Наш человек в Монреале. Представитель известной театральной династии - восходящая "звезда" дирижирования
16.12.2011 Культура

Наш человек в Монреале. Представитель известной театральной династии - восходящая "звезда" дирижирования

На днях в Татарском академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля был прелюбопытный гастролер - дирижер из Канады Айрат ИШМУРАТОВ.

Кажется, ему на роду было написано идти в драматический театр и продолжить династию. Посудите сами: Айрат - внук актрисы и многолетнего председателя СТД РТ Рашиды Зиганшиной и драматурга Ризы Ишмурата. Но он выбрал Казанскую консерваторию, окончив ее по классу кларнета, служил в нашем оперном, а потом резко изменил жизнь, уехав с семьей в Канаду. Стал бакалавром Монреальского университета, победил на многих международных конкурсах, как солист выступал во многих странах с лучшими канадскими оркестрами. Затем увлекся дирижированием, получил степень дирижера оркестра в университете Монреаля, пишет музыку и дирижирует, сотрудничает со многими оркестрами. Два года назад стал профессором музыкального факультета Universitete Laval.

Мы встретились с Айратом наутро после "Жизели", которую он продирижировал в нашем оперном так технично и прочувствованно одновременно, что ему аплодировали не только зрители, но и оркестранты. А меломаны уверены: Айрат Ишмуратов - новая "звезда" в дирижировании.

- Айрат, как родилась идея продирижировать спектаклем в Казани?

- Мне всегда было интересно освоить балетный и оперный репертуар, потому что я - дирижер симфонический. Театр - это совсем другой мир, особенно опера. Это то, чем я всегда хотел заниматься. Директор казанского театра Рауфаль Мухаметзянов дал мне возможность дебюта, и он вроде бы удался.

- Вы не случайно выбрали для дебюта театрального дирижера родной город и театр, где когда-то служили?

- Не случайно. В этом оркестре я всех знаю и сразу же ощутил большую поддержку оркестра.

- Расскажите немного о ваших корнях.

- Я - коренной казанец. Вырос на улице Баумана, рядом с кинотеатром "Родина", в банальной коммуналке. Окончил 39-ю школу, школа дала мне хороший английский, что помогло потом в Канаде. Бабушка была актриса, народная артистка России Рашида Зиганшина. Дед - драматург. Родители не имеют отношения к театру: мама - химик, папа - инженер. Детство было театральное - бабушка брала с собой. Кстати, моя первая профессиональная работа была в оркестре Камаловского театра у Фуата Абубакирова. Потом в оперном открылась вакансия, и я перешел в этот оркестр. Здесь я прослужил три года и был участником трех первых выездов театра на гастроли в Голландию. Мы везли "Бориса Годунова" и "Риголетто", которых до этого полгода репетировали. Ехали сквозь ночь в Москву, потом летели в Голландию, и все были в восторге - первый раз за рубеж. Такая поездка была тогда для нас шоком. Мне в это время был 21 год.

- Как получилось, что вы уехали в Канаду?

- Длинная история. Первый раз я уехал на мастер-классы в 1997 году в Канаду, там я познакомился с моим будущим педагогом. После первого занятия он пригласил меня поступать к нему в университет в Монреале. Мне дали стипендию. Я учился по классу кларнета, потом начал заниматься дирижированием, к которому меня всегда тянуло. Мне еще в Казани, в музыкальном училище говорили, что у меня есть дирижерские данные. Мне всегда хотелось этого на подсознательном уровне, но в Канаде эта мечта стала реальностью. Я сейчас работаю со многими оркестрами, моя последняя позиция - дирижер-резидент квебекского оркестра, ему уже почти сто лет. Был очень большой конкурс, и мне повезло, я его выиграл и получил этот контракт. В Канаде есть такая правительственная программа: молодым дирижерам дают возможность работать с оркестрами. Потому что музыкант, даже если он не работает, имеет возможность заниматься самостоятельно и не терять профессию, а дирижеру непременно нужен оркестр, иначе он профессию потеряет. Для него это единственная возможность вырасти и приобрести опыт.

- В Казани вам прежде приходилось дирижировать?

- Я сотрудничал с камерным оркестром "Ла Примавера" и при Фуате Мансурове три концерта дирижировал с ГСО.

- Какова музыкальная ситуация в Канаде?

- Там на музыку выделяют много денег. Организация концертов, реклама, там все на высшем уровне. Уровень оркестров очень высокий. Монреальский симфонический оркестр входит в десятку лучших оркестров мира, это потрясающий коллектив. Но российская музыкальная школа везде уважается. Когда говоришь, что из России, отношение сразу меняется.

- Где было лучше учиться: в Казани или в Монреале?

- Дело не в лучше и хуже. Было по-другому. Если бы я не учился в Казанской консерватории и мои педагоги не дали бы мне то, что дали, я вряд ли бы там куда-то поступил.

- Вам понравился оркестр нашего оперного?

- Я хорошо их знаю, это мои бывшие коллеги. В нашем оперном собраны лучшие музыканты города. Не случайно наш театр сейчас гремит в Европе и на его спектакли приходят толпы зрителей. И это не разовый успех, а реальное положение дел.

- Вы продолжите сотрудничать с казанским оперным?

- Мне бы очень этого хотелось, и дирекция театра пообещала меня еще приглашать.
9
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии