Ветеран по-прежнему борется. За права пенсионеров
14.01.2010 Общество

Ветеран по-прежнему борется. За права пенсионеров

Михаилу Израилевичу Капелюшнику, почетному ветерану авиапромышленности, инвалиду Великой Отечественной войны, награжденному двадцатью правительственными наградами, 87 лет. 47 из них он трудился на Казанском моторостроительном объединении и 7 лет - в научном центре эластомеров. Михаил Израилевич - человек неординарный, и дело не только в том, что у него три высших образования, авиационное, политехническое и юридическое, которые помогали ему объемно видеть всякую производственную проблему, находя новаторские решения. Самое главное: Михаил Израилевич - из славной когорты людей неравнодушных, из числа тех, кого чужая боль задевает не меньше, чем своя. К сожалению, такие люди сейчас - вымирающий вид, но пока они есть среди нас, "земля еще вертится".

Верните льготы пенсионерам

Как-то раз Михаил Израилевич выносил мусор из квартиры и возле помойки встретил знакомого пенсионера, в прошлом профессора-физика. Уважаемый ученый собирал алюминиевые банки из-под пива и джин-тоника. Пенсии не хватало, вот бедняга и зарабатывал таким образом 30-40 рублей в день. А куда деваться пенсионерам, когда цены за коммунальные услуги, за лекарства растут как на дрожжах, а рост пенсии за ними не успевает? Раньше помогали держаться льготы, утраченные с монетизацией, которая лишь частично компенсировала понесенные из-за нее потери. Вспомним, льготы предполагали пятидесятипроцентную дотацию оплаты за отопление, газ, электроэнергию, водоснабжение, телефон, радио, коллективную антенну, зубопротезирование… Эта встреча потрясла Капелюшника, с присущей ему основательностью он обдумал проблему замены льгот всесторонне, досконально изучил и Конституцию РФ, и закон о монетизации. Пришел к выводу, что этот закон противоречит части второй 55-й статьи Конституции РФ, согласно которой в стране не могут издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина.

Права обиженных пенсионеров Михаил Израилевич начал отстаивать в судах. Ох уж это выматывающее хождение по судебным инстанциям… 9 января 2007 года Вахитовский суд отказал ему в удовлетворении иска, 10 января 2008 года это решение поддержал Верховный суд РТ, куда Капелюшником была подана кассационная жалоба.

- Безрезультатными оказались мои обращения в Президиум Московского городского суда, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда России. Следующей инстанцией стал Конституционный суд, я обратился к его председателю Валентину Зорькину. В итоге наша семья, единственная в России, получила от Конституционного суда РФ (письмо №3926) право вернуться к прежним льготам, и то потому, что я - инвалид войны, - рассказывает Михаил Израилевич. - А как же остальные пенсионеры, я ведь не для себя старался, за всех обиженных. Я, продолжая бороться за то, чтобы справедливость восторжествовала, вновь обратился в Конституционный суд. 9 мая, в самый дорогой для меня праздник, мне исполнится (Бог даст доживу) 88 лет. Мне хочется оставить о себе добрую память, улучшив жизнь миллионов пенсионеров, что станет возможным при отмене антиконституционного закона о монетизации.

Под лежачий камень…

- В последние годы в нашей стране из-за деформации общественной и политической жизни в значительной степени утрачены чувства товарищества и взаимопомощи. Ужасно переживаю все это и потому и в преклонном возрасте не прекращаю бороться с несправедливостями. Горжусь тем, что за 54 года своей трудовой жизни сумел немало сделать для развития отечественного авиамоторостроения, внедряя разработки казанских ученых, решая экономические и социальные проблемы. Я привлекал внимание общественности к ним, публикуясь на страницах "Правды", "Известий", "Экономической газеты", "Труда" и других, - говорит ветеран.

Михаил Израилевич деятельно участвовал в освоении многих двигателей, в работах по увеличению их ресурсов и надежности. Он занимался комплектацией агрегатов и приборов. Однажды Михаилу Израилевичу удалось решить проблему государственной важности, добившись многомиллионного эффекта. Суть его в том, что раньше все авиационные двигатели, приборы и агрегаты, прошедшие периодические испытания, отправлялись в металлолом. Капелюшник добился того, что их стали ремонтировать и использовать в пассажирских самолетах. Чтобы наладить пассажирскую эксплуатацию, пришлось договариваться с 34 фирмами. За это в 1980 году по приказу министра авиационной промышленности П.Дементьева Капелюшник получил солидную премию - в размере стоимости автомобиля "Волга".

Кроме этого, Михаил Израилевич решал все вопросы "по вентилятору" самого распространенного вертолета МИ-8.Чтобы добиться соответственного защитного покрытия лопаток этого вертолета, ему пришлось обращаться в Госарбитраж, в ЦК КПСС, в Президиум Верховного Совета, в Президиум первого съезда народных депутатов. Он участвовал и в подготовке серийного выпуска пассажирского самолета ТУ-104.

Покой нам только снится

С 1996 года Михаил Израилевич был главным специалистом научно-производственного центра по производству эластомеров (ОПП ЦРЭ). Ученые, работавшие в этом центре, занимались созданием новых пластификаторов, в частности ими был разработан пластификатор "Эдос", который широко используется многими предприятиями России и СНГ.

Михаил Израилевич с его энергией и на новом месте успел сделать много доброго. Так, он опубликовал в журнале "За рулем" статью о свойствах вновь созданной автомобильной шпаклевки, после чего на нее посыпались заказы. Пять месяцев потратил на переписку с Минобороны и выбил-таки из него долг в 1,5 миллиона рублей.

В 2007 года пришла беда, откуда не ждали: казанские власти решили, было, построить на участке, на котором расположен центр, пятизвездочный отель. Понятно, что под снос попадало и здание центра. Восемь месяцев руководству центра пришлось выяснять отношения с Вахитовским исполкомом и горисполкомом, с Министерством культуры, с главным архитектором города, с Комитетом по земельным отношениям, администрацией Президента РТ. Надо ли говорить, что Капелюшник принимал в этой борьбе самое активное участие? В итоге удалось сохранить здание и закрепить за центром земельный участок.

Единственное, пожалуй, чего ему не удалось добиться, - востребовать долг с Федерального долгового центра (ФДЦ), который в эпоху бартера принимал налоги у предприятий различными товарами. Не помогло и соответствующее решение Высшего арбитражного суда Татарстана. Обращений по этому поводу также было много - и в Госдуму, и в Совет Федерации, и к Генеральному прокурору России…Однако толку от этого не было. Девяностые годы они потому и лихие, что почти всех ухитрились основательно общипать.

Банки, имейте совесть

В 1993-1994 годах Сбербанк России начал оформлять с увеличенными процентами доходов срочные и пенсионные вклады на 3,6,12 месяцев. Причем банк гарантировал, что в течение указанных сроков процент доходов меняться не будет. Несмотря на обещания, с 1995 года Сбербанк стал уменьшать процентную ставку доходов до истечения указанных сроков.

- Тогда я стал добиваться, чтобы перестали нарушать правила и возместили все по прежней ставке, - вспоминает Михаил Израилевич. - Более двух лет я потратил на переписку, дошел до Генерального прокурора РФ, до Верховного суда РФ, администрации президента и Конституционного суда. На свои запросы я получил 31 ответ. В результате моя правда взяла: Сбербанк прекратил снижение дивидендов и полностью возместил вкладчикам доходы за весь период, пока продолжалось их необоснованное снижение.

* * *

Как часто приходится слышать: "Что толку трепыхаться? Лбом стену не прошибешь". Деятельность Михаила Израилевича - пример того, что это не так. Просто за правое дело в нашей стране надо бороться, иначе, действительно, не получается. Но если бы у нас было больше таких граждански активных граждан, как Михаил Израилевич, жили бы мы сейчас по-другому.
22
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии