Время и Деньги
06.01.2012 Экономика

Произвольные льготы - это значит произвол!

На фоне политических страстей последних дней от внимания просвещенной общественности ускользнул, по моим наблюдениям, один факт экономической жизни страны, а именно - подписанный Президентом РФ Дмитрием Медведевым закон о поправках в ФЗ 212, тот самый, который регламентирует взимание с хозяйствующих субъектов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. А между тем утвержденные поправки, вопреки обещаниям властей, не сулят российскому бизнесу облегчения.

Все предприниматели помнят, конечно, шок, вызванный известием, что законодатель решил заменить Единый социальный налог (ЕСН) на группу страховых взносов с увеличением нагрузки на фонд оплаты труда, для малого бизнеса, с 14 до 34 процентов. Шум поднялся нешуточный, и в п. 8 ст. 58 вышеупомянутого закона в спешном порядке были внесены изменения в части пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков - для малых предприятий производственной и социальной сферы, применяющих упрощенную систему налогообложения. Тогда же, около года назад, глава государства публично заверил, что власти предпримут все необходимые шаги, чтобы как-то облегчить бремя для малого и среднего российского бизнеса, уточнить и компенсировать. Что же вышло в итоге? Как говорится - гора родила мышь.

Вопреки заверениям, ожиданиям, правовой логике и здравому смыслу, в утвержденном законе не возник перечень категорий плательщиков, которым предоставляются компенсирующие льготы, а остался перечень по видам деятельности, причем весьма странный. То есть он изначально был странным, а теперь просто… немного расширился.

Такое впечатление, что составители этого перечня играли в игру "кто больше вспомнит видов деятельности". Были использованы все буквы русского алфавита (кроме "й", мягкого и твердого знаков), дошли до того, что к букве "я" принялись добавлять цифровые индексы, угомонились, казалось, на "я" с индексом "7", но нет, после поправок перечень расширился до "я 10"; добавились еще три вида деятельности: розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями; производство гнутых стальных профилей; производство стальной проволоки.

Понять, в чем здесь логика, решительно невозможно. Начитавшись на ночь Налогового кодекса и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), из которого выуживались льготники, я всю ночь ворочался и не мог найти ответы на вопросы. Ну, в самом деле, что такое случилось в России с гнутыми стальными профилями и со стальной проволокой, что именно производители этих продуктов попали в список льготников? Предприятий, делающих профиль, по России всего-то 22, а на "упрощенке" одно, может быть, но этот вид деятельности в перечне (в отличие от аудиторской, скажем, таких фирм на "упрощенке" в РФ около 4500). Может быть, логика в том, что в перечень вошли предприятия и организации, делающие нечто такое, чего в стране остро не хватает? Да нет, вот аптеки, которые на каждом углу, - тоже в перечне льготников. Может быть, какие-то бизнесы себя не окупают, но остро необходимы? Тоже не сходится: в перечне есть стоматологи, которые уж точно на паперти стоять не будут. А может быть, нужно обеспечить какие-то особо социально значимые виды деятельности? Но тогда при чем здесь управление недвижимым имуществом?

Иными словами, на каком основании законодатель в п.8 ст.58 212-ФЗ разрешил применять пониженные тарифы страховых взносов только по произвольно составленному перечню по видам деятельности ОКВЭДа, а не той части предприятий и организаций малого и среднего бизнеса, работающих по "упрощенке", которые подпадают под критерий определенных ограничений по выручке, численности персонала и остаточной стоимости основных средств?

Поразительно, но законодатель вообще не дает понятия категории плательщика, хотя 58-я статья закона 212-ФЗ называется "Пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов". Зато исчерпывающие разъяснения на сей счет дает Минфин РФ, - в письме от 27.02.2009 г. № 03-11-11/29 указывается, что для каждой конкретной категории отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные для соответствующей совокупности плательщиков, к которым можно отнести виды экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство и др.), размеры предприятий (микро-, малые, средние предприятия), для кого выполняются работы (услуги) (государственный и муниципальный заказ, услуги для населения и др.), месторасположение (удаленные, малозаселенные, депрессивные в экономическом развитии региона) и другие.

Размышления над причудами законотворчества и переплетений законодательной и исполнительной ветвей нашей власти приводят к двум выводам.

Во-первых, существует базовый, коренной изъян процесса. Он в том, что, заменив понятие единого социального налога на понятие "страховые взносы во внебюджетные государственные фонды", законодатель вывел последние из-под действия Налогового кодекса, хотя по своей экономической сущности "сборы" есть именно налог, во всяком случае - в глазах работодателя. Изъян здесь в том, что статья 3 НК РФ прямо устанавливает: "налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными". Точно так же НК фиксирует принцип возможности предоставления налоговых льгот только категориям налогоплательщиков и невозможность установления льгот, носящих индивидуальный характер. Логично? Абсолютно! Но страховые взносы - это, формально, не налоги и налоговые сборы, а значит, тут допускается любая вольница. Что мы и наблюдаем.

Во-вторых (и как следствие), мы имеем прямой возврат в законодательство начала 90-х годов, когда льготы могли предоставляться налево и направо по произвольному выбору. Чьему выбору, спрашивается, и в чьих интересах? Очевидно, что в чьих угодно, но только не в интересах государства и развития экономики страны, в том числе и не в последнюю очередь - малого бизнеса.

Кому-то может показаться, что все это касается работодателей, но никак не работников. Отнюдь. Между прочим, некоторые горячие головы предлагают включить деньги, выплачиваемые бизнес-структурами в виде страховых взносов, в зарплату работников, чтобы они сами за себя платили взносы и в пенсионный фонд, и соцстрах, и медстрах, да и подоходный налог в придачу. Можете себе представить реакцию российского трудящегося люда, когда он поймет, что с каждого рубля надо отдавать 47 копеек? Боюсь, площадь Тахрир в Египте покажется детским утренником.

В общем, налицо и несправедливость, и нерациональность комментируемого федерального закона. Для того, чтобы устранить имеющиеся в нем и чреватые весьма серьезными последствиями изъяны, необходимо, на мой взгляд, сделать всего 3 вещи.

1. Проверить закон на коррупциогенность;

2. Ввести в закон раздел об общем порядке предоставления льгот по уплате страховых взносов и дать определение категории плательщика страховых взносов;

3. Внести изменения в п.8 ст.58 закона 212-ФЗ, предоставив право применения пониженных тарифов страховых взносов всем организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения без какого-либо изъятия и исключив перечень льготных видов деятельности по ОКВЭД. Или, в крайнем случае, ограничить это право сферой материального производства, как это делалось раньше.

Я хотел бы, чтобы эта статья считалась обращением к депутатам нового созыва Государственной Думы и, прежде всего, от партии "Единая Россия", партии парламентского большинства. "Налоги должны быть справедливыми" - так было написано в предвыборной программе "Единой России". Я на этих выборах проголосовал за "Единую Россию" и имею полное моральное право предложить депутатам нового состава Госдумы от "Единой России" исполнения предвыборных обещаний, исправления тех ошибок, которые были допущены депутатами предыдущего состава Госдумы в суматохе последних дней ее работы.

Мудрость ведь зачастую заключается не в том, чтобы не совершать ошибки, а в том, чтобы их вовремя исправить.

С.Л.НИКИФОРОВ,

избиратель и предприниматель.

P.S. Закончил статью и узнал новость: в Госдуму направлены поправки в закон "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", освобождающие Пенсионный фонд России от обязательного аудита. Продолжение следует?

С.Н.
3
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии