Время и Деньги

…В доме Облонских

Всё смешалось в деле об избиении активиста татарстанского отделения молодежного крыла партии «Единая Россия» Эдуарда Салахутдинова, и в массе информационных атак и контратак теряется простой, но так и не заданный до сих пор вопрос:  кому понадобилось избиение, кому выгоден поднявшийся шум?


Пересказывать предысторию нет смысла, думаю, - все и так в курсе.  Изложу только хронику сегодняшнего дня.  После того, как 24 августа глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил своим подчиненным провести процессуальную проверку версии инцидента с активистом МГЭР, изложенную в «Известиях» (в сообщении СК это названо «фактами», хотя материал как раз по части фактологии полон противоречий, однозначен только обвинительный уклон в адрес МВД по РТ), не прошло и суток, как изменился исполнитель. Первоначально поручение было дано руководителю следственного управления  СК РФ по РТ,  однако сегодня выяснилось, что проверкой занимается 3-е СУ ГСУ СКР в ПФО, что в Нижнем Новгороде, и сегодня же последовала первая сенсация. Как говорится на официальном сайте СК РФ, в результате проверки установлено, что оперуполномоченный отдела уголовного розыска УМВД по городу Казани Азат Ганиев, «совместно с другими пока неустановленными сотрудниками полиции»,  угрозами принудил одного из участников проекта «Агенты» (нацеленного, в основном, на выявление объектов нелегального игорного бизнеса) 7-кратно судимого Ильина,  оговорить Эдуарда Салахутдинова, который, по словам Ильина, сам крышевал  тот бизнес, с котором, официально, боролся. Собственно,  эти показания до поры до времени были единственным публично высказанным МВД по РТ  основанием для возбуждения уголовного дела против Салахутдинова, превратившегося  из жертвы преступления в подозреваемого в нём (по другой статье, разумеется).  Теперь же подозреваемым в превышении должностных полномочий оказался оперативник Ганиев, и уголовное дело СК возбудил уже относительно его.  Салахутдинов, следовательно – дважды жертва: избиения и оговора.

Ответный удар последовал буквально через пару часов:  на сайте МВД появилась пространная информация, из которой следует, что Салахутдинов не просто «крышевальщик-одиночка», а главарь  общественной преступной организации «Правопорядок», действовавшей в Нижнекамске и попавшей в оперативную разработку еще в июне этого года.  Точнее, разрабатывали группу, занимавшуюся подпольным игорным бизнесом, и на допросе один из фигурантов дела показал, что Салахутдинов и активисты созданного им общества «Правопорядок» регулярно вымогали у него деньги «за свое молчание», в противном случае угрожая провести «рейд по игровым салонам», а также сообщить в правоохранительные органы и СМИ. закрыть все заведения. По словам фигуранта, он передал Салахутдинову более миллиона рублей. (На всякий случай, по-видимому, МВД уточняет, что у него есть показания на Салахутдинова еще пяти свидетелей и напоминает о ранее  уже прозвучавшей в СМИ аудиозаписи разговора активиста МГЭР с владельцем одного из подпольных игровых салонов, из которого можно сделать вывод, что Салахутдинов брал деньги за то, чтобы салон мог беспрепятственно работать.)

Весьма кстати в релизе оказались и бухгалтерские расчёты, проделанные полицейскими.  Оказывается, Эдуард Салахутдинов купил землю и построил дом в престижном пригороде Казани, оцененный (с учётом незавершенности стройки) «не менее» чем в 6 млн рублей, тогда как за 2013-2014 годы, будучи директором-учредителем ООО «Татинтергрупп» (услуги по установке офисного оборудования, торговля электротоварами и тому подобное), легально мог заработать не более 700 тыс. рублей. (Будет забавно, если в качестве ответного хода завтра-послезавтра  Салахутдинов предъявит богатую бабушку и/или долговые расписки помогавших в обустройстве друзей.)

Что касается информации о расследовании избиения, то она выглядит поскромнее. МВД сообщает, что  «дело находится на контроле у Министра внутренних дел по РТ, по нему проводятся ежедневные заслушивания, объём материалов составляет более 4-х томов. Допрошено 152 свидетеля, получены результаты 7 экспертиз, проводятся ещё три».  А за этим следует описание обстоятельств, при которых Эдуард Салахутдинов был обнаружен после избиения, и медицинских характеристик его состояния.  Обобщенно всё это выглядит, как прозрачный намёк, что избиение было инсценировано.

 

И вот тут возникают вопросы, которые еще ждут своих ответов.

Первое.  Если Салахутдинова действительно избили,  почему бы ему не помочь следствию, указав на тех из среды нелегальных игровиков, с которыми он имел дело и которым мог насолить (или уже насолил) особо, облегчив, таким образом,  установление злоумышленников?  Информация о том, что он не спешит помочь следствию таким образом проскальзывала,  обратного свойства – нет. Кстати, ничего не слышно и о том, оказывают ли какое-то содействие следствию соратники Салахутдинова по проекту «Агенты», то есть по совместному выявлению противоправной деятельности игровиков и сигнализированию правоохранительным органам.

Второе. Если избиение является по сути инсценировкой (меня, честно говоря, смутило интервью пострадавшего «Вечерке», когда он сообщил, что получил 25 ударов битой: трудновато представить, чтобы, получив битой по голове, человек не сбился со счета на втором-третьем ударе),  то вопросы, заданные выше, отпадают сами собой, но возникает важнейший: кому выгодна такая инсценировка?

МВД по РТ? Очевидно нет: если активист уже был в разработке, городить огород с какими-то битами нет абсолютно никакого смысла.  Властям Татарстана, занятым подготовкой к проведению триумфальных выборов президента республики со всеми вытекающими из триумфа последствиями для политического торга с Москвой по поводу наименования должности руководителя Татарстана и вытекающей отсюда же свободой рук для некоторого перестроения, скажем так, местных элит? Еще более нет, абсолютно невыгодно.

Самому Салахутдинову? Может быть, если предположить, что он почувствовал, что его «ведут»  и решил прикрыться ореолом пострадавшего за правое дело.  Как говорится, мотив есть.

Татарстанскому отделению молодогвардейцев «Единой России» (по собственной инициативе или по согласованию с центральным штабом)? Исключать не берусь:  это прекрасный пиар, особенно если учесть, что МГЭР давненько не отмечался чем-то по-настоящему громким.  В связи с этим другой окрас может иметь и внезапное освобождение со всех постов в МГЭР главы местного отделения молодогвардейцев куратора МГЭР в ПФО Ксении Владимировой, до сих пор никак не разъясненное; может её освободили не потому, что она чего-то не организовала, а потому, что организовала, но чересчур брутально и топорно?

Есть также версия, что мы имеем дело с провокацией неких московских недоброжелателей (то ли политической группы, которой надо испортить благостную картинку дел в Татарстане накануне выборов 13 сентября, то ли группе бизнесменов,  которые таким образом хотели бы подорвать позиции Рустама Минниханова и сделать его более сговорчивым в вопросах передела лакомых кусков татарстанской собственности в пользу столичных групп и группок). В принципе, и это нельзя сбрасывать со счетов, хотя такие цели в России достигаются, конечно, в тиши больших офисов, - никак не через провоцирование  уголовщины мелкого пошиба.  И главное: неужели кто-то всерьез думает, что «дело Салахутдинова» в состоянии хоть на долю процента изменить результаты выборов главы республики?  Смешно.

 Так или иначе,  ждать официальных ответов недолго: никому не интересно оставлять ситуацию в подвешенном состоянии.  Если, конечно,  не обострится внутривидовая борьба среди силовиков:  помимо московского штаба МГЕР, Татарстанского отделения ЕР, МВД по РТ в дело решила вмешаться прокуратура, пока татарстанская. Последней новостью дня по теме было сообщение, что «прокуратура РТ отменила постановление СУ СКР по РТ о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника отдела уголовного розыска УМВД РФ по г. Казани».

«Информация о том, что оперативник, участвовавший в раскрытии преступления по факту вымогательства денежных средств у неработающего жителя республики, - говорится в сообщении прокуратуры, - был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 286 УК РФ – «Превышение должностных полномочий», была распространена через официальный сайт Следственного Комитета Российской Федерации с распространением персональных данных лица, занимающего государственную должность. В то время, как сам сотрудник полиции на момент возбуждения уголовного дела не был ни задержан, ни даже допрошен. 

26 августа Прокуратура Республики Татарстан отменила постановление СУ СКР по РТ о возбуждении уголовного дела в отношении сотрудника отдела уголовного розыска УМВД РФ по г. Казани  в связи с отсутствием достаточных оснований, свидетельствующих о факте совершенного преступления, то есть - с необоснованностью принятого процессуального  решения».

Show must go on?

 

Юрий Алаев.

 

0
Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии