ликвидирован рынок на Адоратского, служивший финансовой подпиткой ОПС “Квартала”. Из-под контроля бандитов были выведены десятки коммерческих структур Ново-Савиновского района. В ходе следствия у участников ОПС был изъят громадный арсенал: 20 единиц огнестрельного оружия, боеприпасы, 43 гранаты, 2 радиоуправляемых взрывных устройства, 13 тротиловых шашек.

Впрочем, “кварталовские” тоже не сидели сложа руки. Остававшиеся на свободе мафиози предпринимали попытки развалить уголовное дело. В том числе заставить проходивших по делу свидетелей и обвиняемых отказаться от своих показаний. Причем этим дело не ограничивалось, свидетелей заставляли писать жалобы на работников правоохранительных органов о том, что те якобы выбили из них показания. Содержание этих жалоб согласовывалось с Авто (хотя лидер ОПС и был объявлен в международный розыск, в то время еще продолжал скрываться в Казани).

Однако все попытки надавить на свидетелей немедленно пресекались и дело было доведено до суда. Не исключено, конечно, что “кварталовские” попытаются повлиять теперь уже на судебный процесс. Тем более что на свободе остается достаточно много криминальных авторитетов союза.

Впрочем, по словам начальника отдела по расследованию убийств и бандитизма татарстанской прокуратуры Анвара Ахмедзянова, любые попытки давления на суд будут жестко пресекаться. В ходе расследования было допрошено более 300 “кварталовских”, которые дали признательные показания, рассказав о деятельности преступного сообщества, и таким образом встали на сторону правосудия. Приняты все возможные меры для предотвращения давления на свидетелей и суд. Например, по делу проходит 46 засекреченных свидетелей - уникальный для татарстанского, да, видимо, и российского правосудия случай.

В настоящее время к уголовной ответственности привлекается 21 человек (18 арестованы). Это представители сразу нескольких бригад ОПС: “27-й”, “37-й”, “38-й квартал”. Среди подсудимых оказались лидеры “17-го” и “27-го” “Кварталов” - Гусь и Фара, а также коммерсант из Буинска, успевший, кстати, стать депутатом сельсовета.

Им инкриминируются организация и участие в преступном сообществе, бандитизм, совершение 17 убийств, 12 разбойных нападений, незаконное хранение оружия, похищения людей, вымогательства и уничтожение чужого имущества. Материалы дела занимают 113 томов.

Уголовные дела в отношении еще нескольких десятков “кварталовских”, совершивших преступления средней тяжести и признавших вину, были выделены в отдельное производство и по ним уже вынесены приговоры.

P.S. Месяц назад в Греции был задержан Авто. Экстрадиция его в Россию может оказаться не такой простой задачей. Дело в том, что Янаков - грек по происхождению - принял греческое гражданство. Более того, он был отпущен греческими властями из-под стражи.

Правда, дорога в Россию для Авто заказана. А управлять остатками “Кварталов” из средиземноморья он явно не сможет. Да собственно и “кварталовского” союза в его прежнем виде уже не существует. Он распался на обособленные друг от друга группировки. Кстати, прежней солидарности между ними как не бывало. Сегодня оставшиеся на свободе братки пытаются разделить между собой остатки имущества “Кварталов”.

“ВиД” будет следить за ходом судебного процесса.

721
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии