Время и Деньги
30.05.2011 Общество

"Солнечное" наследство

В воскресенье завершится Масленая неделя - время проводов зимы, веселья и чревоугодия.

Конечно, в наши дни мало кто отмечает Масленицу так, как это делали прежде. Еще в начале прошлого столетия этому разгульному, шумному празднику придавалось особое значение, а его многочисленные участники "отрывались", говоря современным языком, на полную катушку. Что же делало эту обычную вроде бы неделю такой долгожданной и притягательной?

Во-первых, древние языческие верования, которые так до конца и не умерли в народной душе. Например, сожжение ритуального чучела, пепел от которого разбрасывали по полям, должно было сделать землю щедрой и плодородной, пробудить ее от долгого зимнего сна. В Поволжье, в том числе и в Казанской губернии, в костер также бросали маленькие самодельные куклы. Ну а обильные трапезы, кулачные бои, катание на тройках и взятие снежного городка, которые на самом деле являются элементами славянской тризны, призывали милость предков. Хотя их духи, по мнению язычников, и уступали в силе Перуну, Велесу или Макоши, все же были достаточно могущественны, чтобы вмешиваться в жизнь людей и помогать им.

Собственно и поедание блинов - обряд, без которого Масленица вообще немыслима, несет двойную нагрузку. С одной стороны, у славянских народов блины и лепешки всегда были поминальным блюдом. Поедая их на Масленичной неделе, трапезничающие как раз чтили всех ушедших, надеясь на их поддержку. С другой - румяный, горячий, круглый блин - символ жизнерадостного весеннего солнышка и бога Ярило, который прогоняет морозы, топит снега и дарит лето. Его представляли в виде молодого рыжеволосого всадника на белом коне, в венке из цветов и с колосьями пшеницы в руке. К слову, ярицей некоторые славянские племена называли пшеничное поле. В общем, Ярило - представитель "доброй" части славянского пантеона, которого больше любили, чем страшились.

Во-вторых, в христианские времена шумное веселье на Масленицу предваряло печальный и аскетичный Великий пост. Люди стремились напраздноваться впрок, чтобы потом больше чем на месяц отрешиться от мирских радостей и вспомнить, что не хлебом единым жив человек. Своеобразным водоразделом служило Прощеное воскресенье, когда, прося у всех прощения за вольные или невольные обиды, православный люд постепенно переходил от доставшегося ему в наследство языческого празднества с его забавами и чревоугодием к христианским представлениям о спасении души и устройстве мира.

К слову, практически во всех христианских странах Великому посту предшествует яркий карнавал, во время которого пекут блинчики, оладьи и жирные лепешки с маслом. Например, во Франции он называется Mardi gras (Жирный вторник), а в англоязычных странах - Pancake Day (Блинный день). Кто читал знаменитый роман Джоанн Харрис "Шоколад", вспомнит, что действие начинается как раз в день карнавала и главная героиня покупает своей маленькой дочурке горячую лепешку. Эта книга, кстати, вообще полна символов. Путь жителей мрачного провинциального городка от подозрительности и предрассудков к любви и сочувствию пролегает через Великий пост и завершается грандиозным "шоколадным" празднеством на Пасху.

Нам, впрочем, до Пасхи еще далеко. Еще предстоит проводить поднадоевшую зиму и отметить Масленицу. Давайте запасемся хорошим настроением, напечем пышных, ароматных блинов, а после трапезы прогуляемся по весеннему городу. Надеюсь, что бог Ярило будет к нам милостив и одарит теплой солнечной погодой и звенящей капелью. Ну а если кто-то, угощаясь блинами, на минутку вспомнит и о предыдущих поколениях, это тоже не повредит. Можно и желание загадать. Вдруг сбудется.
4
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии