Время и Деньги
16.12.2008 Культура

Юшковы, родственники Толстого. Утерян склеп близких губернатора Парижа

Приближается юбилей Льва Толстого, и, конечно, Казань не минуют эти торжества, ведь с нашим городом у великого писателя была тесная связь.

Мест, связанных с именем Льва Николаевича, можно насчитать несколько. Напомним, что Толстой прожил в Казани шесть лет - с 1841 по 1847 годы. Одним из толстовских уголков Казани можно считать бывший Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, более известный горожанам как “архиерейские дачи”.

Монастырский комплекс, которым последние десятилетия владеет одна из сельскохозяйственных организаций, навевает мысли печальные. Замечательный парк, в котором любил прогуливаться Лев Николаевич, возможно, он напоминал ему аллеи имения родителей, находится в удручающе-запущенном состоянии. А ведь в этом тенистом парке Лев Николаевич совершал романтические прогулки со своей первой возлюбенной Зинаидой Молоствовой. И до сих пор в заросшем уголке среди деревьев растет знаменитая веймутова сосна, посаженная еще в 1767 году при митрополите Вениамине, в год приезда в Казань императрицы Екатерины Второй. Год назад сосне исполнилось 240 лет. Впрочем, узнать, что это за дерево, кроной которого мог любоваться Лев Николаевич со спутницей, редким посетителям парка не представляется возможным. Никому и в голову не пришло установить возле уникального дерева табличку с его названием и историей.

Еще более печально, что с лица земли стерт некрополь Ново-Иерусалимского монастыря, где за алтарем в прошлом красивейшего Воскресенского собора похоронено несколько родственников Льва Толстого. Естественно, что писатель не мог не посещать их последний приют. Благодаря стараниям казанского краеведа и историка Анатолия Елдашева, можно с уверенностью сказать, что вот эта самая поляна за алтарем собора - место, где нашла покой часть известной казанской дворянской фамилии Юшковых. Очевидно, Юшковы были благодетелями обители, в таких случаях мирских людей разрешалось погребать в монастырях.

Толстой любил и почитал казанских родственников. Особенно близок он был с Владимиром Юшковым, хотя разница в возрасте у него с Владимиром Ивановичем была почти в сорок лет. Владимир Юшков был женат на родной тетке Льва Николаевича Пелагее Ильиничне.

Юшковы владели селом Пановка в Лаишевском уезде, куда Толстой неоднократно приезжал. Однажды, это было в августе 1842 года, из Пановки будущий классик русской литературы наблюдал за дымом от сильнейшего пожара, который разгорелся в Казани. Город тогда потерял 1309 домов и 9 церквей - преимущественно в центральной части. Можно предположить, что воспоминания о пожаре Казани позже отразились на страницах толстовской прозы.

Что до личности родственника Толстого, то Владимир Юшков был участником войны 1812 года, он вышел из армии в чине полковника и некоторое время был уездным лаишевским предводителем дворянства. Любопытно, что портрет Владимира Юшкова кисти художника Соколова воспроизведен в монографии Лотмана “Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях”. Брат же Владимира Ивановича Александр также сражался против Наполеона, был участником Бородинского сражения и оказался награжденным орденом святой Анны второй степени. Участвовал во многих антинаполеоновских сражениях, дослужился до генерал-майора и даже был, после взятия Парижа, губернатором французской столицы. Изображение Александра Юшкова кисти английского художника Джорджа Доу можно видеть в военной галерее портретов участников Отечественной войны 1812 года в Зимнем дворце.

Можно дофантазировать, сколько рассказов о войне с Наполеоном услышал из уст родственников Юшковых Лев Николаевич и как эти свидетельства очевидцев потом ему пригодились.

Увы, ныне фамильный склеп Юшковых в Ново-Иерусалимском мужском монастыре утрачен. И не будь они даже родственниками Льва Толстого, эти храбрые воины заслуживают, чтобы земляки помнили о них и их близких. Во всяком случае, место, где находился склеп, известно, и наверняка городским властям будет не столь сложно хотя бы установить здесь памятный знак.

А юбилей Толстого может стать хорошим поводом для этого благого дела.
147
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии