Время и Деньги
10.08.2011 ТВ и кино

С новым кодом

В прокат вышел фильм “1612” Владимира Хотиненко.

- И как? - осторожно поинтересовалась я у подружки, выходя из кинозала.

- Пореченкова мало. И лицо шлемом закрыл, - помолчав, вынесла она вердикт.

И это, пожалуй, самое мягкое суждение о новом фильме Владимира Хотиненко.

Российские блоггеры кипят негодованием, что понятно: часть средств, выделенных на очередную ура-патриотическую сагу, пошла на масштабный пиар фильма. Все ждали... И дождались.

Продюсером снятой по госзаказу ленты явился сам капитан нашего кинематографа, и михалковские уши торчат в “1612” отовсюду. Экскурс в историю государства российского начинается не абы с чего, а со сцены народного гуляния, привет “Сибирскому цирюльнику”. Зато изящества, свойственного Никите Сергеевичу, в фильме Хотиненко нет: не воробушек прыгает под державными сапогами, а прокопченный череп самозванца лопается под ногами народа-богоносца, болтливому холопу отрезают язык. Вас еще не стошнило? А это лишь начало.

Фильм идет два с половиной часа. Большую часть занимают резня, пальба и вид людей, горящих заживо. Люди эти, конечно, подлые полячишки, что с них возьмешь. Впрочем, русский народ не краше. Единственный симпатичный персонаж - наемник-гишпанец, в услужении у которого находятся главный герой холоп Андрей, по смерти хозяина переодевшийся в его наряд, и его верный оруженосец татарин Костка (ассоциации с Доном Кихотом неуместны). Бравого гишпанца убивают в начале фильма, но не все потеряно.

Призрак кабальеро является Андрею с такой завидной регулярностью, что невольно возникает вопрос: какие это грибы растут в дремучем лесу, где до времени хоронятся ушлые холопы? Надо сказать, что посещают героя и более возвышенные видения: на каждой полянке чудится ему конь с приклеенным рогом, явно забредший из другого фильма. Фэнтезийная линия в киноленте исторического жанра, да еще снятой по госзаказу, выглядит, по меньшей мере, странно.

Не менее удивляет сюжет: холоп Андрей, ставший свидетелем убийства семьи Годунова, с упорством, достойным лучшего применения, охотится за царевной Ксенией Годуновой. По художественной логике, он должен быть влюблен в царевну, но кажется, что действует сексуальный маньяк. Радует, что пропаганда ограничена несколькими общими высказываниями князя Пожарского (Пореченкова).

Вышло как в старые добрые времена: хотели политическую агитку к дате - получите фигу в кармане. Если Хотиненко сделал это сознательно, снимаю шляпу. Но вряд ли. Вообще, праздник, спущенный по разнарядке сверху, вызывает недоумение. О каком единстве может идти речь, если общество чудовищно расслоено? О какой победе русских над поляками мы говорим, живя в многонациональном государстве? 4-го ноября соседка-татарка спросила у меня:

- А у вас какой праздник?

- У нас Казанская.

Что еще ей ответить?
0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии